На эти вопросы пытается ответить корреспондент британской Telegraph и обозреватель мирового финансового кризиса Амброз Эванс-Притчард. Он предлагает четыре возможных ответа.
1. Никто всерьез не верит, что Россия сделает что-то из ряда вон выходящее на Кавказе. На Грузию в общем-то всем наплевать, поэтому нынешний геополитический кризис — поддельный.
2. Разговоры об инфляции в главных индустриально развитых странах, которые производят 60\% мирового ВВП. Цена золота уже преодолела всплеск нефти и пищевых продуктов начала-середины 2008 года (отстающий индикатор избытка «легких денег» двух-трех летней давности) и теперь перед ней более серьезная проблема долговой дефляции.
3. Семилетнее падение доллара закончено, т.к. инвесторы в конце концов осознали, что мировая экономика падает в пропасть. США — единственная страна в большой семерке, которая еще не в рецессии (хотя скоро в ней будет, а к тому времени остальные уже будут на коленях). Поэтому золото уже не является антидолларовой ставкой в текущем раунде.
4. Ресурсный бум затормозился. Грядущая мировая рецессия (рост мирового ВВП ниже 3\% по определению МВФ) берет верх над ресурсным суперциклом.
Золото, достигнув уровня в 1030 долларов за унцию в феврале 2008 года, упало до уровня до 800−810 долларов во второй декаде августа. Оно провалилось через ключевые уровни технической поддержки и тем самым вызвало вал автоматических продаж через биржевые системы.
Для «золотых жуков» произошло неслыханное — золото упало сквозь 50-недельный движущийся средний уровень цен, критическая линия поддержки, которая держалась в течение последних семи лет. Но если золото сможет быстро занять утерянные позиции, то оно закроет месяц над этим критическим уровнем.
Амброз полагает, что «золотые жуки» слишком сильно полагались на теорию «слабого доллара» и игнорировали другие составляющие ситуации. А именно — коллапс Европы (включая Японию, которая уже в рецессии). Немецкая экономика во втором квартале сократилась на 1\%, а итальянская — на 0,3\%. Испания в свою очередь все больше напоминает Аргентину в 2001 году. Глава испанской банковской федерации только что обратился в европейский Центробанк с мольбой о принятии мер против кризиса.
Урон становится очевидным во всех уголках еврозоны. Европейский Центробанк недооценил серьезность спада, подняв процентные ставки в июле 2008 года. Последствия этого решения будут с полной силой ощутимы в 2009 году.
Постоянная аудитория знает Амброза как закоренелого евроскептика. По его мнению, европейский монетарный союз обречен в долгосрочной перспективе из-за различий в монетарной политике между странами «средиземноморского клуба», а именно Испанией, Португалией, Грецией (с дефицитом текущего баланса в 10\%, 10\% и 14\% соответственно), зависящих от притоков капитала с севера, и традиционно фискально-консервативной Германией. По мнению аналитиков инвестиционного банка UBS, эти потоки более не текут.
Центральные банки Азии, Ближнего Востока и России держат значительную часть своих 6 триллионов долларов резервов в евро, опираясь на постулат о том, что евро — это вторая вместе с долларом колонна, поддерживающая мировую финансовую систему. Но евро — это совсем не доллар, т.к. не существует европейского правительства и системы налогообложения или системы социального обеспечения, чтобы евро поддерживать. Каждая страна суверенна и живет по своим законам.
Отсутствует также механизм «фискальных трансфертов» для депрессивных регионов. Вавилонская языковая башня привязывает европейцев к своей стране. Трудовая мобильность не очень активна. Мы скоро выясним, так ли политически солидарен европейский валютный союз как Америка.
Можно предположить, что следующим этапом кризиса станут повсеместные политические протесты. Например, только в Испании полмиллиона человек потеряли работу за 12 месяцев. В какой-то момент ощущение национального бессилия перед монетарным диктатом из Франкфурта обернется бурей. Европейский Центробанк будет вынужден проглотить гордость и осуществлять политику слабого евро или исчезнуть.
Мы уже видим, как ведущие мировые бумажные валюты несутся вниз со все большей скоростью, девальвируясь и теряя остатки доверия к себе в тщетных попытках избежать грядущие события. Двойные столпы мировой финансовой стабильности поедены мышами долговых эксцессов.
Федеральная Резервная Система уже использовала пункт 13(3) своих правил «необычайные и экстраординарные обстоятельства», который последний раз применялся во время Великой Депрессии для спасения Беар Стернс. Затем министерство финансов поддержало качающихся Фани и Фредди. Теперь настала очередь Европы. Мы увидим, что Европа не может проводить подобных операций, так как это запрещено Маастрихтским договором. Поэтому ответом на кризис будут дрейф и паралич системы.
Когда европейского комиссара по единому рынку Чарли МакКриви спросили, что сделал бы Брюссель в случае кризиса подобного Беар Стернс, он закатил глаза и поблагодарил небеса за то, что ничего такого еще не произошло.
Такое произойдет. И когда оно произойдет, золото по 800 долларов покажется бесплатным.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: