О том, что «жительница одного из регионов интересовалась возможностью инвестировать личные средства в строительство высокоскоростной магистрали» (ВСМ), заявил накануне первый вице президент РЖД Александр Мишарин после завершения общественного совета по вопросам скоростного и высокоскоростного движения в России.
«Я думаю, это будет возможно на следующих этапах реализации проекта. И в такие проекты, как правило, выпускаются государственные займы, внутренние займы, в которых участвует население, но я считаю, что это следующий этап», — сказал он.
Мишарин пояснил, что ВСМ — это новый вид транспорта, и «там много рисков»: технологических, технических, проектных, экономических.
«Надо этот этап пройти, а дальше, безусловно, я думаю, что народ попросит и потребует, чтобы такие проекты шли, и будет готов вкладывать», — цитируют Мишарина РИА Новости.
По словам первого зампреда Госдумы РФ Александра Жукова, на вышеуказанном совете и экономисты, и специалисты финансового рынка высказывали мнение, что облигационные займы для такого проекта будут пользоваться большой популярностью на рынке. Однако он отметил, что сначала надо попробовать корпоративные облигации — «как они пойдут». А уже потом «возможно подключение людей, так как проект масштабный».
Эксперты идею поддержали, назвав ее «здравой и привлекательной». Одна из причин — генетическая память россиян о подобных займах.
«Народные облигации — это довольно условное название. Как такового термина в финансовом мире нет, но неформально оно обозначает долговые бумаги, доступные широкому кругу лиц — всем без исключения физическим и юридическим лицам, независимо от того, являются ли они квалифицированными инвесторами, или нет», — пояснил порталу TatCenter.ru аналитик компании «ИнстаФорекс» Антон Фомин.
«У наших граждан сохранилась память о таких займах, что называется, на генетическом уровне. Ведь наши родители, дедушки и бабушки, участвовали в таких займах, в середине прошлого века их было много, и собранные средства направлялись в экономику, шли на самые насущные нужды страны. И если раньше такие займы были делом обязательным, то теперь они будут добровольными. Но уже можно прогнозировать, что интерес к ним будет высоким, учитывая, во что будет предложено вложить деньги», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Напомним, проект ВСМ курируется государством. Стоимость ВСМ Москва-Казань оценивается в 1,06 трлн рублей, из них, как предполагалось ранее, бюджетные средства составят 380 млрд рублей, инвестиции фонда национального благосостояния — 150 млрд рублей, остальное — должно найти ОАО «РЖД».
Эксперты уверены: рано или поздно власти приступят к реализации проекта, и его, по словам Баранова, через некоторое время можно будет, что называется, «руками потрогать».
«То есть, надёжность вложения средств будет высокой, что особенно важно нашим гражданам, которые уже неоднократно обжигались на разных „пирамидах“. Польза от выпуска облигационного займа для строительства ВСМ заключается ещё и в том, что это повысит уровень финансовой грамотности населения, укрепит российский фондовый рынок, даст возможность другим компаниям и проектам рассчитывать на привлечение средств в свои проекты подобным способом».
Аналитик полагает, что разработку соответствующей нормативной базы необходимо начинать уже сейчас. «Чтобы к началу строительства продолжения ВСМ на участке от Казани до Екатеринбурга приобрести такие облигации могли все желающие».
Между тем, аналитики подчеркивают, что целесообразной идея может стать именно в перспективе.
«Если посмотреть на саму компанию (ОАО «РЖД», — ред.), то она является довольно надежным заемщиком, и в случае чего сможет выплатить свои обязательства. Однако в любом случае доходность этих облигаций должна составить в нынешних условиях не менее 7%, в противном случае, это просто будет неактуально при текущем уровне инфляции в 8%. Поэтому в настоящий момент я считаю это нецелесообразным. Но в перспективе это более чем возможно
«, — резюмирует Антон Фомин.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: