Для этого достаточно в углу кассы повесить скромное объявление о том, что у.е. отныне — это евро, а не доллар, как по инерции предполагало большинство покупателей. Причем переводной курс валюты в рубли абсолютно непредсказуем и зависит отнюдь не от каких-то там скачков цен на нефть и не от того, помирятся ли Хусейн с Бушем, а исключительно от воображения и аппетитов хозяев бутиков, строймаркетов и автосалонов. Могут назначить до 34−35 рублей за доллар и до 36−38 рублей за евро.
Формально назвать такую практику мошенничеством или обманом покупателей трудно, ведь вся необходимая информация размещена на видном месте и вполне доступна. Но смысл самих действий торговых организаций от этого не меняется. Окончательно же запутало нашего потребителя непривычное для нас удорожание рубля к доллару.
Честнее всех поступили автосалоны, торгующие европейскими автомашинами. Там откровенно предупреждают покупателей, что цена установлена в евро и что в случае платежа в долларах курсовые риски должен принимать на себя покупатель.
Впрочем, можно сколь угодно долго поругивать наше у.е. — изобретение, но этот денежный суррогат так и останется отражением реальных процессов. Весь мир потерял мерило ценности. После золота им почти 30 лет был доллар. Теперь Европа все измеряет в евро. А остальным странам, в том числе и нашей, приходится путаться, где доллар, а где евро.
Мировые проблемы мы явно не решим, но зачем же их тащить в свой дом, создавая широкие возможности для не самых чистоплотных торговцев? Ведь ни в США, ни в Европе нет уличных «менялок». Валюту и дорожные чеки меняют только в банках и дорогих гостиницах. И нет иных ценников кроме как в долларах или евро.
Наше у.е. — это атавизм начала 90-х годов, когда рубль мог за день обвалиться на треть, а цены менялись еженедельно. Вот тогда, при инфляции 300% годовых, у.е. были в чем-то необходимы, позволяли торговле не обесценивать товар с темпом рублевой инфляции, а покупателям — видеть стабильные цены хотя бы в у.е.
Но зачем эта виртуальная валюта более чем 10-летней давности нам сейчас? Рубль устойчив, как никогда, валютные резервы таковы, что за них можно 1,5 раза скупить все рубли в стране. Зачем нам сейчас у.е. Курсовые и инфляционные риски у торговцев сейчас таковы, что 1−2% в месяц — это совсем немного, и их вполне мог бы взвалить на себя наш бизнес.
Словом, смысла для покупателей, по большому счету, в этих у.е. уже откровенно нет. Этот виртуальный денежный суррогат продолжает использоваться продавцами ради их интересов. Ведь с помощью операций на курсовой разнице можно наварить на доверчивых покупателях лишние 7−8%. В масштабах страны это означает, что из кармана потребителя только за год вынимается 2−2,5 миллиарда долларов.
И самое интересное, что избавиться от этой «долларовой арифметики» довольно легко. Достаточно добавить в законопроект о валютном регулировании норму, которая ввела бы прямой запрет на ценники из денежных суррогатов. При этом никаких покушений на либеральные рыночные основы не произойдет. Мы уже сполна отдали дань экономике переходного периода, которая нуждалась в долларовой подпорке. Сейчас это время прошло. Так что можно без сожаления перевернуть и эту страницу и при желании расстаться с у.е. навсегда.
Елена Станова
финансовый эксперт КОНФОП:
Конечно, трудно назвать нормальной нынешнюю ситуацию, когда продавцы стали откровенно зарабатывать на разнице курсов доллара и евро, навязывая покупателям цену, проставленную в пресловутых у.е. и пересчитывая ее в рубли по курсу евро. Тем более что основная масса ширпотреба приходит на наш рынок не из Европы, а из Турции и Китая, и, конечно, расчеты с тамошними поставщиками производятся отнюдь не в евро.
Насколько же законно употребление этих у.е. Напомним, действующее с 1997 года Положение Центробанка N 503 «О прекращении на территории РФ расчетов в иностранной валюте за реализованные физическим лицам товары (работы, услуги)» и его более поздняя редакция, утвержденная в 2000 году, однозначно запретили продавать товары и услуги в долларах, как и в любой другой иностранной валюте. Однако нигде — ни в этом положении, ни в каком-либо еще нормативном акте — не написано, что запрещено устанавливать цены на товаре в иностранной валюте. Главное — чтобы все расчеты в торговой точке шли в рублях, и тогда
к продавцу, увы, не придерешься.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: