Новости
17 Мая 2007, 12:48

Возможности изменить ситуацию на рынке жилья есть

Серьезную озабоченность у общественности республики сегодня вызывает наблюдающаяся в крупных городах тенденция снижения темпов ввода нового жилья. Эта тема стала предметом беседы с министром строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Маратом Хуснуллиным.

— В 2005 году в республике был построен и введен в эксплуатацию
1 млн 642 тыс. кв. метров, в 2006 году — 1 млн 778 тыс. кв. метров. Марат Шакирзянович, что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы ускорить реализацию национального проекта по жилью?

— Негативных факторов, влияющих на темпы жилищного строительства, немало. Но возможности изменить ситуацию есть. Прежде всего, необходимо серьезно заняться рынком земельных участков под застройку жилья, обеспеченных градостроительной документацией и инфраструктурой. Его до сих пор практически не существует. Если республиканские органы еще выполняют часть своей задачи, то многие муниципальные образования самоустранились от этой важной работы. Они до сих пор еще не разработали четкого, прозрачного механизма выделения земельных участков под застройку, что, конечно же, не может не сдерживать поток инвестиций.

Темпы жилищного строительства могли быть значительно выше, если бы мы не испытывали проблем с инженерной инфраструктурой — в большинстве своем она уже отработала свой срок, физически и морально устарела. Поэтому необходимо, особенно для нового строительства, соз-давать современные инженерные сети и объекты. Благо, существующая схема государственной поддержки теперь позволяет инвесторам участвовать в осуществлении проектов. Но чтобы эта схема заработала, нужны немалые средства. Нужна также поддержка федерального бюджета для обеспечения новых территорий жилой застройки дорожно-транспортной инфраструктурой.

Назрела необходимость пересмотреть подходы к определению нормативной стоимости квадратного метра, ибо от нее зависят размеры начисляемых субсидий по жилищным сертификатам. Она, наконец-то, должна отражать реальные цены на рынке, а государственная поддержка должна стать более действенной. При этом необходимо рассмотреть возможность вовлечения в реализацию этой подпрограммы механизмов ипотечного кредитования жилья.

Для обеспечения же комфортности существующего жилищного фонда необходимо разработать комплекс мероприятий по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции, а также соответствующие механизмы государственной поддержки этого направления.

Остро нуждается в модернизации, а также строительстве новых производств и стройиндустрия. Чтобы результативно работать на данном направлении, неплохо было бы взять за основу механизм компенсации процентных ставок, который успешно используется в реализации нацпроекта по агропромышленному комплексу, а ввозные пошлины на современное зарубежное оборудование для производства строительных материалов нужно снижать. Словом, предстоит выполнить огромный объем работы, в которой должны участвовать все, без исключения, уровни власти.

— Как рост объемов строительства согласовывается с темпами производства строительных материалов?

— Прогнозируемые темпы жилищного строительства положены в основу развития промышленности строительных материалов и утверждены Кабмином РТ в целевой комплексной программе «Устойчивое развитие строительного комплекса Республики Татарстан на 2006−2008 годы».

В соответствии с рыночным спросом в 2000—2006 гг. были созданы новые современные производства общей мощностью 30 млн шт. кирпича в год, 400 тыс.куб.м современных железобетонных изделий, изделий из пенобетона и ячеистого бетона (550 тыс.куб.м и 280 тыс. куб. м соответ-ственно), 252 тыс.кв.м элементов фасадных систем, 140 тыс.куб.м теплоизоляционных изделий на основе базальтового волокна, 30 тыс.куб.м сухих строительных смесей.

В республике сегодня создается производственная база для малоэтажного строительства по быстровозводимым технологиям. В ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов» и ОАО «Завод ячеистых бетонов» налажено производство крупноформатных стеновых блоков, перемычек и перегородок из автоклавного ячеистого бетона. На территории промышленной площадки «Алабуга» введен в действие завод по производству жилых домов из модульных клееных и щитовых конструкций (ЗАО «ДСК клееных деревянных модульных конструкций»).

Учитывая ожидаемый дефицит строительных материалов к 2010 г., республика старается привлечь иностранные инвестиции в стройиндустрию. Ведутся переговоры с австрийской компанией Wienerberger, которая намерена инвестировать 24 млн евро в строительство нового кирпичного завода недалеко от Казани мощностью 140 млн шт. кирпича в год. Турецкая компания АВS планирует за счет собственных инвестиций в объеме 12 млн долларов организовать в республике производство строительного гипса и гипсовых изделий мощностью 180 тонн в год с использованием значительных запасов местного сырья.

— Технологии строительства становятся все более эффективными, экономичными, но на снижение цен вновь возводимого жилья это почему-то не влияет. Как только государством выделяются средства на строительство, стоимость жилья стремительно растет. Можно ли управлять этим процессом? И пытаетесь ли вы это делать?

— Проблема обеспечения граждан жильем и по сей день для нашей страны остается острой. Общественность не без оснований обеспокоена, как бы некоторые движения государства не привели к резкому удорожанию жилья. Но нельзя не понимать, что страна исчерпала запасы по инженерным сетям, коммуникациям. Сейчас мы переходим к комплексному освоению больших территорий, а это требует огромных вложений.

С другой стороны, делая жилье доступным, государство добивается понижения процентной ставки по коммерческой ипотеке, это сразу же увеличивает спрос, а в условиях недостаточного предложения тут же начинает работать рыночный механизм, вызывая рост стоимости. Эта проблема не решается в одночасье, жилищное строительство — процесс долговременный. Поэтому главная задача государства — стимулировать предложения на рынке жилья, а для этого нужно строить, строить и строить. Чтобы облегчить жизнь застройщикам, мы ускоряем формирование земельных участков, создаем резервный фонд земель, помогаем со строительством инженерных сетей, школ, детсадов. Только в 2006 г. на эти цели направлено 1,56 млрд рублей. В рамках ФЦП «Жилище» Татарстан выиграл конкурс проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Общий объем жилья в представленных на конкурс микрорайонах составит почти 3 млн кв. м, а объем инвестиций в коммунальную инфраструктуру достигнет 6 млрд рублей. С 2000 г. вдвое сократился срок согласования разрешительной документации, но он все еще составляет более 6 месяцев. Делаем все возможное, чтобы довести сроки по различным видам строительства от двух месяцев до 15 дней. Все эти мероприятия как раз и приводят к сдерживанию цен на жилье.

— Во время своего недавнего визита в Казань Владимир Путин говорил о таких инструментах решения жилищных вопросов граждан, как строительство жилья для социального найма и стройсберкассы. Какая-то работа начата в этом направлении?

— Стройсберкассы — тема особая, она требует законодательного урегулирования на уровне Федерации. Хочу напомнить, что сама идея стройсберкасс состоит в том, чтобы избежать участия коммерческих банков с их высокими ссудными процентами в финансировании строительства. Стройсберкассы аккумулируют средства своих участников и предоставляют им займы под процент в соответствии с уровнем инфляции.

Но в Татарстане уже есть инструмент, который решает подобную задачу, — это программа социальной ипотеки. Коммерческие банки в ней также не участвуют, а происходит аккумулирование средств государства, граждан и организаций, участвующих в программе. Исполнителем этой программы является Государственный жилищный фонд — некоммерческая организация, которая не ставит своей целью извлечь прибыль. Рассрочка платежей на 28,5 лет под 7\% годовых сопоставима с теми условиями, на которых могут работать стройсберкассы. Кроме того, осуществляется регулирование цен: в 2006 г. 1 кв. м по программе социальной ипотеки стоил 11−16 тыс. руб., в то время как на рынке цена достигла 30 тыс. руб. Опыт Татарстана отмечен в том числе и Владимиром Путиным и рекомендован к применению по России в целом.

До 10\% жилья, возводимого по программе социальной ипотеки, может быть предоставлено отдельным категориям граждан по социальному найму. Но проблема здесь в том, что на федеральном уровне до сих пор нет официального определения, какие слои населения считать малообеспеченными.

— У Татарстана, действительно, многому можно поучиться. А есть ли регионы, опыт которых можно было бы взять на вооружение нашей республике?

— Интересен опыт Белгородской области, где 60−65\% вновь вводимого жилья относится к малоэтажному строительству. Там не бросаются в крайности вроде возведения фантастических замков на 200−300 кв. м, строят нормальные, добротные дома без излишеств по 80−100 кв.м. Архитектурно грамотные, из новых или традиционных материалов. Участки в 25 соток. Все-таки главное в индивидуальном доме — это экология и безопасность проживания. Человек меньше зависим от жилищно-коммунальных перипетий. Землю белгородцам предлагают по разумным ценам и на разумных условиях: в течение 5 лет на участке должен быть построен дом, и 3 года потом его нельзя продавать, чтобы не допускать спекулятивных сделок с землей.

Думаю, и у нас в скором времени заработают такие рыночные механизмы, которые позволят людям поменять свои квартиры на индивидуальное жилье и при этом получить еще земельные участки. Кое-что в этом направлении надо подрегулировать законодательно, ведь просто так выйти в поле и построить дом нельзя: надо и категорию земли изменить, и адрес получить. Один такой насущный вопрос уже практически решен: теперь можно использовать земельный участок как залоговую базу для ипотеки, это поможет многим желающим взять кредит на строительство собственного жилья.

— По социологическим опросам, все больше людей предпочитает жить за городом. А не получится как в Москве, где по утрам — километровые пробки при въезде в город?

— Для загородного домостроения дороги, пожалуй, единственная проблема. Нужно обеспечить 20−30-минутную транспортную доступность, чтобы люди могли ездить на работу в город. Есть и другой вариант — обеспечить их работой недалеко от дома, рассредоточив производства. Когда мы эти вопросы решим, малоэтажное строительство будет очень перспективным.

Замечу, что Татарстан включен в список регионов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотных проектов строительства малоэтажного быстровозводимого жилья. Наша республика располагает необходимой базой стройиндустрии, земельными ресурсами, обладает высокой инвестиционной привлекательностью, что создает хорошие предпосылки для развития этого направления. В перспективе — до 2010 года — доля малоэтажного строительства в объеме всего вводимого жилья составит более 50 \%.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: