Согласно новым поправкам к закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятым Госдумой в первом чтении на прошлой неделе, к выборам в региональные парламенты будут допущены лишь те партии, которые набрали на прошлых выборах в этот парламент более 3\% голосов, и партии, имеющие хотя бы одного депутата в любом региональном заксобрании.
Всем остальным партиям придется собирать подписи избирателей — полпроцента от числа избирателей за партийный список и 3\% — за кандидата по одномандатному округу.
Если поправки будут приняты в двух следующих чтениях без изменений, то в России от сбора подписей будут освобождены 12 партий, которые либо представлены в законодательных собраниях страны, либо получили на прошлых выборах более 3\% голосов: четыре парламентские партии, «Правое дело», «Патриоты России», «Коммунисты России», «Гражданская платформа», «Родина», РПР-Парнас, «Яблоко», а также Российская партия пенсионеров за справедливость.
Впрочем, как подчеркнул глава комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин, последнее слово остается за субъектами федерации: некоторые из них уверены, что в регионах от сбора подписей должны быть освобождены только те партии, которые уже представлены в заксобраниях, в которые и будут избираться кандидаты. В этом случае в Татарстане исключения будут сделаны только для парламентских партий: «Единая Россия» и КПРФ представленых в Госсовете, а ЛДПР и «Справедливая Россия» на прошедших в 2009 году выборах набрали более 3\% голосов.
Столичные оппозиционеры уверены, что если предложенная регионами поправка будет принята, то путь к выборам непарламентским партиям будет закрыт.
Эксперты, опрошенные порталом TatCenter.ru, в отношении обсуждаемых поправок высказались достаточно сдержано. Общее мнение, — большого влияния на существующий расклад политических сил в Татарстане предлагаемые изменения не окажут.
Так, член Общественной палаты РТ и советник ректора КФУ Юрий Алаев считает, что благодаря поправкам новые партии будут обязаны доказать свою жизнеспособность:
«Часть партий просто будет отсечена. Понятно, что закон направлен на то, чтобы „диванные“ партии не сумели участвовать, только и всего. Можно добавить, что, в общем, какой-то смысл в этом есть, потому что если партия не может обеспечить, грубо говоря, 10−20 тысяч подписей, ну какая это партия? Значит, у нее нет сторонников. Время еще есть, впереди три месяца, можно спокойно готовиться и собирать эти подписи. Сейчас на территории Татарстана 58 партий допущены к сентябрьским выборам. Соответственно, если из этих партий кто-то сумеет собрать подписи, то будет понятно, что за этими партиями есть какая-то реальная сила, какой-то электорат стоит. Не смогут — просто будут отсечены, и формат бюллетеня будет представлять собой не простыню, а портянку».
По мнению доктора политических наук Сергея Сергеева, новый закон — продолжение курса, взятого властями несколько лет назад:
«Развитие партийной системы, вернее, регулирование этой системы Кремлем, шло в течение последнего десятилетия зигзагообразным путем. Во второй половине двухтысячных годов закрутили гайки, насколько это можно было сделать при сохранении многопартийности, оставив 6−7 партий. После массовых протестов 2011 года ограничения резко ослабили — создавай партии кто хочешь, каким образом хочешь, набери только 500 человек (хотя действительно оппозиционным партиям чинятся трудности с регистрацией). Сейчас вновь вводятся ограничения — новым, уже зарегистрированным партиям затрудняют участие в выборах. Это недемократическая тенденция. Вероятно, думские партии, имея возможность принимать законы под себя, хотят максимально облегчить ситуацию для себя и максимально затруднить ее для новых игроков.
Что касается Татарстана, я думаю, что ситуация принципиально не изменится по сравнению с выборами 2009 года. Будут участвовать те партии, которые уже представлены в Думе или участвовали в выборах ранее. Ряд новых партий — те, кто мог бы участвовать — просто не соберут достаточное количество подписей в свою поддержку, или у них найдут погрешности. Хотя примут участие в выборах и новые игроки, весьма сомнительно, чтобы они попали в Госсовет РТ".
По словам заведующего кафедрой социологии, политологии и менеджмента Института социальных технологи Владимира Беляева, новый фильтр является «нормальной практикой» для выборов:
«Это обычная традиция. Дело в том, что далеко не все партии, зарегистрированные в Татарстане, принимают участие в выборах. Поэтому сильно на РТ в случае принятия этот закон не отразится. А те, которые принимает участие — им все равно надо избирательную кампанию проводить, так что полпроцента по спискам и три процента по округам — это хорошо, это нормально, и как раз позволит ознакомиться с округом и познакомить жителей с партией. Это нормальная практика».
Камиль Асадуллин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: