Совместимость мобильных номеров (Mobile number portability, MNP) — это сервис, который позволяет его пользователям сохранить существующий телефонный номер при переходе от одного мобильного оператора к другому. Это означает, что любой абонент сотовой сети сможет поменять провайдера, сохранив за собой старый номер. Для пользователей такая перспектива выглядит весьма привлекательно. Однако сами операторы размышляют о предстоящих затратах.
Недавно было вынесено официальное решение научно-технического совета Министерства связи и массовых коммуникаций России по «Вопросу переносимости абонентских номеров абонентов сетей фиксированной телефонной связи и абонентов сетей подвижной радиотелефонной связи на территории Российской Федерации». Поскольку Россия — страна необъятная, практическую реализацию переносимости номера решено было осуществлять постепенно, начиная с пилотных зон в наиболее подготовленных регионах и на сетях инициативных операторов связи. Научно-технический совет Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поддерживал инициативу Министерства информатизации и связи Республики Татарстан об открытии первой опытной зоны на сетях операторов связи республики. На первом этапе таких зон в России будет две.
Фарит Фазылзянов, министр информатизации и связи Республики Татарстан:
— Да, Татарстан действительно определен пилотной зоной для отработки технологии MNP. При этом имеются определенные трудности и главная из них — отсутствие у операторов желания включаться в эту работу.
Глядя на процессы, которые происходят в Европе, Америке. Азии, рано или поздно это произойдет и в нашей стране. В Татарстане уже приступили к отработке технологий, которые послужат примером России.
Сама по себе услуга MNP направлена на политику «клиентоориентированности», повышения качества обслуживания абонентов. Готовность или ее отсутствие у оператора включаться в процесс внедрения MNP говорит о степени его зрелости и готовности обратиться «лицом» к клиенту.
Главный вопрос сегодня — финансирование научно-исследовательских работ, необходимых для разработки регламентов, расчетов внутренней нагрузки операторов, разработки тарифной политики. Все это необходимо для того, чтобы были приняты решения на федеральном уровне.
Я думаю, все идет к тому, что рано или поздно этот вопрос разрешится. Но чем быстрее республиканские операторы это поймут, тем быстрее они станут конкурентоспособными.
Вместо того, чтобы отрабатывать свое конкурентное преимущество на территории республики, они пока отказываются от внедрения этой технологии.
Как отмечают в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, в настоящее время услуга переносимости абонентских номеров сетей передвижной радиотелефонной связи (MNP) внедрена во многих экономически развитых странах мира и отчасти отражает высокий уровень развития сетей связи этих стран. Опыт зарубежных соседей показывает, что внедрение MNP требует от операторов связи определенных расходов на изменение программного обеспечения, закупку соответствующего оборудования, административные расходы. Вышеперечисленные расходы и повышение конкурентности меняют сложившуюся годами модель ведения бизнеса операторами связи.
Евита Саможенова, пресс-секретарь ОАО «Таттелеком»:
— По предварительной оценке, на внедрение новой услуги потребуется порядка 26,6 миллиона долларов. Однако, для обеспечения возможности миграции и запоминания номеров нужен специальный коммутатор, только на его покупку уйдет 100 миллионов рублей. Думаем, что озвученная цифра в 26 миллионов — далеко не конечная.
Второй вопрос — придется поднимать операторов на новый технический уровень, а это в свою очередь потребует инвестиций. Далеко не все операторы проводной связи работают, как «Таттелеком», на сетях NGN.
Волнует операторов и вопрос о возможных дотациях. При внедрении дорогостоящих технологий, как правило, рассчитывается на то, что они окупятся. Пока же этот проект только социальный и, конечно же, удобен для абонентов.
Непонятно и то, как будут производиться взаиморасчеты между операторами, как будет учитываться миграция трафика. Одним из последствий будет создание еди
ной базы абонентов. К ней будут обращаться операторы, чтобы определить, к сети какого провайдера относится тот или иной номер для дальнейших взаиморасчетов. Необходимо также будет разработать новую правовую базу и решить технические и организационные вопросы.
Логичнее было бы начать «реформу» с операторов мобильной связи. Ведь именно у них уже успешно отработана схема роуминга. Нужно лишь пересмотреть вопросы тарификации на эту услугу.
Цели внедрения MNP в России:
· повысить конкуренцию на рынке услуг связи и, как следствие, качество предоставляемых услуг операторами связи, их доступность всем социальным слоям населения Российской Федерации;
· дать возможность появлению новых операторов связи, в том числе MVNO, которые в кратчайшие сроки смогут при помощи MNP увеличить количество своих абонентов;
· создать условия для появления новых услуг связи, улучшить их потребительские свойства;
· подготовить существующие сети связи к оказанию услуг связи сетей следующего поколения.
Фарит Фазылзянов:
— Конечно, есть «узкие места», которые заставляют операторов бояться внедрения технологии переноса номера. Главное из них — опасение оттока клиентов. Что касается самих клиентов, эта технология позволит им считать свои деньги. Мы уже привыкли платить оператору за связь, какого бы качества она не была. Особенно это заметно в некоторых районах республики.
Есть такие населенные пункты в Татарстане, где присутствует лишь один оператор. Другие компании в ближайшие годы сюда «заходить» не намерены, поскольку их интересуют лишь густонаселенные города с большим объемом потенциальных клиентов. Внедрение технологии MNP должно стимулировать операторов закрывать существующие в республике «белые пятна».
Существует две модели подобного сервиса. В первом случае за услугу платит абонент, во втором случае для пользователя она бесплатная, а за перенос номера платит принимающий оператор. Согласно заявлениям Мининформсвязи, в России, скорее всего, будет применена вторая модель. Технически в странах, где уже внедрена технология, это выглядит следующим образом. Создается специальная компания, которая обменивается информацией с действующими операторами и ведет реестр абонентов-мигрантов, пожелавших воспользоваться MNP. Также компания ведет учет номеров и определяет, какой именно оператор обслуживает в данный момент времени тот или иной номер. Все операторы, действующие на территории страны, платят компании-регистратору абонентскую плату, плюс компании, принимающие абонентов, отчисляют ей взносы за перенос каждого номера. Кроме того, оператор-донор при потере абонента также получает от принимающего оператора определенный процент в качестве отступного.
Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group:
— Переносимость номера однозначно невыгодна для мобильных операторов, особенно для одного из операторов «большой тройки». По данным исследования Mobile Research Group, которое мы проводили в 2009 году, более 40% этого оператора по тем или иным причинам желают его сменить, но «привязаны» к своему номеру. С другой стороны, для рынка такая услуга будет иметь положительное действие. Ведь речь идет о конкуренции не на словах, а на деле — только в таком случае операторы будут лучше обслуживать своих абонентов.
Сами операторы перспективы ввода MNP комментируют весьма сдержанно, признавая, что эта мера может усилить нетарифную конкуренцию. Ведь абонентов уже ничто не будет удерживать от миграции. Компаниям придется активизировать свой маркетинг и найти неценовые методы борьбы за абонентов, включать воображение и искать новые маркетиногвые ходы.
Рафаэль Ибатуллин, директор по продажам на массовом рынке ОАО «ВымпелKом» («Билайн»):
— Вопрос о предоставлении абонентам возможности менять операторов, сохраняя телефонный номер, обсуждается давно. 4 декабря в Москве прошло расширенное совещание инфокоммуникационного союза, на котором был выявлен ряд технических и организационных проблем по реализации проекта MNP (Mobile number portability).
Помимо того, что проект требует существенных дополнительных затрат операторов на замену IT-платформ и расширение емкости сигнальной сети, пока не разработана законодательная база для запуска этой услуги.
Мы готовы работать в этом направлении, как толь
ко решение о реализации MNP будет поддержано и обеспечено регулирующими органами.
Вопросов пока больше, чем ответов. Например, что делать с абонентами, которые остаются должны тому оператору, от которого хотят уйти? Кто станет «амортизирующим» оператором, который будет осуществлять обмен трафиком между тем оператором, от которого ушел абонент и тем, к которому он пришел, а также созданием и поддержанием базы данных таких абонентов…
Фарит Фазылзянов:
— Исчезнет такое понятие как «зона действия» оператора. Зона действия станет равноправной и равнодоступной для всех, и выиграет только тот, у кого окажется лучше качество связи и тарифы. Всплывут на поверхность неэффективность сервисных служб, техподдержки… Словом, все проблемы, обсуждаемые сегодня в блогах, станут очевидны и найдут выход в смене оператора.
В России переговоры о переносимости номеров ведутся с 2005 года, хотя в ряде азиатских стран, США и странах Европейского Союза услуга действуют уже с начала 2000-х годов. В Америке процесс внедрения занял три года, сколько времени потребуется на это в Татарстане, пока не известно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: