Владимир Путин в последней статье выступает за принятие Кодекса об административном судопроизводстве, в котором будут прописаны взаимоотношения между гражданином и властью. Он предложил смягчить «карательный уклон» в российской судебной системе за счет внесения административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для имущественных споров частных лиц с чиновниками.
По словам премьер-министра, «дух и смысл практики административного судопроизводства исходят из того, что гражданин уязвимее чиновника, с которым он спорит», и потому «практика административного судопроизводства изначально ориентирована на защиту прав граждан». Также премьер предложил предоставить общественным объединениям право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников.
Между тем, исполнительный директор Агентства правовой информации «Человек и Закон», правовой эксперт Общественной Палаты России, к.ю.н. советник юстиции, эксперт портала TatCenter.ru по правовым вопросам Борис Пантелеев отмечает, что вопрос административной юстиции действительно сложный, поскольку его грамотное разрешение призвано преобразовать судебную систему из традиционного для России элемента в удобную людям сферу услуг по быстрому и эффективному рассмотрению всех без исключения жизненных конфликтов.
Борис Пантелеев:
— Пока нельзя однозначно утверждать, что в статье Владимира Путина предлагается решение вопроса по существу, а не очередные декоративно-косметические поправки прежней ущербной системы. Опасения основаны на том, что автором предлагается принять некий специальный Кодекс, то есть отдельный документ, реализовывать на практике который будут те же самые наши суды, уровень доверия к которым трагически низок.
Это по существу не решение очень масштабного и комплексного вопроса, поскольку настоящая административная юстиция это особая принципиально новая для нас ветвь судебной власти. В целом ряде стран для реализации этой цели создаются особо подготовленные органы, действующие по специальным правилам. Главное в их идеологии — решительное преодоление заведомого неравенства обычного гражданина и высокопоставленного чиновника путем утверждения Презумпции виновности ответчика, то есть для административного судьи гражданин всегда прав по факту своего обращения с жалобой, а ответчик, то есть государство всегда обязано подробно отчитаться и публично оправдаться в своей невиновности.
Традиционные суды с такой задачей не справляются. Поэтому административная юстиция в последние десятилетия больше обособляется и во многих странах, в том числе постсоциалистических, превратилась в систему, возглавляемую национальным верховным или высшим административным судом. Ее задача в разрешении административных споров, то есть конфликтов прежде всего между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и органами и должностными лицами публичной администрации — с другой. При разрешении этих споров административные суды проверяют законность актов органов и должностных лиц публичной администрации и в случае нарушения этими актами закона либо отменяют их, либо обязывают издавшие акт или вышестоящие органы и должностных лиц отменить или изменить их.
Борис Пантелеев:
— Сегодня такие дела наши заявители в традиционных делах обычно проигрывают. В том числе и из-за того, что они даже не могут представить всего комплекта исходных документов, обосновывающих свои претензии. Так как нередко эти первичные документы также хранятся в государственных архивах, а чиновник чиновнику всегда помогает.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: