— Сейчас финансовая система России стоит на пороге значительных организационных изменений. Планируется создание мегарегулятора на базе Банка России. Какие стратегические вопросы, на ваш взгляд, должен решать ЦБ, если это событие произойдет?
— Системе регулирования и надзора на финансовых рынках в России в ближайшем будущем предстоят большие изменения. Банк России к существующим функциям по надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп получит дополнительные полномочия по надзору за всеми субъектами финансового рынка: страховыми компаниями, пенсионными фондами, биржами, инвестиционными компаниями. Стратегической задачей централизации является повышение эффективности консолидированного надзора на основе анализа системных рисков финансового сектора. Это должно позволить своевременно внедрять механизмы раннего реагирования на возможные кризисные ситуации в экономике, а также повысить прозрачность финансовой системы и тем самым способствовать улучшению инвестиционного климата России.
— Если сравнить кредитную политику России и других стран, то у нас ставка рефинансирования несколько выше — 8,25\%. При каких обстоятельствах возможно снижение ставок для коммерческих банков?
— Банк России уже несколько лет реализует программу по переходу к режиму таргетирования инфляции,
Необходимо отметить, что не только для России, но и для других стран, относящихся к так называемой группе БРИКС, в текущих условиях характерны высокие базовые процентные ставки. Так, в Индии она составляет 8,5\%, а в Бразилии 7,25\%. Исключение составляет только Китай, где жестко регулируются «рыночные» процентные ставки, а государство практически полностью владеет банковской системой страны. Ко всему прочему динамика кредитования в России не отстает от аналогичных параметров в странах БРИКС. Сравнивать процентные ставки с устоявшимися, хотя и находящимися в кризисе, экономиками «Запада» не корректно. В России на порядок выше инфляционные и курсовые издержки, значительно менее развиты институты конкуренции и права, что вкупе определяет дифференциал стоимости кредита.
— Означает ли это, что снижения процентных ставок по кредитам в России ждать не стоит?
— Не совсем так. Не так давно было принято очень важное решение — ограничить с 2014 года темпы роста тарифов естественных монополий, исходя из инфляции прошлого года. Эта мера должна уже к концу нынешнего года существенно ослабить инфляционные ожидания в стране и привести к укреплению тренда на снижение инфляции. Кроме этого, эффективными рычагами политики по снижению процентных ставок должны стать: отход от профицитности государственного бюджета, усиление конкуренции в банковском секторе, укрепление института права кредитора
— Недавно Банковская Группа ЗЕНИТ объявила о реорганизации своего бизнеса в Татарстане. Этот процесс затронет обе структуры Группы, работающие в Республике, — филиал Банка ЗЕНИТ и альметьевский банк «Девон-Кредит». Какова цель реорганизации?
— Для того чтобы понять истоки того, что мы делаем сейчас, нужно сделать небольшой экскурс в историю. Банк ЗЕНИТ, одним из ключевых акционеров которого является «Татнефть», активно работал на территории Республики со второй половины 1990-х годов. К середине 2000-х годов стало понятно, что для дальнейшего развития нашего бизнеса — не только в Татарстане, но в целом в России — необходимо активное расширение регионального присутствия, в том числе и за счет покупки успешных региональных банков. Исходя из этой логики, в 2005 году и был приобретен Банк «Девон-Кредит» — с этой сделки фактически и началось формирование Банковской группы. Сейчас у ЗЕНИТа есть дочерние банки еще и в Сочи, Туле и Липецке, при этом подразделения Банка ЗЕНИТ территориально не конкурируют с сетями дочерних банков, за исключением Татарстана. В Татарстане и Банк ЗЕНИТ, и Банк «Девон-Кредит» являются универсальными кредитными учреждениями, и по большому счету, предоставляют одинаковые наборы услуг. Время показало, что такая ситуация создает ненужную конкуренцию внутри Группы.
— Причины, которые подвигли вас на такой шаг, понятны. А в чем непосредственно будет заключаться суть реорганизации?
— Приступая к реорганизации, мы выделили сильные стороны каждого из банков и именно на них сделали акцент. В результате после завершения реорганизации Филиал Банковский центр ТАТАРСТАН Банка ЗЕНИТ сосредоточится на работе с крупными корпоративными клиентами и обслуживании состоятельных частных клиентов (private banking). Банк «Девон-Кредит» сконцентрируется на работе с массовой розницей и клиентами из сферы малого и среднего бизнеса, ему будут переданы клиентские портфели по этим направлениям, которые сейчас обслуживаются в филиале Банка ЗЕНИТ в Татарстане.
— Почему именно такая конфигурация?
— Логика здесь довольно проста. Банк ЗЕНИТ — крупный федеральный банк со значительным капиталом и активами. При необходимости он может выдавать значительные кредиты корпоративным клиентам. Да и опыт обслуживания крупных компаний в нем накоплен огромный. В private banking ЗЕНИТ тоже исторически силен. Достаточно сказать, что в прошлом году авторитетные английские журналы The Banker и Professional Wealth Management назвали ЗЕНИТ лучшим российским банком в этой сфере.
«Девон-Кредит», наоборот, имеет опыт и навыки работы с физическими лицами и МСБ. Он обладает широкой сетью отделений в Республике, которая необходима для обслуживания розничных клиентов и компаний МСБ. После реорганизации она еще больше увеличится. Чтобы усилить позиции «Девон-Кредита» в рознице, было решено передать ему всю необходимую инфраструктуру: несколько отделений, а также подавляющее большинство банкоматов и POS-терминалов Банка ЗЕНИТ в Татарстане. С точки зрения бренда, инфраструктуры и технологий «Девон-Кредит» лучше приспособлен для ведения розничного банковского бизнеса и работы с МСБ на территории Республики.
— Получается, что в «Девон-Кредит» переходит часть клиентской базы Банка ЗЕНИТ. А что Банк ЗЕНИТ получает взамен?
— Нужно понимать, что мы — единая Банковская группа. И все решения принимаются, исходя из этой общекорпоративной логики, то есть мы смотрим, какой итоговый эффект от реорганизации получит Группа в целом. В данном случае, по нашим оценкам, мы сможем сократить издержки и повысить результативность бизнеса. При этом мы избежим внутренней конкуренции, а Банк ЗЕНИТ сможет сосредоточиться на тех сегментах, в которых исторически показывает сильные результаты: обслуживании и привлечении крупных корпоративных клиентов — компаний, имеющих годовой оборот более двух миллиардов рублей, а также на частном банковском обслуживании.
— С корпоративными клиентами все понятно. А насколько развит в Татарстане рынок частного банковского обслуживания? Почему вы делаете нам нем отдельный акцент и каковы тенденции его развития на ближайшие годы?
— Начну с того, что Республика Татарстан была и остаётся одним из богатейших регионов России, и рынок private banking в Татарстане наиболее активно формируется на протяжении как минимум десяти последних лет. При этом Банк ЗЕНИТ был одним из первых крупных российских банков, который профессионально развивал в Татарстане сервис, связанный с обслуживанием состоятельных клиентов.
Сейчас рынок private banking в Татарстане уже довольно развит — достаточно посмотреть на активность крупнейших российских банков в этом направлении. Особенно услуги по обслуживанию состоятельных клиентов востребованы в столице Республики и крупных деловых центрах Татарстана.
Пожалуй, главной будущей тенденцией я бы назвал переход от индивидуального обслуживания состоятельных клиентов к комплексному обслуживанию состоятельных семей. Для себя лично мы видим задачу еще и в том, чтобы предложить на территории Республики самый современный набор продуктов и услуг, которые до сих пор были доступны только за рубежом.
— Какие изменения почувствуют клиенты обоих банков? Что им даст реорганизация?
— Мы рассчитываем, что внедрение института специализации банков положительным образом скажется на качестве предоставляемых услуг. При этом механизм передачи клиентской базы из Банка ЗЕНИТ в Банк «Девон-Кредит» выбран максимально комфортный для клиентов. Всем обращающимся в банк розничным клиентам будет предложено перейти на обслуживание в «Девон-Кредит». Аналогичная процедура будет осуществляться и в отношении представителей малого и среднего бизнеса. В целом для клиентов не поменяются условия обслуживания и стоимость кредитов, просто сменится обслуживающий/кредитующий банк. С вкладчиками и компаниями, имеющими депозиты, возможность перехода на обслуживание в «Девон-кредит» будет обсуждаться индивидуально. Естественно, на максимально комфортных условиях для клиентов.
— Есть ли подобные примеры оптимизации работы в других банках или компаниях из нефинансовой сферы? Или Банковская группа ЗЕНИТ в данном случае выступила «первооткрывателем»?
— Мы точно не старались изобрести велосипед. Примеров сегментирования работы крупных структур на основе специализации по различным клиентским группам предостаточно — как в финансовом секторе, так и за его пределами. Если говорить про банки, то можно привести пример Группы ВТБ, где сам Банк ВТБ специализируется на работе с крупными корпоративными клиентами, а ВТБ24 — на работе с розницей. Из недавних примеров можно вспомнить планируемое объединение в группу НОМОС-банка и Банка «Открытие» — каждое из этих кредитных учреждений, как сообщалось в прессе, будет иметь свою специализацию. Поэтому, проводя реорганизацию, мы движемся в общем тренде.
— Консультировались ли вы с руководством Национального банка РТ по поводу предстоящих изменений? Какова была реакция?
— Безусловно, такие важные решения не могут приниматься и проводиться без консультаций с регулятором. Могу сказать, что руководство Национального банка Республики поддержало наш проект.
— Если посмотреть на банковский рынок Татарстана, то на данный момент он вполне сформирован. Возможен ли приход новых сильных игроков (федеральных, филиалов международных компаний)?
— Банковский рынок Татарстана отличается высокой конкуренцией. Здесь присутствуют филиалы федеральных банков, собственные банки федерального масштаба и банки относительно небольшого размера. В тоже время в Республике до сих пор не представлены некоторые крупнейшие банки федерального уровня, в том числе с иностранным капиталом. Возможно, нарастающая конкуренция будет способствовать их приходу в Татарстан. Не исключаю, что они решат сделать это, купив какой-то местный банк.
— В заключение нашего интервью просим дать совет банкира нашим читателям. Какие выгодные вложения, направления инвестиций Вы рекомендуете клиентам с крупными суммами?
— Вариантов инвестирования много: кто-то говорит о выгодности вложений в акции, кому-то по душе ПИФы, кто-то делает ставку на надёжность и выбирает исключительно банковские депозиты. Делая предложения о конкретных направлениях инвестиций, мы всякий раз учитываем значительное число факторов. Главные из них — это обстановка на финансовых рынках, а также характер задач, которые ставит перед собой инвестор.
Например, стратегия вложения в надёжные инвестиции (банковские вклады и облигационные ПИФы) ориентирована на осторожных инвесторов, главная задача которых — сохранение капитала с возможностью получения гарантированного регулярного дохода (ренты).
Инвесторам, которые ориентированы на агрессивный рост капитала, я рекомендую сбалансированный портфель: часть средств формирует пул рисковых инвестиций и размещается на рынок ценных бумаг, другая часть (консервативные инвестиции) — направляется в инструменты с гарантированной доходностью (облигации, банковские вклады
Как вариант, есть еще инвестиции в драгоценные металлы. Это можно сделать, размещая деньги, на так называемых «металлических» счетах.
В любом случае, соотношение между рисковыми и консервативными инвестициями в портфеле инвестора определяется его индивидуальным «аппетитом» к риску. Профессионалы, работающие на рынке, могут дать инвестору совет, но понятно, что финальное решение в любом случае остается за ним.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: