В рамках фестиваля на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля шли оперы Пуччини «Тоска» и «Богема», а закончился он гала-концертом, основу которого составляли его произведения.
Музыка Джакомо Пуччини (гениального композитора и страстного итальянца) — это подлинный гимн страстям человеческим. Она крайне сложна в исполнении, поскольку требует от певца и музыкантов высочайшего профессионализма, полной искренности и самоотдачи. Однако хозяевам праздника удалось привлечь к участию в фестивале необыкновенных вокалистов. Это — не только гордость мировой оперной сцены, но и люди с особым складом души — эмоциональностью, душевной щедростью, способностью к сопереживанию.
Ведущие оперные партии на фестивале исполняли Микела Сбурлати, Роберто Пеллегрино, Томоко Масуда (Италия), Ахмед Агади, (Санкт-Петербург), Игорь Морозов (Австрия), Юрий Борисенко, Мунир Якупов, Юрий Ившин, Глеб Антонов, Альбина Шагимуратова (Казань). К сожалению, Сбурлати и Пеллегрино в гала-концерте не участвовали (отыграв в «Тоске», они уехали домой). Однако к остальным артистам, занятым в спектаклях, присоединились Татьяна Тесля (Чехия), Игорь Борко и Аллы Родиной (Киев), Елена Поповская и Татьяна Богачева (Москва), Венера Ганеева, Георгий Ковриков, Айдар Нургаянов (Казань).
В результате, гала-концерт не уступал спектаклям ни по красоте исполнения произведений, ни по степени перевоплощения актеров. Вообще особенностью фестиваля стало то, что ни один из его участников не «пел Пуччини», а просто сам становился своим героем и начинал жить его жизнью. Страдала Манон, придумывал свои аферы Джанни Скикки, наслаждались любовью Тоска и Каварадосси, ждала и надеялась юная Чио-Чио-сан. И временами казалось: нет ни затихшего зала, ни блистающей золотом сцены, ни искрящихся хрусталем люстр, а все вокруг — только музыка и душа.
Помимо фрагментов из уже популярных опер Д. Пуччини, А. Понкиелли, Р. Вагнера, Фр. Чилеа и вальса И. Штрауса на концерте казанцы услышали арию Магды и квартет из оперы Пуччини «Ласточка». Это новое для театра произведение было так горячо принято публикой, что теперь, вероятно, просто «придется» включать эту оперу в репертуар театра. Все «музыкальное руководство» фестивалем вынес на своих могучих плечах Марко Боэми — дирижер из Италии, сотрудничающий с крупнейшими театрами Милана, Неаполя, Парижа, Токио, Будапешта, который уже несколько лет является главным приглашенным дирижером Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Видели бы вы, как неистово на репетициях и «прогоне» Маэстро Боэми добивается от музыкантов предельной точности исполнения! А с каким терпением он объясняет исполнителям, как трактовать те или иные музыкальные моменты! При всем разнообразии номеров (оперные арии, дуэты, квартеты) это действо, по сути, концертом не было. Был спектакль о жизни Пуччини — композитора, сумевшего понять, разделить с маленьким человеком его беды и радости и заставить нас сопереживать ему. А ведущему программу народному артисту РТ Эдуарду Трескину удалось превратить конферанс в увлекательный рассказ о жизни выдающегося музыканта и человека.
Когда публика, растроганная и умиротворенная великой музыкой и необыкновенным искусством исполнителей, расходилась по домам, некоторые из участников фестиваля «Виват, Пуччини!» поделились своими впечатлениями c корреспондентом TatCenter.ru.
Ахмед Агади — солист Мариинского театра, заслуженный артист России, народный артист Татарстана, лауреат Национальной театральной премии России «Золотая маска» и Государственной премии Татарстана им. Г. Тукая:
— Я вообще люблю петь музыку разных композиторов, но Пуччини — самый мой любимый. У него необыкновенно красивая музыка: каждая нота переливается в следующую. В «Богеме» я пел с Томоко Масуда. Она японка, но живет в Италии. Я пел партию Рудольфа, а она — Мими. Это молодая, но очень талантливая и артистичная певица. Мы старались играть правдоподобно, даже целовались по-настоящему, в губы. А иначе нельзя — публика сразу почувствует фальшь. А в сцене, когда Мими
умирает, у меня слезы катились. Я ведь когда пою — живу тем, о чем пою, испытываю все, о чем пою. Мне очень понравился фестиваль, и я с удовольствием здесь работал.
Игорь Морозов, лауреат международного конкурса (Австрия):
— В Казань я приехал впервые. Но до этого много слышал от своих коллег о шаляпинском фестивале и знаю о том, что Казань стала своеобразной Меккой для исполнителей мирового уровня. Поэтому когда меня пригласили принять участие в фестивале «Виват, Пуччини!», я очень обрадовался. Оперы Пуччини насыщены драматизмом, они эмоциональны. Для исполнителя требуется такой накал страстей и особый «пуччининский» темперамент, без которых эти оперы просто не споешь. Мне было приятно это приглашение. Здесь мне безумно нравится.
Нравится то, что в фестивале задействованы артисты самых разных национальностей, разных школ и вокальных стилей. Здесь я работал со знаменитым итальянским дирижером, слушал звезд мировой величины, общался с ними. Мне безумно понравилось, как поет кумир многих находящихся в зале людей Ахмед Агади. На фестивале я получил не только огромное эстетическое наслаждение, но и исполнительский опыт. Мне понравилась казанская публика. Я много пел в Европе. Так вот там публика редко аплодирует после арии, после каких-то номеров. А в Казани встречали очень тепло, кричали «браво» после каждого номера. Для исполнителя очень важно чувствовать реакцию зрителя, для которого и поешь. Я рад, что участвовал в этом фестивале и думаю, что Пуччини это все одобрил бы. Ему бы очень понравилось.
Алла Родина, лауреат международных конкурсов, солистка Национальной оперы Украины им. Т. Шевченко, г. Киев:
— Я настолько люблю Пуччини, что готова слушать его часами. Безумная эмоциональность, страстность, предельность в переживаниях! Его невозможно просто петь. Когда его поешь, напрочь забываешь о каких-то технических тонкостях, а живешь настоящей, романтической, полной, яркой жизнью. Пуччини раскрывает тебя такой, какая ты есть.
Мне очень нравится Казань, и я благодарна, что меня приглашают сюда. Впервые приехала этот город в прошлом году на постановку «Травиаты». Посетила Кремль, походила по городу. Мне здесь тепло, уютно, хорошо. Казанская публика очень избирательна, привыкла к хорошему. Приходится очень ответственно готовиться к выступлению: здесь просто так ничего не пройдет, нужно выкладываться полностью. Я рада, что меня так замечательно принимали.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: