Новости
10 Марта 2011, 14:02

Виталий Тимуца: история «Смайла» отмерила семь лет

История «Смайла» началась в 1993 году в Казани, когда три молодых человека привезли из Москвы товар Procter&Gamble. Первые поставки шли в крупнейший тогда магазин города — ЦУМ. Когда Procter&Gamble понадобился дистрибьютор в Татарстане, им стал «Смайл», рассказывает генеральный директор «Смайла» Виталий Тимуца. На протяжении семи лет Procter&Gamble был единственным партнером «Смайла». В 2000 году концерн убедился в надежности дистрибьютора и разрешил «Смайлу» заключать договоры с любыми производителями, кроме прямых конкурентов. В результате за 10 лет компания выросла более чем в 10 раз и стала лидером в Поволжье.

тимуцаДистрибуция занимает до 90\% в обороте группы компаний, но имеет самую низкую рентабельность — менее 1\%. Это заставило ГК искать прибыль в новых проектах. С 2006 г. компания преобразовалась в холдинг, который помимо дистрибуции развивает в семи регионах России направления девелопмента, логистики, BTL-промоушена и IT.

Не влиятельный, но ответственный

В компанию Виталия Тимуцу привел случай. В 1997 г. генеральный директор «Смайла» Рафик Мустафин начал искать финансового аналитика. Редкого для 90-х специалиста он решил вырастить из студента экономического факультета КГУ. Как вспоминает Виталий Тимуца, Мустафин просто пришел в аудиторию университета и спросил, есть ли желающие работать в компании. Желание выразили 10 человек, но после собеседования Мустафин остановил свой выбор на Виталии Тимуце. И не прогадал. Молодой экономист хорошо себя зарекомендовал на должности финаналитика и через полтора года вырос до финдиректора филиала. В 1998 г. «Смайл» выходит на рынок Башкирии. Открывать с нуля офис в Уфе пригласили Тимуцу. «В Сбербанке Башкортостана я был первым клиентом, который получил кредит в форме овердрафта», — вспоминает Тимуца. В 1999 г. Тимуца вернулся в Казань и стал финансовым директором уже группы компаний. Через два года, когда Рафик Мустафин ушел в другой бизнес, учредители приняли единогласное решение: руководить «Смайлом» должен Тимуца. В 2010 г. Виталий Тимуца с удивлением узнал, что включен в рейтинг «100 самых успешных» 116.ru, а учредители «Смайла» в «ТОП-200 крупнейших компаний» газеты «Бизнес-онлайн» названы «подпольными миллиардерами».

— Что вас удивило в формулировке «самый успешный»? Оборот ГК «Смайл» приближается к доходам Казани, а в вашем подчинении несколько тысяч человек…

— После опубликования рейтинга мне звонили друзья, знакомые и называли «подпольным миллионером». Оказывается, я такой богатый и успешный. Но я не отношу себя к влиятельным людям — у меня нет таких целей, да и влияния нет. В «Смайле» с нами работают в общей сложности 6 тыс. человек. Когда, кроме своей семьи, ты отвечаешь за многие семьи и заботишься, чтобы бизнес развивался, это не влиятельность. Это — ответственность.

Все дело в том, что мы мало известны за пределами потребительского рынка, где являемся лидером в дистрибуции и логистике. Люди видят рейтинг, видят наш миллиардный товорооборот, но не осознают, что это выручка, а не прибыль. Это раньше мы были оптовой компанией: закупали большие партии товара, перепродавали в рознице с наценкой и получали прибыль. Дистрибуция — более сложный бизнес, связанный с большим числом ограничений, которые предъявляют розничные сети по качеству, способу и срокам поставки продукции. На уровне логистики у нас нет права собственности на товар — мы его не перепродаем, а только оказываем услуги по хранению и доставке. Получается, обороты миллиардные, но сверхприбыли нет.

— Если бизнес малорентабельный, почему вы продолжаете им заниматься?

— Высокий оборот гарантирует хорошие показали собственного капитала, поэтому он интересен собственникам. С другой стороны, те же 10 лет назад конкуренция была ниже, а рентабельность — выше. Это сегодня дистрибьюторский бизнес высококонкурентный, очень рискованный и ответственный, когда любая ошибка, допущенная в менеджменте, ведет к потерям или снижению рентабельности до нуля. Одно дело — вес управленческого решения в бизнесе, когда норма прибыли 20\%, другое — когда рентабельность меньше 1\%. Это разные «плечи». При очередном пятилетнем планировании мы решили это учесть и максимально уровнять бизнесы холдинга. В будущем мы намерены увеличивать нашу долю добавочного продукта. Дистрибьюторский бизнес очень зависим от качества работы сверху донизу. Мы хотим найти и реализовать новые проекты. Вероятно, это будет производство собственных брендов, где мы сможем использовать свои знания и опыт и в результате больше заработать.

Справка TatCenter.ru
ГК «Смайл»
Год открытия: 1993 г.

Присутствие: Москва, Киров, Ижевск, Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань, Набережные Челны, Уфа, Бугульма, Нефтекамск, Стерлитамак, Ульяновск.

Оборот в 2010 г.: 8 млрд. рублей

Компании группы: «Фирма «Смайл» — дистрибуция, «С-Лоджистик» — логистика и девелопмент, «Промо-С» — маркетинговое сопровождение бизнеса, «РБС» — IT-поддержка бизнеса, «Энергия» — вендинг.

— Есть ли у компании некий образец для подражания?

— Большое влияние на нас оказал Procter&Gamble, мы не раз перенимали управленческие подходы, особенно в отношении оценки персонала. После того как мы стали мультибрендовым дистрибьютором, мы заключили контракты с Nestle, Sun inBev, Upeco и другими крупнейшими производителями. Используя лучший опыт этих компаний, мы развиваемся.

— Вероятно, одного опыта для становления компании-лидера недостаточно? Нужны и деньги…

— Сначала хватало собственных и оборотных средств. Первый кредит на 3 млн. рублей компания взяла в 1998 г. на открытие филиала в Уфе. Руки дрожали, когда его подписывали… Сегодня наш кредитный портфель — 1,2 млрд. рублей. В принципе нам достаточно этой суммы. Если речь зайдет о новых проектах или инвестициях в основные фонды, это будут незначительные суммы. «Смайл», пожалуй, идеальный клиент для банка. За всю историю компании не было случая, чтобы мы задерживали выплату по кредиту.

— Ощущается ли в дистрибуции выход из кризиса?

— В кризис мы столкнулись с сокращением товарооборота во многом из-за перехода производителей на прямые отгрузки в национальные сети. Другие клиенты старались оптимизировать расходы, отказываясь от полного цикла услуг компании, оставляя нам только логистику. И хотя тенденция сохраняется, она говорит скорее о стабилизации рынка. Тем более кризис не повлиял на российские особенности рынка — огромные территории и слабую инфраструктуру. Поэтому без дистрибьюторов, самостоятельно или с логооператорами, поставщикам эффективно работать только с крупными клиентами. Региональные розничные сети и мелкие магазины производитель сможет обслуживать только через дистрибьюторов.

Рынок сжимается, пора расширяться

К середине 2000-х учредители «Смайла» поняли, что рынок дистрибуции будет сжиматься, и решили дополнить бизнес новыми проектами. «Это общемировая тенденция. Мы видели, как американские дистрибьюторы уходят в розницу или логистику, — рассказал Тимуца. — «Смайл» выбрал складскую логистику, открыл профильную компанию «С-Лоджистик» и построил к 2009 г. один из крупнейших в регионе логокомплексов класса, А «Константиновский». Площадь первой очереди — около 16 тыс. кв. м. В начале 2011 г. «Смайл» вышел в Москву, арендуя складские помещения класса, А под брендом MSG. В планах компании — завершить строительство логокомплексов в Уфе и Чебоксарах.

— Почему вы выбрали логистику, а не розницу?

— Розница у нас была с 2003 г., но в 2005—2006 гг. мы решили ее закрыть. Каждый должен заниматься своим делом — тем, что умеет и в чем есть компетенция. Наша компетенция исключительно в области товародвижения — быстро донести продукцию до потребителя. А розница совершенно иной вид деятельности. Нужно было выбирать, уходить в него полностью либо отказаться совсем.

— Чья была идеи построить складской комплекс «Константиновский»?

— Идеи витают в воздухе. Нас четыре учредителя. Вероятно, как обычно, один сказал, другой подхватил.

В нашем распоряжении всегда был складской комплекс класса Б в старопромышленной зоне Казани. Но в 2004 году мы задумались, кому наш склад будет интересен через 10 лет? Поняли, что никому — ни нам, ни потенциальным покупателям. И решили: раз работаем с мировыми дилерами и хотим быть лидерами логистических услуг в нашем регионе, то должно быть и соответствующее складское помещение класса А. Съездили в Польшу. Там нам показали современные складские комплексы, построенные европейскими компаниями. После этого уже стали думать о земле, где должен находиться складской комплекс, чтобы он был интересен с точки зрения логистики, движения товара и поставок сюда крупнотоннажного транспорта и распределительной логистики по городу. Сегодня можно сказать уверенно: мы выбрали правильное место, в 900 м от федеральной трассы и в 5 км от города.

— Какие сложности возникли с реализацией?

— Прежде чем начинать заниматься складской логистикой, мы разбирались, в чем суть этого бизнеса. В 2006 году был заключен первый контракт с ЗАО «Лебедянский». На нем стали отрабатывать свои навыки, вложились в людей, инфраструктуру. Сейчас с уверенностью можно сказать, что, если бы мы знали, насколько активно будет развиваться рынок складской недвижимости в Татарстане, то вряд ли бы строили свой комплекс. Во всем мире логисты арендуют помещения. Но пять лет назад у нас не было такой информации. В последние два-три года близ Казани построено несколько складских комплексов класса А. Но то, что мы вообще занялись логистическим бизнесом в регионе одними из первых, — важно. В 2007 г. до кризиса договорились с «Райффайзенбанком» о проектном финансировании на семь лет и наняли управляющую компанию для строительства. Проект стоил 600 млн руб., 30\% из которых были наши собственные средства. Но, несмотря на то, что сдали первую очередь проекта в кризис, логопарк «Константиновский» заполнен на 100\% и занимает около 10\% в обороте группы.

— Какой сегмент вашего бизнеса сильнее ощутил кризис?

— Сильнее всего пострадал девелопмент — строительство и сдача складских помещений в аренду. Ключевые игроки рынка в сегменте складской недвижимости класса А, «Евразия» и «Q-парк», стали демпинговать, чтобы привлечь клиентов. Снизив цену до «ниже плинтуса», они вынудили на снижение нас. Мы ведь на одном рынке. Это было самое сложное в кризис — выдержать рентабельность при низких ценах. Думаю, в ближайшее время ситуация изменится. По крайней мере для этого есть предпосылки. Заполняемость комплексов придет в норму, значит, будет пошаговое удорожание арендных ставок. Это уже происходит — в декабре логисты подняли цены.

Справка TatCenter.ru
Виталий Тимуца, генеральный директор ГК «Смайл»
Родился 8 января 1976 г.

Образование: Казанский государственный университет

С 1997 г. — финансовый аналитик ООО «Фирма «Смайл»
1999 г. — финансовый директор ООО «Форест» (филиал ГК «Смайл Форест» в Уфе)
1999 г. — финансовый директор ООО «Фирма «Смайл»
С 2001 г. — генеральный директор ГК «Смайл»

По материалам журнала «Деловой Квартал. Казань»

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: