Французский банк Celetem, входящий в финансовую группу BNP Paribas, в 2008 году провел исследование состояния интернет-торговли в 13 странах Европы. Исследователи прогнозируют, что при сохранении темпов развития потребительского рынка и проникновения интернета, российский рынок покажет очень высокую динамику роста. Уже к 2010 году оборот в Рунете составит 5,386 млрд евро (рост более чем в 4 раза). Стоит заметить, что в 2006 году «выручка» электронной торговли в Великобритании превысила 42 млрд евро, в Германии — 22 млрд евро, в Бельгии — 2,65 млрд евро.
По данным «Национальной ассоциации участников электронной торговли» (НАУЭТ), за декабрь 2008 года продажи по основным категориям товаров в России снизились более чем на 10%. Но примерно на столько же выросли обороты интернет-коммерции.
Руслан Жуков, директор консалтинговой компании «Финам»:
— Как правило, цены в интернет-магазинах несколько ниже аналогичных в стационарных розничных объектах за счет экономии на издержках. Так что рост популярности интернет-магазинов в условиях снижения платежеспособного спроса вполне закономерен. В то же время по-прежнему одной из основных проблем сегмента остается проблема доставки, которая традиционно тормозит развитие сектора. Немаловажен и тот фактор, что круг посетителей виртуальных магазинов пока довольно ограничен. Это, прежде всего, пользователи интернета,
Сами руководители виртуальных магазинов среди основных факторов, затрудняющих их работу, называют недоверие людей к такому виду торговли. Зарабатывать добрую репутацию приходится годами. Так, например, в Казани одним из основных игроков данного сектора рынка является интернет-магазин Александр ЛТД, который был открыт три года назад.
Дмитрий Федоров, руководитель интернет-магазина Александр ЛТД в Казани:
— В первый год работы количество заявок не превышало тридцати в месяц. На сегодняшний день продажи компании через интернет составляют 2−3% от общего оборота. Это стандартный показатель в России. Сейчас, в условиях изменившейся финансовой ситуации, продажи остаются на прежнем уровне. Спрос пока не упал, потому что люди стараются потратить свои последние деньги, чтобы и их не потерять.
Явным лидером по широте ассортимента товаров среди интернет-магазинов Казани на сегодня является «Спектр». По словам его руководителя Александра Егорова, в условиях кризиса ощущается значительный спад покупательной способности населения.
Александр Егоров, руководитель интернет-магазина «Спектр»:
— Главное преимущество виртуальных магазинов перед стационарными — разница в цене, достигаемая за счет экономии: владелец интернет-магазина не тратит деньги на аренду торговых площадей, поддержание витрины, зарплату большому количеству сотрудников — все это позволяет снижать цены. Однако сейчас руководителям магазинов розничных интернет-продаж все труднее договориться о ценах с поставщиками. Почти все поставщики предлагают свой товар оптом, и только в этом случае можно выставить цены в магазине, приемлемые для покупателя. На данный момент это — одна из проблем по снижению цен.
Тем не менее, разница в цене является весьма существенной, а потому остается главным преимуществом продаж online. По словам директора татарского интернет-магазина TATSHOP.RU Дамира Насырова, стоимость продукции ниже, чем в магазинах регионов на 20−40%. В интернет-магазине Александр ЛТД цены ниже, чем по Казани на 10−20%. Разница в рублях особенно заметна в цене дорогостоящих товаров.
Руслан Жуков:
— В условиях финансового кризиса именно дорогостоящие товары и услуги исчезают из верхних строчек рейтингов продаж. В наиболее стабильном положении остаются продовольственные товары, медицина
В Татарстане, да и в целом по России, из таких «товаров стабильного спроса» наибольшей популярностью пользуются носители информации: DVD, MP3 диски и книги. Эти товары в основном востребованы активными пользователями интернета. Кроме того, человеку, сомневающемуся в надежности интернет-магазина, гораздо легче психологически совершить не слишком дорогостоящую покупку. Так что в этом с егменте рынка «рост интересующихся всегда прямо пропорционален «населению» рунета.
Возможность работать на регионы значительно повышает эффективность работы веб-сайта, однако, необходимость пользоваться услугами почты для доставки товара оказывается палкой о двух концах. Проволочки при доставке покупки клиенту нередко оборачиваются отказом оплачивать покупку и становятся причиной возврата.
Дамир Насыров, директор татарского интернет-магазина TATSHOP.RU:
— Стандартный уровень возврата товаров — 10−12%. На фоне последних событий уровень возвратов увеличился до 20−25%.
Независимо от рода покупки, клиенты интернет-магазинов предпочитают расплачиваться наличными по факту доставки. Александр Егоров основную причину этого видит «в малой активности и образованности населения в использовании интернет-технологий. Зачастую покупателю кажется сложным оплатить товар через интернет с помощью пластиковой карты или через платежную систему».
Крупные игроки рынка продаж online также свидетельствуют о преобладании наличной формы оплаты. Однако внедряют и новые формы расчета. В частности интернет-представительство Александр ЛТД в качестве последней инновационной формы работы с клиентом предлагает возможность оформлять кредит online.
Дмитрий Федоров:
— Покупатель, сидя дома, заполняет анкету, ему привозят технику домой, он подписывает все необходимые документы — и сделка совершена.
Веб-аналитик Даниил Азовских проанализировал сайты лидеров Топ-10 данного сегмента рынка и среди основных преимуществ выделил ряд чисто психологических деталей, играющих, как оказалось, решающую роль. Это и тексты на кнопках и ссылках для покупки товара, призывающие к действию, и внятное обозначение проводимых акций, систем скидок, удобство навигации на сайте, визуальный акцент на главных пунктах меню, возможность клиента на сайте отслеживать местоположение товара во время доставки
Человеческий фактор — самый критичный аспект любого бизнеса — в случае с online-проектами также оказывается первым по значимости, причем всегда, и во времена финансовой стабильности, и на витке дестабилизации, сопровождающемся повышенным уровнем недоверия. А потому даже разница в цене иногда не столь важна, как возможность в стационарном магазине расспросить о продукции продавца и потрогать сам товар. Однако интернет затягивает в сеть все большее количество пользователей, и многие в виртуальном пространстве чувствуют себя даже более комфортно, чем в реальном. Так что твердая уверенность руководителей онлайновых проектов в росте продаж представляется вполне оправданной.
Руслан Жуков:
— Это прогноз на долгосрочную перспективу, так как решающую роль здесь будет играть развитие сети Интернет в целом и, соответственно рост количества пользователей, из числа которых и будут «приходить» все новые покупатели.
В настоящее время основная задача интернет-магазинов — удержаться на плаву. Но по оптимистичным прогнозам, уже через год-два можно рассчитывать на рост продаж. Здоровые амбиции руководителей онлайновых проектов позволяют верить в их успех. А увеличение автомобильных пробок, ускоряющийся темп жизни людей и все более плотный график, дают возможность предположить, что беготня по магазинам в ближайшем будущем хотя бы частично перейдет в виртуальную плоскость.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: