Сам себе архитектор
Бизнес «первых этажей», приспособивший для своих нужд квартиры на проходных местах, давно уже стал массовым явлением. На улицах с хорошим трафиком многие дома выглядят как декорации к фильму в жанре абсурда: что ни входная группа, то новое нетривиальное высказывание. Один вход — весь в ковке с виноградными кистьями, другой — незатейливый козырек из поликарбоната, третий — целый кирпичный пристрой, расширяющий площадь… А есть еще и четвертый, и десятый… В итоге зрелище получается не для слабонервных…
В связи с активным сносом в Казани несанкционированных киосков и борьбой с рынками под открытым небом интерес к этому формату растет. Растет и желание предпринимателя самовыразиться через собственную входную конструкцию. Довольно долгое время это желание ограничивалось лишь уровнем финансовых возможностей и полетом фантазии. Для Казани в целом эта многоголосица аукнулась, мягко говоря, отсутствием стиля, безвкусицей и оформлением типа «базар-вокзал».
— Взгляд человека фиксирует пространство от нижней части здания до высоты примерно второго-третьего этажа. От того, как оформлена эта «полоса», зависит восприятие общего интерьера городского пространства. Человек так устроен: сначала смотрит под ноги, потом чуть выше и только затем запрокидывает голову, любуясь архитектурным ансамблем. Если, конечно, строение того заслуживает, — говорит архитектор Эрик Терегулов.
Какое впечатление создается у случайного прохожего о визуальном образе Казани — нетрудно догадаться. Почему так случилось — тоже не секрет. Люди скупали квартиры на первых этажах, проходили процедуру их отчуждения — перевода квартиры из категории жилья в нежилой фонд. Чтобы открыть здесь какой-то бизнес, собственники были вынуждены «прорубать окна», устраивать входные группы: согласно существующим требованиям, в помещение, которое утратило функцию жилого помещения, должен быть отдельный вход. Каждый творил на свой лад.
Ситуацию пояснила начальник отдела рассмотрения проектов и городского дизайна управления архитектуры Казани Жанна Белицкая:
— Долгое время у города не было реальных рычагов воздействия. Раньше контролирующие органы могли смотреть только за мусорными контейнерами и уборкой прилегающих территорий.
По словам Виталия Логинова — председателя союза правления архитекторов и проектировщиков РТ, за рубежом входные группы изначально предусмотрены проектом, и, по стилю составляют одно целое со зданием:
— У нас все делается наоборот, задним числом. Сначала человек выкупает первый этаж, потом думает, как пристроить к нему входную группу. Первые-вторые этажи формируют образ города. Можно сказать, архитектура делается на этом уровне. Выше — можно проще. А входная группа — это как брошка на здании. Она должна привлекать внимание, чтобы возникало желание «пощупать» архитектуру глазами.
До поры до времени Казань мирилась с выполненными на «свой вкус» входными группами: было не до них. Коррективы внесла стремительно надвигающаяся Универсиада. Чтобы хоть как-то «причесать» существующий художественный беспорядок, в городе была разработана концепция по улучшению внешнего облика Казани. Начать решили со 118 основных улиц.
— Мы пешком обошли все 118 улиц, оценили их критическим взглядом, — рассказала Белицкая. — Работа строилась на принципиально новых началах. Так, например, раньше у нас не было концепции цветового решения улиц. Принимая проект, мы обычно обращали внимание только на уже расположенные входные группы и близлежащие здания. На то, как среди них будет смотреться новый объект по цветовому решению. В данном случае, рассматривалось здание в контексте улицы в целом. В плане мероприятий отмечались дома, разительно несовместимые по цвету. Их предлагалось привести в соответствие с концепцией единого цветового решения улицы.
Оценка состояния улиц производилась комплексно. Одновременно проверялись киоски. Несанкционированные демонтировались, а тем предпринимателям, кто работал на законных основаниях, но в киосках, не выдерживающих уже никакой критики, было предложено реконструировать их согласно типовым проектам.
Переосмыслила рабочая группа и ситуацию с входными группами. По мнению Белицкой, ответ на вопрос «Что делать?» содержится в принятой концепции по улучшению внешнего облика Казани.
В соответствии с концепцией, все вновь строящиеся входные группы должны соответствовать архитектуре здания, общему концептуальному решению по дому, улице. А цветовое решение здания должно быть гармоничным по отношению к окружающей застройке, соподчиняться акцентным объектам.
В долгосрочной перспективе собственникам все равно придется раскошелиться и решать проблему. В соответствии с правилами благоустройства, принятыми в 2012 году, цветовое решение дома действует пять лет. По истечении этого срока, если утрачены эстетические и физические свойства фасадов, собственник должен привести их в соответствие с комплексным решением. Аналогичное требование распространяется и на входные группы.
Итак, сейчас предпринимателей никто не заставляет сносить входные группы, не соответствующие концептуальному решению дома. Есть время осмыслить ситуацию, подготовиться к ней и психологически, и финансово. Это касается владельцев входных групп и в центре, и на окраинах. Требования для всех одинаковы. Любой проект входной группы приносится на рассмотрение в управление архитектуры и градостроительства, где проверяется на соответствие общему концептуальному решению по дому.
По словам Белицкой, концепции цветового решения, опробованные на 118 маршрутных улицах, постепенно охватят и периферию города. Столица будет планомерно и методично решать проблему эстетики первых этажей.
Уже сейчас город уже переживает достаточно серьезное увеличение количества заказов на устройство входных групп. Ежемесячно отдел рассмотрения проектов и городского дизайна управления архитектуры Казани рассматривает примерно 140 проектов. Из них 40\% — входные группы. В мае прошлого года этот же показатель составлял 60\%.
Что нам стоит вход построить?
О том, с каким трудностями связно устройство входных групп, рассказала предпринимательница Ирина Юткина.
Она объединила три квартиры на первом этаже по улице Чистопольская. Общая длина входной группы составила 12,5 метров. Юткина отметила, что проект одной входной группы обходится примерно 15 тыс. рублей, но это в том случае, если обращаться к проектировщикам напрямую. Если работать через агентство недвижимости, которое подбирает и квартиры, и проектировщиков, стоимость проекта может возрасти до 40 тыс. рублей. В случае Юткиной проект входной группы был выполнен и согласован за пару недель. Бригада строителей справилась с поставленной задачей примерно за 2,5 месяца.
Как заметила предпринимательница, сложности возникли с идеей, концепцией входной группы. Улица Чистопольская относится к одной из маршрутных улиц. Пришлось соглашаться на требования и условия города по проекту. А идеи, почерпнутые по входным группам из интернета, отложить в сторону.
По словам Юткиной, входная группа, включая проект, материалы, зарплату рабочим, стоила порядка 700 тыс. рублей, не считая стоимости приобретенных квартир. Процесс, с учетом времени, потраченного на процедуру отчуждения квартир, занял почти 9 месяцев.
Предприниматель Рафкат Ахметзянов — один из опытных строителей-подрядчиков, которые занимаются входными группами в Казани, отмечает, что на этом сегменте рынка работает очень много непрофессионалов. На его взгляд, проблема в том, что в Казани остро не хватает компаний, которые могли бы делать входные группы «под ключ»: от проекта до сдачи.
— Заказчик нередко имеет дело не с одним подрядчиком, а с несколькими. Когда одну входную группу делают несколько разных бригад строителей, качество конструкции неизбежно проигрывает, растягиваются сроки. Своими глазами видел, как под площадку входной группы вместо опорных металлических труб были воткнуты деревянные бревна. Бывает, хромает и качество самого проекта, видно, что он сделан очень небрежно, на скорую руку.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: