Средства поступали как от крупных предприятий, так и от частных лиц, измерялись тысячами и миллионами — «нитки» разной длины и толщины собрали со всей республики. «Нижнекамскнефтехим» — 7 млн. рублей, «Татнефть» — 5 млн. рублей, «Ак Барс» Банк — более 1 млн. 600 рублей, ОАО «Татхлеб» — 1 тыс. рублей, ОАО «Казанский мясокомбинат» — 100 тыс. рублей, ОАО «Казанькомпрессормаш» — 25 тыс. рублей, ассоциация «Сахарная свекла» — 4, 419 тыс. рублей…
Зиля Валеева, заместитель и.о. премьер-министра РТ:
— Марафон — прекрасная возможность отдать долг поколению победителей, потомками которого мы все являемся. Не может не радовать, что такое количество предпринимателей откликнулось на призыв поучаствовать в марафоне. Несмотря на все появляющиеся в последнее время в СМИ материалы, «развенчивающие» мифы о Великой Отечественной войне, мы не изменили своего отношения к этой героической эпохе в истории нашего народа. Ветераны — гордость нации, имеющие право не только на уважение с нашей стороны, но и на помощь от людей, для которых ценой миллионов оборвавшихся жизней и сломанных судеб была добыта победа. Хотелось бы только, чтобы марафон нашел свое продолжение в следующих марафонах — марафонах добра, понимания и помощи, которые будут продолжаться из года в год вне зависимости от даты.
И хотя, по словам Зили Валеевой, в настоящее время в республике никакой специальной программы для поддержки ветеранов нет — реализация закона об адресной социальной поддержке населения подразумевает в том числе и защиту участников Великой Отечественной войны.
О судьбе многих участников ВОВ до сих пор родственникам ничего не известно.
Михаил Черепанов, заместитель главного редактора Книги Памяти:
— По сей день в Татарстане огромное количество людей до сих пор не могут найти никаких данных о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной. Как правило, все, что они получили из военкоматов, — это выписка о том, что человек пропал без вести и о его судьбе ничего не известно. Мы проделали огромную работу, и Книга Памяти обновилась. О многих пропавших без вести удалось найти информацию. Всем «ищущим» и не отчаявшимся хочу сказать — самое главное, это найти оригинал письма. Они обычно хранятся в военкоматах, и на них есть точная дата отправления и местность. Зная это, искать информацию о пропавшем гораздо легче. Чаще всего такие поиски после запроса в военкомат местности отправления заканчиваются успешно.
Успешно закончились и поиски друга одного из участников телемарафона — Юрия Попова, председателя Совета ветеранов партизан и подпольщиков РТ. Встреча двух друзей, познакомившихся уже после войны, произошла посредством телемоста, организованного между ТНВ с «Челны ТВ».
Серафим Афонин, друг и коллега героя телемарафона:
— Разрешите доложить, Юрий Семенович, что у нас дела обстоят замечательно. Единственное, о чем бы мы Вас хотели попросить — чтобы в следующий раз, когда будете высылать приглашение в Казань, высылайте их побольше — нас, челнинских партизанов, не я один. Еще четверо ждут.
Поиск друга, конечно, был не случайным. Но все равно радостным, потому что людей, служивших одной цели и боровшихся против фашизма, с каждым годом становится все меньше.
Надежда Александрова, связист истребительной провотанковой бригады:
— Мне было всего 16 лет, когда нас из оккупации спасли наши солдаты. Я как сейчас помню — морозное было утро и сквозь дымку наши идут. Такого счастья я больше никогда не переживала. Жаль только, что никого из однополчан я не видела после войны, не довелось встретиться. Только переписывалась с двумя девушками, которые, как и я после оккупации, воевали во взводе связи — особой истребительной противотанковой бригаде. Хотелось бы, конечно, их найти, может, сегодня меня и увидят.
На то, что их, может быть, увидят однополчане, надеялись и другие участники марафона.
Назимбек Гиматтудинов, участник марафона:
— Однополчан не видел больше после войны — жизнь не свела. А жаль. Вспомнить былое с ними я хотел бы — только многих уже и в живых-то нет. А ведь вспомнить много чего можно — тогда в Берлине, когда победа уже была нашей, но официально еще об этом не было объявлено — я написал: «Назым. Казань». Тогда еще и не знал, что все — конец войне.
Назимбек Сафович начал воевать на западной границе, потом оказался в окружении. Когда вернулся в Москву — начались проблемы с НКВД. И все-таки он вновь начал участвовать в активных боевых действиях и от Москвы дошел до Берлина. Глядя на слезы этого человека, становится стыдно за то, что в простых и героических кадрах черно-белой документальной киноленты не видишь того, что видит он. А Герой Отечественной войны плакал, глядя на серые силуэты солдат в котелках, идущих на танки.
Дилянур Мухаметшина, работница тыла:
— Я работала на меховой фабрике, Казань одевала солдат передовой. Во время войны фабрика выпустила около 15 миллионов меховых изделий. Мы шили все, работали в несколько смен. А в свободное время писали письма на передовую и посылали их в посылках. А как мы следили за новостями — газет все ждали с таким нетерпением. Понятно, что они прочитывались от корки до корки.
Ждали с особым трепетом и весточек с фронта. Письма, которые за одну секунду могли разбить жизнь или воскресить. Военные почтальоны, приносившие заветные треугольники, нередко плакали вместе с получателями. Горечь за людей, постоянная бессонница — письма разносились без перерывов — сказывалось все.
Стелла Штейн, дочь погибшего воина Ильи Штейна:
— Папа присылал совершенно удивительные письма — в стихах. Всегда и о себе, и о нас вспоминал как-нибудь оригинально и с юмором. Даже в то тяжелое время он умел находить что-то жизнеутверждающее.
Однако не всем удавалось надежду и оптимизм сохранить. Александр Ткач, уроженец Винницкой области, в самом начале войны попал в концлагерь на реке Буг. Ему было 11 лет — на его глазах были расстреляны и мать, и брат. Чудом спасшийся, он навсегда запомнил тот невозможный ужас, когда остался круглой сиротой. Опыты над детьми в лагере смерти он тоже запомнил навсегда.
— Не найдется ни одной семьи в Татарстане без поломанной судьбы, загубленной жизни в борьбе с гигантским злом, в борьбе с фашизмом. Это не просто слова. И я очень рад, что сегодня есть возможность хотя бы как-то, в небольшой степени заплатить долг людям, которые сражались за то, чтобы сегодня мы жили победителями. Они — наша гордость и наша честь. Помнить их, чтить их память — дело чести. Надеюсь, что марафон не закончится с годовщиной Победы, и добрые слова, добрые поступки, денежная помощь, в конце концов, будет сопровождать наших ветеранов и в последующие года. Отдать дань этим людям тем более важно, что с каждым годом их становится все меньше, придет момент, когда сказать слова благодарности будет некому. Надо успеть это сделать!
В студии ТНВ успели. На глазах всей республики две затерявшиеся награды нашли своих владельцев.
Залужин Иван Федорович, военный врач 3 ранга, казанец, был награжден медалью «За боевые заслуги», приказ о присвоении которой был подписан еще в 1943 году.
Рахматуллин Камал Мурзагалиевич, уроженец Алексеевского района, был награжден Орденом Отечественной войны I степени, приказ о присвоении которого был подписан в 1941 году. Награды ветераны получили из рук военного комиссара РТ, генерал-майора Рима Мустаева.
А на протяжении всего марафона продолжали поступать средства. На прямую связь выходили бизнесмены Нижнекамска, Набережных Челнов, а предприниматели из Казани подъезжали в студию в течение всего эфира.
… ОАО «Радиоприбор» — 30 тыс. рублей, ОАО «Алнас» — 100 тыс. рублей, Аппарат президента РТ — 67, 064 тыс. рублей, Министерство социальной защиты населения РТ — 34, 346 тыс. рублей…
Значит, не забыла республика своих ветеранов, помнит и чтит.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: