Новости
22 Марта 2005, 10:58

Вечное банкротство «Точмаша»

Казанский завод «Точмаш» умирает мучительно и медленно. Стратегическое предприятие России, эвакуированное в 1941 году из Ленинграда в Казань, привыкло быть банкротом. На эвтаназию надеяться бессмысленно — предприятие внесено в перечень стратегических, и официально признанное банкротство возможно только с разрешения главы государства.

А российское руководство объявлять предприятие банкротом не спешит. Как не спешит и предлагать какие-нибудь меры по реабилитации ФГУП «Казанский завод точного машиностроения им. М.И. Калинина». Тем временем завод с громким именем и славной историей не в состоянии платить не только зарплату, но даже налоги, хотя и входит в оборонно-промышленный комплекс страны.

Леонид Самай, генеральный директор завода «Точмаш»:

— На сегодняшний день долгов столько, что дальнейшее существование завода в нынешнем состоянии представляется бессмысленным. Пришло время констатировать, что предприятию уже не помогут никакие сроки, указываемые в рапортах о долговых обязательствах. За каждую невыплаченную нами сумму начислены и продолжают начисляться такие пенни, что ком долгов превратился в целую лавину, которая еще немного — и задавит нас. Не так давно даже энергетики, довольно долго терпевшие наши невыплаты, наложили определенные ограничения. Да такие, что мы были вынуждены перевести часть специалистов на работу в третью смену. Все вместе же привело к тому, что мы из-за введенных ограничений энергетиков «не допроизвели» значительный объем продукции. И вот уже 30 марта будут в очередной раз рассматриваться предложения по нашему банкротству. Сходная ситуация складывается почти во всех сферах существования завода, постоянно ухудшаясь от того, что у завода нет оборотных средств.

В первую очередь при таком раскладе страдают люди. Завод, на котором по сей день продолжают трудиться редкие представители семейных династий, катастрофически теряет высококвалифицированных специалистов. Что неудивительно — задолженности по заработной плате не стимулируют популярность профессии инженера. А также наладчика, инструментальщика, термиста и так далее.

Леонид Самай:

— Если в действительно срочном порядке не предпринять что-либо, то совершенно очевидно, не далек тот день, когда работать на заводе будет некому. Сегодня общая численность завода составляет всего 1100 человек. А ведь даже в 1942 году было набрано более 1300 молодых специалистов. В лучшие же времена завод насчитывал до 11 тысяч сотрудников. Все это тем более печально, что предприятия и (что намного важнее) специалисты предприятий оборонного комплекса не восстанавливаются за пять минут. Кто будет учить молодых выпускников у станка в случае надобности, если все квалифицированные кадры сегодня уходят без замены? В случае окончательной потери этого потенциала можно будет говорить о потере завода вообще.

К сожалению, о потере завода как такового говорят все чаще и все громче. Ходят слухи, что завод не ликвидируют вообще, его просто реорганизуют: он будет по частям существовать на других предприятиях.

Леонид Самай:

— Говорить о реорганизации я бы стал только с очень большой долей сомнения. Государство не может найти деньги на поддержание завода сегодня, когда инфраструктура еще не нарушена, когда системы худо ли, бедно ли, но существуют; когда еще не окончательно потеряна школа высококлассных специалистов. Откуда же деньги могут найтись для того, чтобы, по сути, начать все заново? Мы подсчитали, что сегодня на все нужды завода необходимо средств в размере 1 млрд. 62 млн. рублей. В случае же перевода завода на новый режим (в процессе реорганизации) потребуется гораздо больше денег — где-то 3,5−4 млрд. рублей. При таком раскладе остаются большие сомнения в том, что средства будут найдены.

По словам генерального директора казанского «Точмаша», в настоящее время около 70\% предприятий оборонного комплекса России — банкроты. Однако 30\% — это предприятия, которые не только успешно функционируют, но и приносят прибыль. В чем секрет?

Леонид Самай:

— Конверсионная программа, которая начала реализовываться в начале 90-х годов, помогла этим заводам влиться в современную жизнь, в которой уже нет места большим объемам оборонного комплекса. Эти предприятия смогли защитить свои программы перевооружения и нашли нишу в производстве продукции гражданского назначения, не теряя при этом навыков производства продукции своего прямого назначения. Я могу привести в пример владимирский «Точмаш», который полностью обеспечен объемами на 2005 год. Однако, что важно, из 8 млрд. рублей объемов производства этого завода — доля продукции военного назначения составляет всего 100 млн. рублей. Вообще, сегодня уже общепризнанным является тот факт, что для нормального существования завода оборонного комплекса, ему необходимо производить продукцию военного и гражданского назначения в пропорции 20\% к 80\%. У нас на заводе ситуация пока от идеала далека — сохраняется пропорция 60\% к 40\%. И хотя мы старательно изыскиваем пути преодоления такого положения дел (даже освоили производство цветочных горшков), заключаем договоры с предприятиями-партнерами, нам очень не хватает средств на переоборудование. На сегодняшний день договоры на производство продукции заключены не только с КАМАЗом, ЗМА и с «АвтоВАЗагрегатом». Однако для выполнения договора с «АвтоВАЗагрегатом» нам еще необходимо как-то достать 130 млн. рублей на переоборудование.

В целом, чтобы казанский «Точмаш» начал нормально функционировать, заводу необходимо производить продукции на сумму 400 млн. рублей, однако пока цифры были следующими: 82 млн. — в 2003 году, 113 млн. — в 2004 году. В 2005 году производство прогнозируется не менее чем на 180 млн. Главной проблемой остается минимальный госзаказ.

Леонид Самай:

— Завод не может начать зарабатывать еще и потому, что форма «Точмаша» — это ФГУП. Мы не можем привлекать инвестиции, не можем пустующие площади сдавать в аренду, потому что это заводу не принесет ровным счетом ничего — все уйдет в федеральную казну. И даже несмотря на то что и премьером РТ, и президентом республики направлялись письма в Москву, проблема так и остается нерешенной. Поэтому руководству республики приходится просто терпеть бездеятельность Москвы и делать все, чтобы завод поднять — выдавать кредиты, освобождать по возможности от налогов.

Сейчас завод приступил к подготовке программы к выходу из кризисной ситуации. Подготовлены две программы — на 2005 год и на 2006−2010 гг. Однако несмотря на то что годичная программа реабилитации «Точмаша» была утверждена в РФ, из полагающихся по ней 107 млн. рублей из федерального бюджета сегодня выданы только 20 млн., на которые руководство завода будет восстанавливать гальваническое производство. Что же касается программы на 2006−2010 гг., по которой заводу на восстановление полагаются 1 млрд. 62 млн. рублей, то она еще и вовсе не одобрена.

Леонид Самай:

— Главное, что сейчас требуется от правительства РФ, это решить — нужен ли казанский «Точмаш» для оборонной промышленности РФ. И действовать в согласии с выбранным решением. Так, если завод нужен, то необходимо, во-первых, списать с нас все долговые обязательства (здесь хочется отметить, что во времена, когда были списаны долги с колхозов и совхозов, суммы были не в пример выше) и увеличить количества заказов — тогда мы сможем вздохнуть и начать развиваться.

В основе национальной безопасности ведущих государств мира до сих пор лежит фактор силового сдерживания. А мировой рынок оружия формируется под воздействием целого ряда разнородных факторов. Среди которых — сохранение многих региональных и локальных очагов напряженности и военных конфликтов и обусловленная этим потребность в современной продукции военного назначения для переоснащения национальных армий и флотилий. Это надо помнить, чтобы те оборонные заводы, которые еще не умерли, не стали специализироваться только разве что на производстве цветочных горшков.

Новости
06 Декабря 2024, 19:42

На Куйбышевской магистрали в РТ отремонтировали более 29 км ж/д путей

Работы проводились на перегонах Письмянка — Ватан, Никашновка — Круглое Поле, а также на станциях Биклянь, Челны и Бугульма.

С начала ремонтно-путевой кампании 2024 года на территории РТ Куйбышевской железной дороги провели капремонт более 29 км путей. Работы проводились на перегонах Письмянка — Ватан, Никашновка — Круглое Поле, а также на станциях Биклянь, Набережные Челны и Бугульма, где проходит основной поток грузовых и пассажирских поездов.

Во время проведения работ железнодорожники заменили рельсошпальную решетку, уложили новый бесстыковой путь и очистили щебеночный балласт. Путевые работы проводились по технологии «закрытых перегонов». На закрытых участках круглосуточно выполнялся полный комплекс работ с использованием специальной техники: путеразборочных и путеукладочных кранов, рельсовозного состава, высокопроизводительной выправочной техники, отделочных, рельсосварочных и щебнеочистительных машин.

Напомним, за первые девять месяцев 2024 года международный аэропорт Казань обслужил 4,14 млн пассажиров.

Что нового в декабре 2024  16:01

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: