Как-никак, не имея профильного образования (за плечами — КАИ, работа в КАПО им. Горбунова, служба в МВД и МЧС), возглавить лесную отрасль непросто. Тем не менее, напутствие Президента республики было немногословным: нужно навести порядок. С актуальностью постановки задачи новый министр согласен.
Валерий Александрович, предполагали ли вы когда-нибудь «лесной» поворот в карьере?
— Нет, конечно. Хотя по службе в МЧС у нас были совместные мероприятия с работниками леса по тушению лесных пожаров, а в 1978 году во время службы в Вооруженных Силах мне пришлось тушить лесной пожар в Забайкалье. Но я совершенно не предполагал тогда, что мне впоследствии придется заниматься и пожарами, а потом еще и лесом на профессиональной основе.
Представляя вас на сессии Госсовета, спикер Фарид Мухаметшин сообщил, что перед вами стоят задачи по увеличению площадей леса.
— Действительно, перед нами стоят задачи по сохранению и увеличению площади лесного фонда. Я думаю, что нет необходимости убеждать, что для России через лес пролегает самая выгодная дорога в будущее. Лес представляет собой уникальный объект хозяйственной деятельности. С одной стороны, он источник важных ресурсов и сырья, с другой — защитный каркас среды обитания человечества. Безусловно, наша задача — поддерживать этот каркас в устойчивом состоянии. Мы должны продумывать сбалансированное лесопользование, выполнять воспроизводство функционального потенциала наших лесов. Эта задача особенно обострилась в последнее время, когда рыночные отношения пришли и в лесную отрасль. Здесь, я считаю, очень важно найти золотую середину, когда сегодняшние коммерческие интересы не будут превалировать над общественными. Но и оставаться в стороне от общего движения, наметившегося в лесохозяйственной отрасли, тоже было бы неправильно. Поэтому совершенствование управления лесным комплексом считаю наименее затратным и наиболее результативным способом повышения его эффективности.
На ваш взгляд, в отрасли накопилось много проблемных вопросов? Каким приоритетам следует отдавать предпочтение?
— Для повышения рационального использования лесных ресурсов и вклада лесного сектора в социально-экономическое развитие республики, с учетом Лесного плана РТ, мы занимаемся подготовкой программного для формирования национальной лесной политики документа — «Стратегия развития лесного хозяйства Республики Татарстан». Благодаря поддержке Премьер-министра Рустама Минниханова в сентябре этой теме будет посвящено специальное заседание Кабмина РТ. По сути, мы должны отработать механизм реализации Лесного плана республики, перевести его в конкретное практическое русло.
Я мог бы выделить несколько приоритетных направлений в развитии отрасли, которые найдут отражение в этом документе.
Во-первых, лесопользование. Лес — это живой организм, он «проживает» все стадии от рождения до старения и должен получать все необходимое своевременно. И отдавать, кстати, тоже. Лес необходимо обновлять, своевременно рубить, иначе он теряет свои защитные свойства, продуктивность и качество древесины. Наибольшую ценность как сырье для промышленности он имеет в период своей спелости.
К сожалению, по объективным условиям в наших лесах преобладают малоценные лесные культуры, хвойные породы составляют всего 27\% лесного фонда. Отсюда и отсутствие должного интереса со стороны деревообработчиков. Расчетная лесосека в 2008 году была использована только на 44,4\%, мы должны были вырубить 1 млн. 780 тыс. кубов, а вырубили около 800 тыс. кубометров.
Во-вторых, заготовка древесины с обеспечением использования расчетной лесосеки в полном объеме станет приоритетным направлением развития арендных отношений на предстоящее десятилетие. При проведении рубок главного пользования большое внимание будет уделяться внедрению прогрессивных, постепенно-выборочных рубок, что позволяет на 15 — 20 лет снизить срок выращивания новых насаждений ценных пород. При этом образуются смешанные, более высокопроизводительные и устойчивые к неблагоприятным факторам среды и антропогенному воздействию насаждения.
В-третьих, это вопрос арендных отношений. Лесной план РТ ориентирует лесовосстановление на увеличение хвойных и твердолиственных насаждений как наиболее ценных пород для деревопереработки. К 2018 году предусмотрено освоение лесосеки с сегодняшних 44,4\% до 100\%, а объем заготовки и переработки древесины с нынешних 920,8 тыс. кубометров должен достичь 2,231 млн. кубометров. Доходы в российский бюджет увеличатся с 36,9 млн. рублей до 4 млрд. рублей, а в татарстанский — с 16,7 млн. рублей до 170,7 млн. рублей. Источниками таких поступлений является арендная плата за использование лесов в рекреационных целях (34,4\%), под линейные объекты (25,8\%), для заготовки древесины (29\%).
По Лесному кодексу забота о лесе в значительной степени ложится не только на плечи лесников, но и арендаторов. Существующий подход к арендным отношениям, как мне кажется, нуждается в корректировке. В «Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан» будет предусмотрена система формирования и предоставления лесных участков в аренду. Необходимо рационально определить лесные участки, предлагаемые для будущего предоставления в аренду, с обязательным учетом лесохозяйственных регламентов, перспектив развития экономики, потребностей государственных, общественных, научных организаций. При этом, конечно же, приоритетными должны оставаться задачи по воспроизводству леса, сохранения его защитных и экологических свойств,
Как будет развиваться лесопромышленный комплекс республики?
— С учетом качественного состава наши леса как источник сырья для деревообработки, к сожалению, остаются маловостребованными. Как итог — лесопромышленный комплекс Татарстана занимает относительно скромное место в экономике республики. Основными потребителями древесины остаются население и мелкие предприятия. Производственные мощности лесозаготовки и лесопереработки в подведомственных учреждениях безнадежно устарели. В этих условиях ГБУ «Лес» (их сегодня 30) не хватает ни техники, которая изношена на 80\% и более, ни средств для развития. А на эти предприятия возложены функции по проведению всего комплекса лесохозяйственных сезонных работ, в том числе и лесовосстановление.
Опыт последних лет показывает, что в таком виде нашим предприятиям не выжить, уже семь из них находятся в режиме ликвидации в связи с неблагополучным финансовым состоянием. Поэтому и здесь нужна реформа. Как выход из создавшегося положения я считаю необходимым создание единой республиканской структуры.
Особенностям лесохозяйственного производства в наибольшей степени соответствует форма государственного предпринимательства. Основу деятельности новой структуры составят нынешние государственные бюджетные учреждения «Лес», специалисты и работники которых непосредственно связаны с лесом на профессиональной постоянной основе. Мы сейчас прорабатываем варианты организационно-правовой формы этой структуры, которая будет адаптирована к условиям рыночной экономики. Возможно, это будет автономное учреждение или государственное унитарное предприятие с приоритетом общественных целей своей деятельности по отношению к коммерческим и использованием государственной собственности. Предпринимательский характер будет определяться самостоятельным распоряжением прибыли. Считаю, что у новой структуры будет больше возможностей по обновлению техники, по маневру силами, по правильному распределению трудовых и производственных ресурсов.
Надеюсь, что в новой структуре будут работать рачительные хозяева леса, которые станут союзником государства в мероприятиях по рациональному лесопользованию и эффективному лесовосстановлению и имеют возможность динамично развивать свое предприятие. Если в лесную отрасль придут инвестиции, то новая структура могла бы активно включиться и в новые проекты по массовому строительству доступного и комфортного жилья, производству древесных топливных гранул — пеллет
А чем можно привлечь в лес этих потенциальных «хозяев»?
— В первую очередь, предпринимателей можно заинтересовать переработкой ликвидной древесины, выращенной на лесных плантациях из районированных семян с повышенными качественными показателями, полученных на основе селекции и генетики. Кроме того, развитой лесной инфраструктурой, наличием лесных дорог и подъездных путей с учетом продуманной транспортной логистики. Наличием энергоресурсов для переработки лесного сырья и рабочей силы на местах проведения работ.
Наверняка, большое значение придается и глубокой переработке древесины? Запланирован ли запуск каких-либо инвестиционных проектов в этой отрасли?
— По плану — да. Есть ряд разработанных инвестиционных проектов от международного до местного уровней по глубокой переработке древесины, с выходом большого количества разнообразной продукции. Но, к сожалению, финансовый кризис помешал им стартовать.
А что касается уже существующих в Татарстане деревообрабатывающих производств — в частности, Зеленодольского фанерного завода и Поволжского фанерно-мебельного комбината?
— На встречах с руководителями этих предприятий мы обсуждали возможности более тесного сотрудничества с нашими лесохозяйственными учреждениями. Мы хотим убедить своих партнеров, что их производство может использовать татарстанскую древесину.
Например, Поволжский фанерно-мебельный комбинат — один из ведущих партнеров ИКЕИ. Мы рады успехам наших деревообработчиков, хотя их сырьевая база находится за пределами нашей республики. Но ведь березы,
Скажите, для чего вообще пригоден татарстанский лес сегодня?
— Природа-матушка наделила богатыми ресурсами нашу республику, но при этом, к сожалению, мы имеем не очень востребованный в промышленном отношении лес.
В первую очередь лес — решающий фактор защиты и стабилизации природной среды: воды, воздуха, защиты почвы, охраны здоровья самого человека.
Как ни велики в наш век успехи науки и техники в создании искусственных материалов, древесина продолжает оставаться универсальным материалом, без которого не обходится ни одна отрасль экономики. Нашу древесину можно использовать в строительстве как пиломатериал, для изготовления тары. Березовой кряж подходит для изготовления фанеры. Из дерева делают товары народного потребления, сувенирную продукцию. С учетом повышения стоимости газа население вновь возвращается к дровяному отоплению. Опилки востребованы кирпичными заводами — они составляют 50\% от объема кирпича. Сейчас за рубежом популярна тема производства пеллет — спрессованных топливных гранул. Их изготовление у нас пока не налажено, поскольку нет спроса у местного населения. У ученых Казанского технологического университета есть перспективная разработка получения биотоплива из отходов древесины, но она пока еще на стадии опытных образцов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: