Появлению журнала «Татарстан EXPLORER» предшествовало маркетинговое исследование, которое по заказу ООО «Медиасервис» (компания — учредитель) проводило одно из независимых московских агентств. Оно охватило близлежащие регионы Поволжья — Мари Эл, Чувашию, Удмуртию, а также Нижний Новгород и Самару. Результаты исследования показали: специализированный журнал, посвященный информационным технологиям, их развитию, сегодня востребован. Особенно после того, как московские компании направили свои силы на регионы и начали активно осваивать периферию.
За последний год интерес крупных московских компаний, а также российских представительств мировых производителей к региональному рынку возрос многократно. Это в полной мере касается как производителей и поставщиков бытовой техники, модной одежды, мебели и продуктов питания, так и компьютеров, периферийных устройств, комплектующих, поставщиков услуг в области системных решений, компаний — сотовых операторов. Наверное, пальцев на обеих руках не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось в Казани специализированных магазинов, предлагающих различные товары — как высокотехнологичные, так и не очень.
А есть еще рынок корпоративных потребителей — это промышленные предприятия, министерства и ведомства, вузы и школы. «Корпоративщики» тоже закупают компьютеры, принтеры, плазменные TV-панели, оборудование для конференц-залов, цифровые фотокамеры, плоттеры. А поскольку покупатель и потребитель услуг сегодня уже избалован рыночной экономикой, то он хочет знать больше о товаре или услуге — и сначала ищет полную информацию о предмете своего интереса, а уже потом готов заплатить за него деньги. Сейчас мало найдется охотников купить то, что под руку подвернется — всем нужны новинки IT-индустрии, на многих предприятиях работают целые отделы, которые отслеживают, куда движется IT-отрасль и что производители представят на рынок в ближайшем будущем.
Создатели журнала «Татарстан EXPLORER» предлагают своим читателям обзоры этих самых новинок, подборку IT-новостей, статьи о событиях, которые происходят в IT-отрасли как в России, так и в Татарстане.
Елена Костина, выпускающий редактор журнала «Татарстан EXPLORER»:
— Для написания ряда статьей привлекались и будут привлекаться «узкопрофильные» специалисты. Так, о компьютерных вирусах со знанием дела может рассказать только специалист, имеющий постоянную «практику» борьбы с этими самыми вирусами: от их обнаружения до полного искоренения из системы. Дать комментарий о состоянии дел в области использования нелицензионного программного обеспечения может только сотрудник Управления ФСБ по Татарстану, курирующий эту проблему. Рассказать о том, какие мониторы сегодня пользуются большей популярностью — жидкокристаллические или модные плазменные — могут или производитель этих мониторов, или непосредственно продавец.
С того момента, как появилась идея создания журнала «Татарстан EXPLORER» и до выхода в свет «пилотного» номера, прошло около семи месяцев. Было составлено несколько бизнес-планов, заказано, как уже говорилось, маркетинговое исследование, потом подбирался штат сотрудников. Что касается самой идеи, то для Казани появление специализированного IT-журнала не ново.
Можно вспомнить, что в 1997 году был открыт журнал «ComputerWorld-Казань», который уже через год завоевал популярность у читателей и у компаний-рекламодателей не только Казани, но и Москвы, Самары, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Издание выходило в свет почти четыре года, но в силу ряда экономических причин, к сожалению, было закрыто учредителями в 2001 году. Параллельно с «ComputerWorld-Казань» в то время выходили газета «Компьютерная Казань», журнал «HiTech для всех», потом журнал «ТехноExpress», позднее — издание «Computerworld Поволжье».
Елена Костина:
— Даже вспоминать приятно те времена, когда специализированная компьютерная пресса в столице Татарстана была в расцвете и, что немаловажно, — была востребована. В Нижнем Новгороде, например, несмотря на его территориальную близость к Москве и более раннее появление там представительств московских компаний, не наблюдалось такого изобилия компьютерной прессы даже до кризиса 1998 года. Остается только удивляться, почему в Казани издания, учреждаемые с завидным постоянством (и упорством) разными учредителями, закрывались — кто через полгода, кто и того раньше.
Впрочем, издание полноцветного 48-страничного журнала — дело затратное, и почти во всех случаях (кроме «ComputerWorld-Казань») учредители, выложив крупные суммы денег на печать первых трех-четырех номеров, не смогли дождаться момента, когда журнал выйдет на самоокупаемость, а затем начнет приносить и прибыль.
Кстати, сегодня на рынке специализированных СМИ Татарстана существует еще один IT-журнал — это «Информационные технологии в Республике Татарстан». Журнал позиционируется как научно-популярный и выходит в черно-белом формате на 32 страницах. Почти год выходит и газета «Компьютерра плюс Казань» — представительство известного российского компьютерного еженедельника «Компьютерра». Но Елена Костина считает, что ниша местной IT-прессы еще не заполнена, и «Татарстан EXPLORER» найдет своего читателя.
Тираж «пилотного» номера «Татарстан EXPLORER» составил 999 экземпляров. Но уже в сентябре создатели получили подтверждение регистрации в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и СМИ, и следующий номер вышел тиражом в 2 тысячи экземпляров. Уже в январе 2004 года планируется увеличение тиража до 3,5 тысяч.
«Татарстан EXPLORER» распространяется по рассылке, есть обширная база, куда вошли адреса крупных промышленных предприятий Республики Татарстан (нефтегазодобывающий и нефтеперерабатывающий комплекс, машиностроение и металлообработка, химия и нефтехимия, приборостроение и радиоэлектроника, авиа- и судостроение), Поволжья, данные по министерствам, ведомствам, органам государственной власти, российским представительствам крупных мировых компаний-производителей и др. Впрочем, с января есть намерение открыть подписку для всех желающих быть в курсе новостей местного IT-рынка.
Первый номер журнала приятно удивил высоким уровнем контента. Мнение о том, что региональная журналистика традиционно считается дилетантской Елена Костина не подтверждает:
— Даже не знаю, как прокомментировать это заявление. Простите за наивность, а кем считается? Так — с определенной долей снобизма — можно сказать о любом региональном издании, независимо от его специфики, — если взять за цель раскритиковать издание, сравнивая его с заведомо несравнимыми (по профессионализму, содержанию и дизайну) центральными СМИ. Сравнивать, полагаю, уместно только то, что находится в одной «весовой категории». Наверное, никому не придет в голову взять и сравнить уровень верстки и контент, например, районной газеты «Новошешминская правда» или «Камская новь» и российских «Известий», ведь так?
Поэтому сравнивать «Татарстан EXPLORER» и, допустим, «Intelligent Enterprise» или «BYTE Россия», по меньшей мере, некорректно. А вот сравнение с местным изданием «Информационные технологии в Республике Татарстан» вполне уместно, и хочется верить, что сравнение это — в нашу пользу.
С января 2004 года создатели «Татарстан EXPLORER» планируют начать рекламную кампанию. В ней будут задействованы сетевые СМИ (баннерная реклама), также предполагается запустить рекламные ролики на радио. В ближайшее время «Татарстан EXPLORER» будет участвовать в специализированной выставке «Контакт. ИнтернетФорум-2003», которая пройдет в конце ноября на ВЦ «Казанская Ярмарка».
Несмотря на то что журнал только вышел в свет, существует и электронная версия в сети по адресу www.t-explorer.ru. Там будут размещаться не только очередные номера «Татарстан EXPLORER», но и анонсы следующих. Позднее на сайте будет открыт форум — чтобы каждый желающий смог высказать свое мнение относительно публикаций в журнале. Создатели считают, что таким образом, возможно, пополнится коллектив авторов.
Распространение журнала за пределы Татарстана уже началось. Сегодня «Татарстан EXPLORER» получают в Йошкар-Оле, Чебоксарах, Самаре.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: