Новости
19 Октября 2019, 15:28

В РТ собрали свыше 2 млн тонн сахарной свеклы

Она убрана с 74% площадей.

В Татарстане сахарная свекла убрана с 74% площадей (47 тыс. га). Осталось убрать с 17 тыс. га. Об этом 18 октября сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров на совещании в Доме Правительства РТ.

По его словам, высокая урожайность наблюдается в Тетюшском, Актанышском, Заинском и Мензелинском районах. Глава ведомства добавил, что на заводы перевезли свыше 1,1 млн тонн свеклы из 2 млн собранной. В сутки перерабатывается около 17 тыс. тонн. Всего в республике произвели 112 тыс. тонн сахарного песка, сообщает пресс-служба президента РТ.

Зяббаров Марат Азатович

Заместитель премьер-министра РТ - министр сельского хозяйства и продовольствия РТ

Мнения
08 Июля 2020, 08:00
Маркетплейсы в Татарстане

Малый торговый бизнес не сможет встроиться в e-commerce

Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова — о бурном росте e-commerce, трендах развития отрасли и помощи государства в виде прямого запрета на офлайн-торговлю.

За последние полгода онлайн-продажи в России выросли по некоторым оценкам на 40−50%, но это произошло на фоне снижения розничного товарооборота. Это временное явление, обусловленное прямым вмешательством государства в дела бизнеса и рынок. Это последствия прямого запрета офлайн-торговли в ряде сегментов и ограничения потребителей в передвижении.

Инструмент влияния государства в этой сфере был применен впервые, его использование сопровождалось осложнением коммуникаций и игрой спекулянтов на нефтяном и валютном рынке.

Оценить последствия примененных решений мы сможем не ранее осени. Но уже сейчас можно выделить несколько устойчивых трендов, которые будут определять развитие торговой сферы в ближайшем и отдаленном будущем.

Ускорение роста продаж в онлайне.

Крупные компании наперебой рапортуют о росте оборота в три, два, полтора раза… Но это, скорее, мнимый рост. Да, выручка в период пандемии в онлайн-каналах выросла в среднем до двух раз, при этом доля онлайн-сегмента в целом остается ниже 5%. И рост носит во многом искусственный характер — он будет скорректирован после снятия всех ограничений.

Усиление крупных игроков.

Сейчас отмечается «прорывной» характер изменений в развитии инфраструктуры доставки товаров до потребителей и технологий отслеживания товародвижения. Wildberries, Ozon, Alibaba смогли сформировать универсальный ассортимент и составить конкуренцию федеральным торговым сетям. Подготовлена технологическая база и инфраструктура для консолидации рынка онлайн-продаж. Разрыв в потенциале крупных онлайн-ритейлеров и малых/средних предпринимателей стал непреодолимым. И, самое главное, сделал невозможным справедливую конкуренцию.

Анализ показывает, что уже в мае 2020 года большинство средних и малых онлайн-предприятий, как перекупщики, столкнулись с нехваткой товара. И были вынуждены перейти на режим заказа и трехдневной поставки до 80% ассортимента.

В ближайшей перспективе малый и средний бизнес из этой сферы будет «выдавлен», а сохранившийся — встроится в торговые системы на условиях франшизы.

Попытки замены агрегаторов.

Крупные торговые офлайн-системы активизировали развитие собственных интернет-магазинов, а некоторые еще — создание альтернативных маркетплейсов («Сафмар», «Детский мир»). При этом рост онлайн-продаж отстает от аналогичного показателя агрегаторов в два раза.

Объяснение простое: политика агрегаторов пока более понятна ограниченным в дееспособности предприятиям торговли и промышленности. Большинство предприятий торговли, внедомашнего питания предпочли заключить договора именно с агрегаторами (в их числе «Ашан», «Азбука Вкуса» и др.). Использование магазинов в формате пунктов выдачи оказалось неэффективно.

Исходя из этого, онлайн-канал будет рассматриваться офлайн-ритейлерами скорее как необходимый в чрезвычайных обстоятельствах, позволяющий «перехватить» покупателя на онлайн-рынке.

«Раздувание» клиентской базы.

Произошло «вынужденное» расширение клиентской базы онлайн-компаний, но большая часть перешедших в онлайн-каналы продаж покупателей сделала это временно. Лишь незначительная часть «перебежчиков» останется в онлайне, остальные будут время от времени делать заказы.

После снятия ограничений офлайн-торговля восстановится на 80−90%, в зависимости от специализации и степени дальнейшего вмешательства государства на рынке.

Выводы. Происходящие процессы обозначили не проблему исчезновения офлайн торговли, а проблему балансирования офлайн- и онлайн-торговли, встраивания в изменившуюся реальность малого и среднего бизнеса.

Какие услуги e-commerce определяют будущее влияние на рынок

Я бы говорил о расширении форматов доставки товаров. Мы видим, что развитие в условиях пандемии получил формат самовывоза. Здесь, прежде всего, стоит отметить развитие инфраструктуры агрегаторами Wildberries, Ozon, а также отдельными игроками офлайна («Ситилинк», «Онлайнтрейд»). Важно, что эта сеть уже покрыла мегаполисы и города-миллионники.

Разрешение работы ПВЗ-онлайн-компаний (пунктов выдачи интернет-заказов) в условиях запрета работы офлайн вынудило подключиться к онлайн-инфраструктуре подавляющее большинство (не менее 90%) игроков непродовольственного сегмента, внедомашнего питания и сферы услуг, пусть на не очень выгодных условиях. И этот канал останется в будущем. А вот сфера услуг не нашла себя в изменившейся реальности.

Заложена база по продвижению онлайн-продаж в регионы России и сельские территории через организацию пунктов выдачи интернет заказов в отделениях почты России, развитие сетей постаматов, размещенных в магазинах федеральных и региональных продовольственных сетей («Пятерочка», «Магнит»).

Нельзя говорить, что офлайн-торговцы переходят в онлайн

Ведь закрытые по решению государства ритейлеры сохранили при активации онлайн-каналов всего от 20 до 30% объема продаж. Ключевое изменение: в стране сложился ряд омниканальных торговых компаний, которые интересны государству. В их основе находятся как торговые офлайн-сети, так и изначально онлайн-компании с сетями офлайн-пунктов выдачи.

Контакт «покупатель — продавец» исчезает и заменяется на контакт «покупатель — автоответчик» («электронный помощник»), что снижает качество обслуживания и лишает процедуру покупки ряда традиционных смыслов.

Что потеряли/ что приобрели?

Пожалуй, ситуация близка к потере малого, а в перспективе и среднего торгового бизнеса. Уже сокращены возможности покупателя выбрать продавца и в перспективе у нас сохранится 5−7 вариантов выбора в продовольственной торговле и внедомашнего питании. В сфере услуг укрепятся сетевые игроки.

Удар нанесен по отечественным оптовикам и дистрибуторам, ассортимент уже сильно сузился, качество товаров будет снижаться.

В числе приобретений — только возможность облегченного выхода малого и среднего производителя на потребительский рынок через агрегаторов, минуя оптовиков и розничные торговые сети. Но при условии ценовой конкурентоспособности, которая сегодня не очевидна ввиду политики государства по ослаблению рубля. Покупатель приобрел неочевидную возможность с большей выгодой и удобством приобрести товар, теряя на его качестве и рискуя сложной процедурой возврата и замены товара.

Россия повторяет путь экономически развитых стран, но в условиях так и не сложившегося малого торгового бизнеса. Последний в силу своей разобщенности оказался не готов к вызовам дня и, вероятно, не сможет в своем большинстве встроиться в изменившуюся реальность.

Вячеслав Чеглов,
профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: