Ротация государственных служащих уже давно и эффективно применяется в ряде стран дальнего (например, Сингапур, многие страны Западной Европы) и ближнего зарубежья (Республика Беларусь, Республика Казахстан).
В Японии считается, что ротация государственного служащего — это гарантия его всестороннего развития, успешной картеры и максимальная польза для организации. Место работы японец-госслужащий меняет каждые два-три года. В год меняется примерно 30−40% персонала.
Особенно в этом плане выделяется Сингапур, играющий ролевую модель для нашей республики. Там постоянная ротация госслужащих — один из базовых принципов государственной службы, позволяющий избегать формирования устойчивых коррупционных связей. Эти меры способствовали превращению Сингапура в регион, свободный от коррупции. Согласно свежему Corruption Perceptions Index 2013 от Transparency International, в рейтинге индекса восприятия коррупции Сингапур занимает 5-ое место. Россия же по этому показателю занимает 127 место, соседствуя с Пакистаном и Бангладешем…
В советское время ротация довольно успешно применялась в партийном и государственном аппарате. В условиях жестких административных структур процесс ротации рассматривался как метод последовательного прохождения ключевых должностей для ускорения служебно-профессионального роста. Руководителей намеренно перемещали из одного предприятия, района, области, республики в другие, а затем при хорошей работе постепенно повышали в должности.
Одним из сильных примеров в этой области применительно к нашей республике может служить ротация Фикрята Табеева с поста первого секретаря Татарского обкома КПСС на пост Чрезвычайного и полномочного Посла СССР в республике Афганистан в 1979, с обратной ротацией в 1986 году на должность первого заместителя Председателя Совета Министров РСФСР.
В Российской Федерации принципы ротации федеральных чиновников были установлены на основании Федерального закона
Замена других чиновников может проводиться по утвержденным президентом РФ и правительством РФ перечням должностей, сформированным на основе предложений подотчетных им министерств и ведомств. Данный перечень должностей и план проведения ротации региональных гражданских служащих будет утверждаться нормативно — правовыми актами субъектов РФ.
Законом предусмотрена компенсация для чиновников и их семей в случае перевода в другой регион: возмещение расходов, связанных с переездом, гарантированное предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов на съем жилого помещения.
Ротация затронет всех занимающих должности руководителей федеральных органов исполнительной власти. Должность, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от 3 до 5 лет. Конкретный период для каждой должности указывается в плане проведения ротации с учетом времени, необходимого для профессиональной адаптации при назначении на новую должность.
Таким образом, правовой механизм ротации начал действовать для федеральных служащих с 1 января 2013 года.
В Татарстане до недавнего времени не было законодательно упорядоченного подхода к ротации кадров. По инерции кадровые перемещения чиновников, конечно же, комментировались термином «ротация кадров». Но в виде законодательной системы ротации республиканских служащих не существовало. Хотя разговоры об упорядочивании механизма ротации местных кадров велись в регионе с 2009 года…
И вот, в июле 2013 года Госсовет РТ, с полугодичной задержкой реагируя на изменения в российском законодательстве, принял поправки к Закону «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».
Эти поправки мало чем отличаются от общефедеральных. Они действительно взяли лучшее из российских законов, но с поправкой на республику:
— Перечень должностей государственной службы, по которым предусматривается ротация государственных служащих, утверждается указом президента Республики Татарстан.
— План проведения ротации гос
ударственных служащих утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
— Назначение государственных служащих в порядке ротации на должность государственной службы в другой орган исполнительной власти Республики Татарстан проводится по согласованным решениям руководителей этих органов.
И вот, опережая Россию, появляется указ президента РТ №УП-1185
По смыслу указа, перечень должностей государственной службы, по которым предусматривается ротация государственных служащих, будет утвержден отдельным указом президента РТ. Для подготовки данного перечня кабинету министров дается месячный срок. Одновременно кабмин должен утвердить план предстоящей ротации.
Конечно, есть определенные расхождения между поправками к закону «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» и указом президента РТ «О ротации государственных гражданских служащих Республики Татарстан». В одном документе перечень ротируемых должностей определяет президент, в указе же, напротив, перечень определяет Кабинет Министров РТ. Эти разногласия, как видится, все же являются побочным следствием определенной спешки в данном вопросе. И это неудивительно, ведь Татарстан, являясь передовиком по внедрению разнообразных новаций, просто обязан «на корпус» опережать других конкурентов. Особенно в таком благом деле…
Очевидно, окончательные очертания судьбоносного явления для наших чиновников мы увидим после новогодних праздников. Портал TatCenter.ru будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.
Альберт Бикбов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: