— Проект презентуют как абсолютно новый для России. А разве раньше Росстат не вел наблюдение за малым бизнесом?
— Если говорить о современной России, мы уже проводили в 2000 году сплошное обследование малых предприятий. Средние так же, как и крупные предприятия, обследовались довольно регулярно. А вот индивидуальных предпринимателей в сплошном режиме мы действительно обследовать будем впервые. Кстати, индивидуальных предпринимателей, малых предприятий у нас несколько миллионов. Отличие от переписи населения в том, что отвечать на вопросники для хозяйствующих субъектов обязательно. Эта обязанность прописана в законе. Кто будет уклоняться от предоставления правдивых данных, будет наказан. Перепись бизнеса — это своеобразный срез по всей стране.
— Как готовятся к такому фотографированию бизнеса представители территориальных органов Росстата?
— У каждого участника этой работы в Росстате есть свои обязанности. Центральный аппарат разрабатывает методики, готовит организационные планы проведения обследования, распределяет ресурсы, силы и средства по территории страны, разрабатывает контроли, а собранную информацию «чистит», обрабатывает, публикует
Они уже сейчас готовятся, составляют списки респондентов, взаимодействуют с союзами предпринимателей на местах, с торгово-промышленными палатами, с комитетами по поддержке малого бизнеса, то есть со всеми, кто хоть что-то знает про то, как существует, работает малый бизнес.
— Будет ли привлекаться к переписи административный ресурс регионов и для каких целей создаются межведомственные комиссии на местах?
— Как всегда, на статистику денег выделяется не очень много, надо на всем экономить. Куда уж тут без административного ресурса! Да и влияние региональных властей, муниципальных властей на малый бизнес очень велико, мы рассчитываем на их помощь. В субъектах создаются комиссии, как при переписи населения, для координации усилий статистиков, властей, общественных организаций, кто отвечает за интересы бизнеса, чтобы всем вместе организовать проведение этого обследования. В том числе объяснить бизнесу его интерес в объективных статистических данных. Рассчитываем на помощь местных СМИ. И про колоссальные возможности Интернета и блогосферы не забываем.
— А в чем заинтересованность региональных администраций в проведении переписи?
— Если мы говорим, что у нас надежные оценки по статистике ВВП или промышленного производства на уровне страны, на уровне субъектов, то так говорить о статистике на муниципальном уровне мы не можем. А ведь малый бизнес для муниципальных образований имеет очень большое значение. Многие сегменты экономики, по сути дела, принадлежат малому бизнесу. Мы, статистики, с малыми предприятиями, индивидуальным предпринимателем можем работать только на выборочной основе. Поэтому сейчас наши оценки, даже годовые, не очень точны на муниципальном уровне. И заинтересованность, конечно, у местных властей состоит в том, что мы сегодня сможем серьезно уточнить наши показатели именно на муниципальном уровне. Информация будет публиковаться на уровне муниципальных районов и городских округов. С учетом обязательного сохранения конфиденциальности сведений о конкретном хозяйствующем субъекте.
— А сейчас уже можно говорить, какой регион наиболее или наименее подготовлен к проведению переписи?
— Соревнования между субъектами я бы не устраивал, потому что у нас и субъекты разные, и доля малого бизнеса в разных субъектах не одинаковая. Как сейчас определишь? Цыплят по осени считают. Но я рад, что в большинстве субъектов к обследованию бизнеса отнеслись очень серьезно.
— Для проведения сплошного наблюдения будет использоваться новое программное обеспечение?
— У нас будет сканирование такое же, как и при переписи населения. Единственное отличие — именные бланки. То есть бланки со сквозным номером. Для каждого предпринимателя — свой именной бланк. Это сделано для того, чтобы не перепутать несколько листочков анкеты. При этом мы будем отрывать адресную часть. Там, где написаны конкретные атрибуты предприятия или предпринимателя.
— Сколько временных работников будет привлекаться для переписи бизнеса и пришлось ли их обучать?
— М ы набираем на временные ставки около четырех тысяч человек. Кто-то будет работать месяц, кто-то — два, кто-то — три. Анкету мы сделали максимально простой, но все равно она сложнее, чем наш вопросник по переписи населения. И обучение, конечно же, будет.
— Когда будет дан день старта переписи?
— Я бы не пугал всех словом «перепись». Это сплошное обследование. Хотя по сути, да, это попытка провести экономическую перепись малого бизнеса. Информацию начнем собирать в апреле и продолжим в 2011 году. Потому что к 1 апреля сдают бухгалтерские отчеты, вот и мы к этому времени приурочили сбор данных.
— Будет ли как-то поощряться активность представителей бизнеса в экономической переписи?
— Мы не социологи, это у них за участие в обследовании респондент получает деньги. В нашем бюджете денег на поощрения не предусмотрено. Участие в обследовании — обязанность бизнеса, который в результате получит цифры, необходимые для выработки политики, оценки ситуации.
— Бизнес сможет потребовать, чтобы государство учитывало его интересы на основе этих цифр?
— С помощью цифр бизнес может потребовать учитывать его интересы при проведении экономической политики. Так же, как государство может требовать, чтобы бизнес учитывал интересы других институтов гражданского общества. Это очень важно — играем в открытую.
— Когда будут известны первые результаты обследования?
— В конце 2011 года, декабрь. К 1 июля 2012 года опубликуем окончательные итоги.
— Александр Евгеньевич, как вы относитесь к мнению экспертов, которые критикуют Росстат за приукрашенную статистику? Говорят, что ВВП в этом году был пересчитан в угоду правительству.
— Людям, которые говорят, что мы что-то приукрашиваем, надо иметь доказательства. Все наши методики открыты, пожалуйста, смотрите, читайте, изучайте, давайте спорить, доказывайте. Я благодарен тем, кто это делает, многих мы привлекаем к нашим исследованиям. Когда эти эксперты нас критикуют, имеет смысл задуматься. Мы обязаны пересматривать ВВП, потому что меняется структура экономики. Это делается во всех странах мира. В начале прошлого года были серьезные правки ВВП по сравнению с ранее опубликованными. Внедрили классификатор продукции. А как описывать экономику несовременным языком?
Но, если Россия вступает в ВТО и в ОЭСР, мы же говорим о прозрачности экономики, о том, что мы хотим повысить инвестиционную привлекательность. Значит, меняем статистику в соответствии с требованиями международных организаций. Тем более что летом следующего года на комитете по статистике ОЭСР будет слушаться готовность российской статистики к реализации стандартов этой организации.
Фото с сайта «Российской газеты»
По материалам «Российской газеты»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: