Многие из них являются лишь синонимами русских слов и их использование в речи — банальная дань моде… В других случаях заимствованное слово обозначает действительно новое явление. К этой категории можно отнести и слово «супервайзер». Сегодня супервайзер — нужный человек в любой компании, а, особенно, работающих в сферах, требующих особого подхода к качеству. Так, в «Татнефти» вот уже более пяти лет работает специальный департамент супервайзерского сопровождения, с начальником которого Игорем Гуськовым мы и беседуем сегодня.
Супервайзер полностью сопровождает тот или иной процесс и отчитывается о всех его этапах руководству — рассказывает Виктор Гуськов. Этот термин употребляется в разных сферах. Так, например, называют диспетчеров или начальников смены, наблюдателей, присутствующих на выборах, есть супервайзеры в медицине, психологии, спорте, торговле, рекламном бизнесе.
Необходимые сотрудники
Раньше в большинстве случаев для выполнения работ нефтяные компании приглашали одного бурового подрядчика, располагающего персоналом и более или менее оснащенного необходимым оборудованием. При этом формат договора предусматривал сдачу готовой скважины за оговоренную заранее плату, а аргументы в пользу именно такой схемы вполне традиционны: удобно и отработано.
Как правило, при таких отношениях компания-заказчик делегирует всю полноту ответственности за выполнение проекта генеральному подрядчику, который вместе с ответственностью и рисками за конечный результат получает определенную самостоятельность в ведении работ, не выходя за пределы нормативно-технических регламентов и проектной документации.
Взамен компания-заказчик получает скважину, за качество которой генеральный подрядчик отвечает только до подписания акта приемки-передачи, поскольку его задача заключается в выходе на проектный горизонт в установленный срок. После подписания всех передаточных документов ответственность за эксплуатацию конечного продукта (скважины) несет уже только заказчик.
Вместе с тем, отсутствие информации в период бурения лишает заказчика возможности полностью быть уверенным в качестве ствола и вскрытой призабойной зоны. Иными словами, при таком формате договорных отношений заказчик получает от исполнителя только конечный результат. Теряет заказчик и финансовый контроль над работами, выполняемыми по субподряду, включая возможность внесения изменений в нормативную базу стоимости услуг, поскольку стоимость конечного результата уже предусмотрена контрактом.
Все вышеперечисленное нередко приводит к конфликту интересов заказчика и подрядчика. Если для заказчика конечным продуктом является получение проектного дебита качественного углеводородного сырья, то для генерального подрядчика конечным продуктом будет проектный забой скважины. Таким образом, проблемы оператора начинаются там, где завершается процесс строительства скважины и подписываются акты приемки-передачи.
Избежать этих проблем и помогают супервайзеры. Будучи неотъемлемой составной частью управления проектом, своеобразными «глазами заказчика» супервайзинг позволяет минимизировать общие затраты на разработку месторождений и сопровождать весь ход работ. Кроме того, супервайзинг дает возможность осуществлять ежедневный мониторинг технико-экономической информации; контроль затрат на все виды работ на ежедневной основе; оперативное информирование в случае отклонения от утвержденного проекта или регламента; и самое главное — защита интересов (в том числе репутационных и финансовых) заказчика в спорных конфликтных ситуациях, связанных с выполнением подрядчиком своих обязательств по проекту.
Когда все под контролем
Группы супервайзеров созданы уже на всех нефтедобывающих предприятиях России. Они, представляя интересы заказчика, контролируют работу подрядных бригад: бурения, ремонта скважин, повышения нефтеотдачи пластов, строительства нефтепроводов и так далее. Супервайзер имеет право в любой момент приехать на объект, затребовать документацию, зафиксировать в специальном бланке необходимые данные. Эти специалисты находятся на объекте при самых важных операциях в процессе бурения и ремонта. Новые технологии очень сложные, их внедрение весьма затратно. Чтобы эти затраты окупить, получить максимальный эффект, необходимо добиться верного выполнения всех технологических операций, четкого соблюдения всех регламентов. Для этого и необходим контроль, который и осуществляется сотрудниками департамента.
Основные показатели работы супервайзеров — это своевременность, полнота и достоверность получаемой и передаваемой руководству информации. Но при этом следует помнить, что, контролируя процессыя, эти специалисты несут долю ответственности за конечный результат. Об эффективности работы группы говорит и тот факт, что те недочеты, которые были выявлены в ходе самых первых проверок, сегодня ликвидированы — буровики, зная о контроле, стараются их больше не допускать.
Ответственность и полномочия
По сравнению с «госприемщиками» прежнего времени у нефтяников супервайзер — куда более значимая фигура. Тому, как «экипированы» эти специалисты, позавидует любой: персональный автомобиль с большой проходимостью, сотовая или спутниковая телефония и ноутбук. По меркам «Татнефти» численность службы супервайзинга совсем невелика — 63 специалистов. Однако, несмотря на малочисленность, бюджет службы супервайзеров весьма внушителен. Зачем же нефтяникам понадобилось создавать новую службу, да еще такую дорогостоящую? Ответ становится понятен, если проанализировать экономический эффект от работы супервайзеров, превышающий вложенные средства в сотни раз.
Как объяснил Виктор Гуськов, смысл деятельности подразделения — жесткий контроль за качеством работы предприятий, обслуживающих основное производство — нефтедобычу. Под надзором супервайзеров — бурение, ремонт скважин и повышение нефтеотдачи пластов — наиболее важные для нефтяников услуги смежников, от качества которых во многом зависит и конечный результат — объем добытого «черного золота». Введение беспристрастного и надежного контроля позволит сэкономить большие суммы.
Чтобы служба работала эффективно, татнефтевских супервайзеров наделили серьезными полномочиями — вплоть до распоряжений об остановке тех или иных работ на территории республики. А отчитываются они только напрямую первому заместителю генерального директора — главному инженеру. Поэтому логично, что им же поручено контролировать и выполнение таких важных задач, как соблюдение норм охраны труда и весьма строгих экологических стандартов компании.
Специалистов для работы в службе отбирают очень тщательно. По словам нашего собеседника, в основном — это опытные сотрудники, раньше работавшие в добыче и бурении. Жесткий отбор здесь необходим. Слишком большая ответственность ложится на этих специалистов. Ведь им предстоит сопровождать работы от начала до конца.
«Когда супервайзер работает на месторождениях за пределами Татарстана, через него идут все заявки, планы работ, — говорит Игорь Гуськов — например, по окончании строительства скважины он должен визировать все документы, проверять, чтобы не было приписок, оплачивать выполненные работы.
Казалось бы, ничего принципиально нового в супервайзинге нет, — в советское время существовало немало структур, контролирующих качество — ОТК, «госприемка». Однако кого это волновало во времена дефицита? Сегодняшние же рыночные условия, которые, как известно, мягкими не назовешь, диктуют совершенно другое отношение: или работаешь качественно, или до свидания — желающих платить деньги за некачественный товар или услугу нет. Поэтому для предпрятий, активно работающих не только в России, но и на зарубежном рынке, качество принципиально важно. Возможно, примеру Татнефти, один из первых в Татарстане, внедрившего западное понятие «супервайзер» в свою повседневную работу, последуют и другие наши предприятия — на пользу экономике республики и, самое главное, потребителю.
Интересы компании — на первом месте
Игорь Гуськов особо подчеркивает, что департамент супервайзерского сопровождения не имеет никаких других интересов, кроме корпоративных. Основная цель его работы — повышение эффективности бурения, КРС и ПНП за счет установления цивилизованных отношений между заказчиком и подрядчиком и контроля за обеими сторонами. Залогом успеха становится точное выполнение договоренностей, инструкций и руководящих документов.
Опыт деятельности в новых условиях потребовал дальнейшего развития системы управления работами по капитальному ремонту и строительству скважин. Если супервайзеры хорошо справлялись с работой по контролю над качеством исполнения технологий, то считать деньги в своём кармане должен хозяин. Тогда-то следить за расходованием средств, выделяемых на капитальный ремонт и строительство скважин и организацию работ в НГДУ, стали созданные отделы по организации ремонта и строительства скважин, в которых появилась должность распорядителей работ.
Основной заслугой департамента является сбор и обобщение обширной базы руководящей документации и создание новый деловых отношений между заказчиком и подрядчиком. А когда по каждому этапу работ шаги детализированы, проще и итоги подводить, и динамику отслеживать. Департамент супервайзерского сопровождения использует балльную систему рейтинга.
Очень важная область работы супервайзеров — это бурение на внешних территориях. Несколько десятков специалистов находятся сегодня в Калмыкии, Оренбурге, на севере, в Самаре. И только в последнем регионе работают буровики от «Татнефти».
А на других территориях у компании в подрядчиках — сторонние предприятия. Поэтому в данной ситуации супервайзеры являются глазами и ушами компании, чтобы она получала достоверную информацию из первых рук. «Своими подрядчиками мы еще можем управлять, а в регионах — у них там многие руковордящие документы просто не существуют, а нестандартные ситуации случаются!», — восклицает Игорь Гуськов.
Так, была разработана специальная система для оперативного решения вопросов, возникающих при бурении скважин за пределами Татарстана с привлечением специалистов «Татнефти». А скважины там особые. Часть из них бурится на неразведанных территориях, глубина превышает 6000 метров, а стоимость одной «внешнерегиональной» скважины примерно равна стоимости нескольких десятков на территории республики. Поэтому без своего человека там никак.
Что касается работ внутри республики, то в департаменте год назад, по распоряжению генерального директора ОАО «Татнефть», появился отдел, который занимается вопросами организации строительства скважин на территории РТ. По сути, он является «наследником» отдела бурения, существовавшего в аппарате компании до того, как начались выводы сервисных предприятий, в том числе буровиков. Сегодня эта служба призвана защищать корпоративные интересы заказчика в лице «Татнефти».
Способствует этому и созданный департаментом договор между подрядчиком и заказчиком нового типа по примеру передовых компаний США. После его разработки ситуация взаимоотношений заказчика и подрядчика стала более цивилизованной, каждая из сторон стала четко представлять за что она отвечает и какая у нее зона ответственности. Притом, департаменту пришлось практически с нуля строить систему, где строительством скважин управляет заказчик. Теперь в лице заказчика выступает кураторская служба департамента, и в НГДУ были созданы специальные отделы бурения или отделы строительства скважин. От заказчика стало зависеть очень много. В бурении и капремонте после раздела зон ответственности — до 70\%. От подрядчика же теперь требуется четко, грамотно и в полном объеме выполнить задание.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: