Для начала — пара слов о проекте. Разработчики хотят:
- вывести все промышленные предприятия из центра города;
- деловые центры перенести в Московский и Ново-Савиновский районы (Декабристов, Вахитова, Ибрагимова), в район конно-спортивного комплекса «Казань» и др.;
- повысить плотность застройки (в том числе жилой — планируется увеличение на 11%) за счет пустующих и неэффективно используемых территорий;
- при этом соблюдать высотные параметры — чем дальше от Кремля, чем выше этажность (на схеме — cветло-желтый цвет — 2−3 этажа, ярко-красный — более 10 этажей).
Все графические схемы опубликованы на сайте управления архитектуры и градостроительства Казани.
Также планируется вывести из центра автовокзал и пригородные маршруты, пустить электричку до Дербышек, Юдино и южных районов города, построить две новых линий и пять станций метро; пустить общественный транспорт по Бутлерова, Достоевского, Профсоюзной и другим «менее нагруженным» улицам; сделать Лево-Булачную полностью пешеходной улицей. Более подробно о проекте — в слайд-шоу ниже.
Всего на слушания пришло около 100 человек. Как позже сказала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, людей могло быть и больше. Но главное — не количество, а качество. В списке выступающих было 12 человек — каждый восьмой посчитал своим долгом высказать мнение.
Начались слушания обыденно — с основным докладом выступила главный разработчик проекта ЦРГП ОАО «Институт «Казгражданпроект» Талия Мухаметшина. Держалась она неуверенно — то ли от малого опыта публичных выступлений, то ли от публики, то ли от понимания, что многие не согласятся с тезисами её выступления.
Так и было: когда речь заходила о строительстве детсадов, новых станциях метро над инженерными линиями или Лево-Булачной, в зале нарастал шепот, а иногда была слышна и громкая критика. Впрочем, истинные защитники регламента из числа работников управления архитектуры и градостроительства шепотом советовали докладчику и его помощнику не обращать на вопросы из зала, мол, всему свое время.
Основной упор в своем докладе Мухаметшина делала на то, что в центре слишком много мест «приложений труда»: на район приходится 28% мест работы от общего числа в городе, при том, что проживает в центре всего 55 тыс. человек. Кроме того, в центр приезжает много студентов, а западные и южные участки к вечеру пустеют.
По словам докладчика, приоритетными в центре должны стать общественные и жилые функции. «Долю объектов промышленности, ЖКХ, здравоохранения и спецтерриторий нужно сократить», — сказала Мухаметшина. А вот жилье, наоборот, нужно увеличить на 11%, при этом строить дома нужно только на пустых участках и около существующих или будущих детсадов и школ. Особенно малоэффективными зонами Мухаметшина назвала территории выше Черного озера.
Много внимания разработчик уделила своеобразию ландшафта. Если в Санкт-Петербурге — это горизонтальность, в Нижнем Новгороде — возвышенность над Волгой, то Казань уникальна террасностью.
Но ландшафт — ландшафтом, однако требуют решения и транспортные проблемы. Их причины — несбалансированность потока, недостаточное развитие общественного транспорта, большое количество прибывающих, большая доля транзитных потоков из-за отсутствия обходных магистралей, бесструктурность парковок, запрет которых не решает проблемы.
«Что мы хотим получить: мгновенную связь с Горьковским шоссе с транзитом через центр и дальше выйти на юг, или мы хотим получить бесценную территорию Волги с уникальными картинами? Тогда мы не можем проложить эту магистраль, потому что она намертво закрепляет действующие линии железной дороги.
Я хочу обратить на это внимание — не спешить со скоростной магистралью в западной части (Большое транспортное кольцо), потому что она при всей очевидности транспортных проблем ликвидирует Волгу", —
сделал замечание заместитель директора НИПИ Генплана Москвы Александр Колонтай, который разрабатывает генплан Казани.
Также он сказал, что вовсе не видит транспортных проблем в центре города по сравнению с Петербургом и Моской. По его словам, пробки возникают из-за хозяйственных вопросов, таких как плохая уборка снега. Колонтай отметил, что важно правильно провести трассировку метро — «в докладе я почему-то этого не услышал» — и развивать общественный транспорт.
Он попросил обратить внимание на зеленые зоны в центре города, поскольку одного парка Горького мало. Обращая внимание на другой вопрос — отделение деловых центров от жилых, он предложил интегрированный вариант: на первых двух этажах размещать бизнес, а выше — уже жилые помещения. По сути это должно приблизить место жилья и работы, тем самым снизив транспортный поток.
В целом, Колонтай назвал проект «подспорьем» для московских разработчиков, но отметил, что «есть моменты, которые можно обсудить с уточнением на стадии генплана».
Александр Колонтай (Москва) причиной пробок назвал хозяйственные вопросы, например, плохую уборку снега
После него к микрофону выходили другие специалисты. И они были более критичны в своих выступлениях. Так, представитель «Ак Барс Девелопмент» Дмитрий Пузырев выступал сразу по нескольким направлениям. Сначала он упрекнул разработчиков в том, что они не приглашали к обсуждению крупных застройщиков, в отличии от разработчиков генплана.
«Вы два года работали над этим документом. Вы кого-нибудь пригласили для совместной работы хотя бы для того, чтобы вам в шапку идеи покидали? Это ваше большое упущение», — заметил Пузырев. Ответ выглядел примерно следующим образом: «мы звали, высылали документацию, ответа не было».
Следующий вопрос — как будет интегрирован план «Центр» с генпланом Казани, который в лучшем случае, будет готов только через три года. Также Пузырев отметил, что зря не взята в разработку территория западнее площади Вахитова: «Мне показалось, что как-то стыдливо эту территорию обошли».
«Ничего не хочу сказать про компанию „Нэфис“ — замечательный, крупный налогоплательщик. Но у меня сложилось впечатление, что у нас есть богатые и бедные родственники. Богатых мы не трогаем, а бедных — выселяем из центра города», — сказал Пузырев.
В то же время он не соглашается с Колонтаем в плане Большого транспортного кольца. По его мнению, это сильное решение. Но «сумасшедших идей не хватает».
«Решение сделать Лево-Булачную пешеходной — неправильное решение. Вас проклянут все собственники помещений. Улица умрет, как умерла улица Баумана. Есть предложение. Протока Булак — давно уже не протока, а большая лужа.
Давайте подойдем креативно: воду поднимем, сделаем пешеходную часть на самой протоке и современный сквер, а под пешеходной частью сделаем транспортный тоннель. Ныряем под цирком, выскакиваем уже после Татарстана. Маленькая идея, которая может убить сразу трех зайцев", — заявил Пузырев.
Вообще, тема Булака была самой обсуждаемой на слушаниях. Бизнесмены с Лево-Булачной представили целый список причин, почему нельзя превращать её в пешеходную, громко заявляя, что проект направлен на уничтожение малого бизнеса; студенты предлагали сделать целую пешеходную экспанаду на подступах к протоке; третьи настаивали, что пешеходным Булак должен быть с правой стороны и может стать частью целого пешеходного маршрута, который начинается далеко на юге центра; четвертые не нашли якорных пешеходных точек на Булаке и предложили «подвинуть» площадь перед театром Камала для продолжения Лево-Булачной.
«Почему нельзя делать Лево-Булачную пешеходной — там всего два ресторана, магазин «Охотник» и магазин «Интим». Больше ничего привлекательного нет. Сам Булак — это нормальная река. Стоит залезть под цирком в подвал и открыть две задвижки — сегодня же все это дело заполнится водой.
Но никогда у города не было средств купить эти два насоса", — сказал председатель союза проектировщиков РТ Виталий Логинов, дополняя выступление указанием на старые ошибки проектировщиков на улице Батурина, от которой, по его мнению, все проблемы в центре города.
Стоит отметить, что среди докладчиков было много моло
дых людей, которые предлагали рациональные идеи и упрекали разработчиков в старомодности. Среди них — Аскар Гафиятуллин. По его словам, в проекте слабо учитываются современные тренды в градостроительстве, вынос деловых центров имеет смысл только при населении в 2−3 млн человек, а сам проект слабо коррелирует со Стратегией-2030.
С ним наверняка был согласен директор «Таткрахмалпатоки» Альберт Прокофьев, чей завод хотят перенести из центра. «Зачем закрывать завод, если рядом с нами нет исторических памятников, нет вреда экологии, а с закрытием снизятся налоги?» — такова логика выступления Прокофьева.
Гафиятуллин отметил, что строительство метро около железнодорожного вокзала потребует эвакуационных выходов, что удваивает стоимость строительства станций. Марья Леонтьева предложила построить пешеходный переход через ул. Тихомирнова в районе театра кукол, а студент из энергетического университета указывал на ошибки в трамвайных путях, предлагал продлить маршруты до речного порта и вернуть второй маршрут.
Были проблемы и более приземленные. Одним из самых ярких выступлений получилось у Наиля Мухаметшина, который был против строительство детсада на Фаткуллина «из-за плохой экологии»:
«Рядом находится Нэфис, Радиоприбор, ОАО „Аромат“ и исправительная колония № 2. От колонии сильно воняет. И Нэфис тоже здесь — от него тоже сильно воняет. Но от него не так сильно воняет, как от колонии. Я беспокоюсь за детишек, как бы они не отравились», — сказал Мухаметшин.
Зульфия Шарифуллина жаловалась на серость и унылость зданий в центре города, а Булак назвала «казанской Сеной».
Многие выступления были связаны с расширением дорог. По мнению одних докладчиков, подобные меры только увеличит поток, не решая транспортной проблемы в комплексе; другие говорили о том, что для начала было неплохо сделать пешеходные переходы в проблемных местах, например, в районе ТЦ «Сувар-Плаза».
Расширение дорог в целом бы укладывалось в развитие велосипедной инфраструктуры, о которых на слушаниях говорил депутат Казгордумы Ильдус Янышев. Но некоторые считали, что сначала нужно приобщить горожан к пешим прогулкам по набережным, а для того, чтобы люди ездили на работу на велосипедах, нужно отменять зиму.
В конце слушаний Талия Мухаметшина держала ответное слово по всем замечаниям. На вопрос по границам планировки разработчик порекомендовала обращаться в исполком. Прокофьева вовсе предложила добавить в разработку левый берег Казанки. С Лево-Булачной получилось ещё проще. Мухаметшина пошла на уступки: «Нельзя превращать Булак в пешеходный, пока нет обходных путей». По поводу размещения станций метро Мухаметшина сослалась на генплан города. Примерно аналогичные диалоги были и по другим вопросам, а менее масштабные проблемы Мухаметшина решала сразу после обсуждения вместе с докладчиками.
Сам проект планировки территории «Центр» был отправлен на доработку.
Илья Иванов
Фото автора
Фото на главной: Слава Степанов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: