Новости
09 Февраля 2015, 09:30

В «Центре» внимания

В Казани обсудили проект планировки территории «Центр». На слушаниях в штыки приняли идею превратить Лево-Булачную улицу в пешеходную, вместо этого предложив сделать ее подземной, а коллеги из Москвы посоветовали разработчикам проекта сначала понять, что важнее для города — решение транспортных проблем или виды на Волгу. Полный обзор планируемых изменений центра — в материале портала TatCenter.ru.

Для начала — пара слов о проекте. Разработчики хотят:

  • вывести все промышленные предприятия из центра города;
  • деловые центры перенести в Московский и Ново-Савиновский районы (Декабристов, Вахитова, Ибрагимова), в район конно-спортивного комплекса «Казань» и др.;
  • повысить плотность застройки (в том числе жилой — планируется увеличение на 11%) за счет пустующих и неэффективно используемых территорий;
  • при этом соблюдать высотные параметры — чем дальше от Кремля, чем выше этажность (на схеме — cветло-желтый цвет — 2−3 этажа, ярко-красный — более 10 этажей).

Все графические схемы опубликованы на сайте управления архитектуры и градостроительства Казани.

Также планируется вывести из центра автовокзал и пригородные маршруты, пустить электричку до Дербышек, Юдино и южных районов города, построить две новых линий и пять станций метро; пустить общественный транспорт по Бутлерова, Достоевского, Профсоюзной и другим «менее нагруженным» улицам; сделать Лево-Булачную полностью пешеходной улицей. Более подробно о проекте — в слайд-шоу ниже.

Всего на слушания пришло около 100 человек. Как позже сказала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, людей могло быть и больше. Но главное — не количество, а качество. В списке выступающих было 12 человек — каждый восьмой посчитал своим долгом высказать мнение.

Начались слушания обыденно — с основным докладом выступила главный разработчик проекта ЦРГП ОАО «Институт «Казгражданпроект» Талия Мухаметшина. Держалась она неуверенно — то ли от малого опыта публичных выступлений, то ли от публики, то ли от понимания, что многие не согласятся с тезисами её выступления.

Так и было: когда речь заходила о строительстве детсадов, новых станциях метро над инженерными линиями или Лево-Булачной, в зале нарастал шепот, а иногда была слышна и громкая критика. Впрочем, истинные защитники регламента из числа работников управления архитектуры и градостроительства шепотом советовали докладчику и его помощнику не обращать на вопросы из зала, мол, всему свое время.

Основной упор в своем докладе Мухаметшина делала на то, что в центре слишком много мест «приложений труда»: на район приходится 28% мест работы от общего числа в городе, при том, что проживает в центре всего 55 тыс. человек. Кроме того, в центр приезжает много студентов, а западные и южные участки к вечеру пустеют.

По словам докладчика, приоритетными в центре должны стать общественные и жилые функции. «Долю объектов промышленности, ЖКХ, здравоохранения и спецтерриторий нужно сократить», — сказала Мухаметшина. А вот жилье, наоборот, нужно увеличить на 11%, при этом строить дома нужно только на пустых участках и около существующих или будущих детсадов и школ. Особенно малоэффективными зонами Мухаметшина назвала территории выше Черного озера.

Много внимания разработчик уделила своеобразию ландшафта. Если в Санкт-Петербурге — это горизонтальность, в Нижнем Новгороде — возвышенность над Волгой, то Казань уникальна террасностью.

Но ландшафт — ландшафтом, однако требуют решения и транспортные проблемы. Их причины — несбалансированность потока, недостаточное развитие общественного транспорта, большое количество прибывающих, большая доля транзитных потоков из-за отсутствия обходных магистралей, бесструктурность парковок, запрет которых не решает проблемы.

«Что мы хотим получить: мгновенную связь с Горьковским шоссе с транзитом через центр и дальше выйти на юг, или мы хотим получить бесценную территорию Волги с уникальными картинами? Тогда мы не можем проложить эту магистраль, потому что она намертво закрепляет действующие линии железной дороги.

Я хочу обратить на это внимание — не спешить со скоростной магистралью в западной части (Большое транспортное кольцо), потому что она при всей очевидности транспортных проблем ликвидирует Волгу", —
сделал замечание заместитель директора НИПИ Генплана Москвы Александр Колонтай, который разрабатывает генплан Казани.

Также он сказал, что вовсе не видит транспортных проблем в центре города по сравнению с Петербургом и Моской. По его словам, пробки возникают из-за хозяйственных вопросов, таких как плохая уборка снега. Колонтай отметил, что важно правильно провести трассировку метро — «в докладе я почему-то этого не услышал» — и развивать общественный транспорт.

Он попросил обратить внимание на зеленые зоны в центре города, поскольку одного парка Горького мало. Обращая внимание на другой вопрос — отделение деловых центров от жилых, он предложил интегрированный вариант: на первых двух этажах размещать бизнес, а выше — уже жилые помещения. По сути это должно приблизить место жилья и работы, тем самым снизив транспортный поток.

В целом, Колонтай назвал проект «подспорьем» для московских разработчиков, но отметил, что «есть моменты, которые можно обсудить с уточнением на стадии генплана».

Александр Колонтай (Москва) причиной пробок назвал хозяйственные вопросы, например, плохую уборку снега

После него к микрофону выходили другие специалисты. И они были более критичны в своих выступлениях. Так, представитель «Ак Барс Девелопмент» Дмитрий Пузырев выступал сразу по нескольким направлениям. Сначала он упрекнул разработчиков в том, что они не приглашали к обсуждению крупных застройщиков, в отличии от разработчиков генплана.

«Вы два года работали над этим документом. Вы кого-нибудь пригласили для совместной работы хотя бы для того, чтобы вам в шапку идеи покидали? Это ваше большое упущение», — заметил Пузырев. Ответ выглядел примерно следующим образом: «мы звали, высылали документацию, ответа не было».

Следующий вопрос — как будет интегрирован план «Центр» с генпланом Казани, который в лучшем случае, будет готов только через три года. Также Пузырев отметил, что зря не взята в разработку территория западнее площади Вахитова: «Мне показалось, что как-то стыдливо эту территорию обошли».

«Ничего не хочу сказать про компанию „Нэфис“ — замечательный, крупный налогоплательщик. Но у меня сложилось впечатление, что у нас есть богатые и бедные родственники. Богатых мы не трогаем, а бедных — выселяем из центра города», — сказал Пузырев.

В то же время он не соглашается с Колонтаем в плане Большого транспортного кольца. По его мнению, это сильное решение. Но «сумасшедших идей не хватает».

«Решение сделать Лево-Булачную пешеходной — неправильное решение. Вас проклянут все собственники помещений. Улица умрет, как умерла улица Баумана. Есть предложение. Протока Булак — давно уже не протока, а большая лужа.

Давайте подойдем креативно: воду поднимем, сделаем пешеходную часть на самой протоке и современный сквер, а под пешеходной частью сделаем транспортный тоннель. Ныряем под цирком, выскакиваем уже после Татарстана. Маленькая идея, которая может убить сразу трех зайцев", — заявил Пузырев.

Вообще, тема Булака была самой обсуждаемой на слушаниях. Бизнесмены с Лево-Булачной представили целый список причин, почему нельзя превращать её в пешеходную, громко заявляя, что проект направлен на уничтожение малого бизнеса; студенты предлагали сделать целую пешеходную экспанаду на подступах к протоке; третьи настаивали, что пешеходным Булак должен быть с правой стороны и может стать частью целого пешеходного маршрута, который начинается далеко на юге центра; четвертые не нашли якорных пешеходных точек на Булаке и предложили «подвинуть» площадь перед театром Камала для продолжения Лево-Булачной.

«Почему нельзя делать Лево-Булачную пешеходной — там всего два ресторана, магазин «Охотник» и магазин «Интим». Больше ничего привлекательного нет. Сам Булак — это нормальная река. Стоит залезть под цирком в подвал и открыть две задвижки — сегодня же все это дело заполнится водой.

Но никогда у города не было средств купить эти два насоса", — сказал председатель союза проектировщиков РТ Виталий Логинов, дополняя выступление указанием на старые ошибки проектировщиков на улице Батурина, от которой, по его мнению, все проблемы в центре города.

Стоит отметить, что среди докладчиков было много моло
дых людей, которые предлагали рациональные идеи и упрекали разработчиков в старомодности. Среди них — Аскар Гафиятуллин. По его словам, в проекте слабо учитываются современные тренды в градостроительстве, вынос деловых центров имеет смысл только при населении в 2−3 млн человек, а сам проект слабо коррелирует со Стратегией-2030.

С ним наверняка был согласен директор «Таткрахмалпатоки» Альберт Прокофьев, чей завод хотят перенести из центра. «Зачем закрывать завод, если рядом с нами нет исторических памятников, нет вреда экологии, а с закрытием снизятся налоги?» — такова логика выступления Прокофьева.

Гафиятуллин отметил, что строительство метро около железнодорожного вокзала потребует эвакуационных выходов, что удваивает стоимость строительства станций. Марья Леонтьева предложила построить пешеходный переход через ул. Тихомирнова в районе театра кукол, а студент из энергетического университета указывал на ошибки в трамвайных путях, предлагал продлить маршруты до речного порта и вернуть второй маршрут.

Были проблемы и более приземленные. Одним из самых ярких выступлений получилось у Наиля Мухаметшина, который был против строительство детсада на Фаткуллина «из-за плохой экологии»:

«Рядом находится Нэфис, Радиоприбор, ОАО „Аромат“ и исправительная колония № 2. От колонии сильно воняет. И Нэфис тоже здесь — от него тоже сильно воняет. Но от него не так сильно воняет, как от колонии. Я беспокоюсь за детишек, как бы они не отравились», — сказал Мухаметшин.

center2

Зульфия Шарифуллина жаловалась на серость и унылость зданий в центре города, а Булак назвала «казанской Сеной».

Многие выступления были связаны с расширением дорог. По мнению одних докладчиков, подобные меры только увеличит поток, не решая транспортной проблемы в комплексе; другие говорили о том, что для начала было неплохо сделать пешеходные переходы в проблемных местах, например, в районе ТЦ «Сувар-Плаза».

Расширение дорог в целом бы укладывалось в развитие велосипедной инфраструктуры, о которых на слушаниях говорил депутат Казгордумы Ильдус Янышев. Но некоторые считали, что сначала нужно приобщить горожан к пешим прогулкам по набережным, а для того, чтобы люди ездили на работу на велосипедах, нужно отменять зиму.

В конце слушаний Талия Мухаметшина держала ответное слово по всем замечаниям. На вопрос по границам планировки разработчик порекомендовала обращаться в исполком. Прокофьева вовсе предложила добавить в разработку левый берег Казанки. С Лево-Булачной получилось ещё проще. Мухаметшина пошла на уступки: «Нельзя превращать Булак в пешеходный, пока нет обходных путей». По поводу размещения станций метро Мухаметшина сослалась на генплан города. Примерно аналогичные диалоги были и по другим вопросам, а менее масштабные проблемы Мухаметшина решала сразу после обсуждения вместе с докладчиками.

Сам проект планировки территории «Центр» был отправлен на доработку.

Илья Иванов

Фото автора

Фото на главной: Слава Степанов

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: