Как только кризис ликвидности затронул банковский сектор, это немедленно сказалось на рынке финансовой аренды. Прежде всего, пострадали региональные лизинговые компании (ЛК) — объемы выданных им кредитов значительно сократились. Более того, по словам генерального директора ГК «Лизинг-Трейд» (Татарстан) Искандера Маслахутдинова, согласно прогнозам аналитиков его компании, а также мнению, высказанному представителями европейских банков на международной конференции «Деятельность лизинговых компаний: привлечение финансирования и оценка рисков», прошедшей в Москве 26 ноября 2008 года, финансирование проектов на территории России данными кредитными учреждениями будет остановлено до конца 2009-го, а возможно, и до середины 2010 года.
Понятно, что ЛК начали искать альтернативные источники средств. «Поскольку объемы международного финансирования сокращаются, то для преодоления недостатка ликвидности у нас остается единственно возможный путь — привлечение заемных ресурсов на внутреннем рынке через инструменты банковского кредитования, эмиссию облигаций, плюс прямые займы у коммерческих организаций-партнеров, в том числе страховых компаний», — полагает г-н Маслахутдинов.
В среде местных банкиров такая точка зрения находит отклик. Так, президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолий Аксаков еще в середине октября направил председателю Центрального банка РФ письмо с предложением о внесении изменений в нормативные документы, в частности, речь шла и о Положении ЦБ РФ от 12 ноября 2007 года № 312−П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами». В обращении говорилось и о госрефинансировании банков под залог обязательств компаний, в том числе и лизинговых, имеющих форму ООО. Однако для того чтобы государство согласилось поддерживать кредитование лизингодателей, их система отчетности и риск-менеджмент должны быть на высоком уровне.
Рост прекратился
Заместитель управляющего директора ИТ-компании «Хомнет Лизинг» (Москва) Алексей Гулевский считает, что сегодня финансовых затруднений не испытывают разве что лизинговые подразделения крупных производственных холдингов. «Для стимуляции сбыта продукции в условиях кризиса бюджеты таких ЛК только увеличиваются. Остальные же представители российского лизинга переживают сейчас не лучшие времена: одни уже закрылись, другие вынуждены распродавать портфели, чтобы хоть как-то повысить ликвидность, третьи пытаются найти дополнительные источники финансирования, в том числе за рубежом», — рассказывает г-н Гулевский.
В общем, о росте портфеля сделок сейчас говорить не приходится. Это подтверждает и генеральный директор компании «Райффайзен-Лизинг» (Москва) Алексей Иодко: «Сегодня, когда вектор конкурентной борьбы среди лизингодателей сместился в область привлечения новых источников финансирования, можно с уверенностью сказать, что основной тенденцией в ближайшее время будет реструктуризация текущего портфеля лизинговых компаний, а не его наращивание».
Однако, по мнению Искандера Маслахутдинова, снижение произошло не только из-за уменьшения финансирования со стороны банковских организаций, но и по причине повышения требований к потенциальным лизингополучателям. «В результате перестройки системы риск-менеджмента и смены стратегии привлечения новых клиентов потенциальными лизингополучателями могут стать теперь только организации с высоким кредитным рейтингом», — заявил эксперт издания.
Осторожность и прозрачность
Многие опрошенные журналом «Эксперт Волга» аналитики, в том числе из банковской среды, полагают, что риск-менеджмент ЛК уже выстроен достаточно хорошо, в силу самой специфики бизнеса — все приобретаемое оборудование до полной оплаты контракта остается на их балансе. «Этим они и интересны банкам — гораздо удобнее выдать несколько кредитов одной известной структуре, на балансе которой останется все купленное оборудование, чем иметь дело с большим количеством отдельных компаний, изучать их бизнес, историю, владельцев», — поясняет руководитель центра информации и общественных связей АРБР Никита Коваленко.
И добавляет: «вероятно, в условиях кризиса
ЛК стоит проявлять большую осторожность и на время приостановить экспансию в новые регионы и на новые рынки — ведь именно там работа сопряжена с самыми высокими рисками». Впрочем, эта рекомендация справедлива сейчас для всех отраслей. К тому же большинству компаний невольно приходится ей следовать, так как средств на экспансию просто нет.
Как считает Алексей Гулевский, сейчас, в условиях нехватки денег, перед руководителями ЛК особенно остро встает вопрос полного контроля над корпоративными финансами. Достичь этого можно лишь с использованием специализированной информационной системы, охватывающей ведение регламентированного, управленческого и финансового учета, финансовое планирование, бюджетирование, взаимоотношения с клиентами
Региональные ЛК также перестраивают свою систему отчетности в соответствии с IAS (International Accounting Standards — международная система финансовой отчетности, МСФО). «Это является обязательным условием для выхода компании на рынки международного капитала. Мы на это пошли, чтобы в конечном итоге обеспечить финансирование будущих лизинговых проектов нашей группы», — рассказал г-н Маслахутдинов.
По мнению Никиты Коваленко, переход на МСФО положительно скажется на возможностях ЛК привлекать средства в долгосрочной перспективе. А сейчас, подчеркивает он, не стоит рассчитывать на серьезное упрощение финансирования на международных рынках благодаря таким мерам. Там и в лучшие времена было непросто получить деньги, а в условиях кризиса и подавно. А потому главной проблемой является все же нежелание инвесторов, в особенности региональных банков, вкладываться в бизнес лизинговых компаний.
И рады бы, да не могут
Естественно, что деньги, получаемые банками, не должны оседать в них, обеспечивая «подушку» ликвидности, или использоваться в валютных и спекулятивных операциях. Их дальнейший путь — в бизнес, и ЛК в том числе. Никита Коваленко утверждает, что если Банк России согласится принимать обязательства лизинговых компаний в качестве залога, то у кредитных организаций появится стимул развивать сотрудничество с ЛК, так как эти сделки можно рефинансировать.
Искандер Маслахутдинов более осторожен в оценке перспектив сотрудничества банков и ЛК в условиях господдержки. «Вероятен сценарий, по которому средства, полученные от государства с использованием данного механизма рефинансирования, будут направлены банками на поддержание других, менее рискованных отраслей — к примеру, промышленности, коммунальной и транспортной инфраструктуры», — полагает эксперт.
По его мнению, без четкой привязки направления предоставляемых государством кредитов к видам залогового обеспечения (к примеру, средства, получаемые под обеспечение выплат по кредитам, выданным лизинговым компаниям, должны будут направляться только для финансирования новых лизинговых проектов) произойдет перераспределение ресурсов в другие сферы. А финансирование лизинга приостановится или будет осуществляться на очень невыгодных условиях — большой первоначальный взнос, высокие процентные ставки, завышенные требования к дополнительному обеспечению.
Генеральный директор ЛК «Медведь» (Москва) Павел Голубков считает, что если бы подобные предложения были реализованы, привлекательность лизинговых компаний как объектов финансирования для банков и кредитных организаций значительно повысилась бы. Но сомневается в принятии таких поправок.
Главная проблема в том, что сейчас господдержка доступна в основном только крупным банкам с госучастием. Председатель правления ФИА-БАНКа (Тольятти) Анатолий Волошин, рассказывает, что регионалы обращались к руководителям этих кредитных организаций с вопросом: когда те начнут делиться госденьгами с реальным сектором экономики -в рамках межбанка? Ответ просто обескуражил: а зачем нам развивать бизнес других банков? «И это говорит представитель госу
дарства! — удивляется г-н Волошин. — Будто не понимает, что благодаря такой подпитке средствами развивается не только местный банк, но и экономика региона в целом. К тому же руководитель небольшой кредитной организации лучше знает, в каком состоянии находится то или иное предприятие, добропорядочен ли его руководитель, отличаются ли профессионализмом работники
Сменить схему
Наиболее продвинутые лизинговые компании уже практически завершили перестройку схем работы с клиентами, понимая, что без снижения рисков и прозрачной отчетности рассчитывать на привлечение средств не стоит. Осталось решить главный вопрос: как их получить?
Павел Голубков уверен, что вряд ли во время столь масштабного кризиса можно найти новые уникальные способы получить дополнительное финансирование. «На мой взгляд, пора вспомнить о такой слегка забытой схеме, как рассрочка платежа от производителя. Поставщикам это должно быть интересно, особенно в случае крупных заказов, ведь значительное снижение спроса на любые производственные активы налицо», — рассуждает г-н Голубков.
Большинство финансовых ресурсов в стране сегодня сосредоточено в руках государства, а значит, именно оно должно направить их в столь важную отрасль, как финансовая аренда, для поддержки реального сектора экономики. Причем функции распределения средств на местах должен взять на себя Центробанк через свои региональные подразделения (областные и республиканские ГУ ЦБ), а не три крупнейших банка страны — ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк. В ГУ ЦБ, по мнению г-на Волошина, прекрасно осведомлены о состоянии регионального банковского сектора и знают, кому можно доверить деньги, а кому не стоит.
Во-первых, такая схема направления финансовых потоков значительно удешевит кредитование — не будет ступенчатой системы поступления средств до конечного потребителя (ЦБ РФ — крупнейшие банки с госучастием — банки второго эшелона — региональные банки), где каждое промежуточное звено делает свою накрутку. А во-вторых, по такой схеме проще осуществлять контроль над условиями кредитования: если региональный банк получил заем под 9 или 10%, то ЦБ не позволит ему выдавать кредит под 24−28%. Но чтобы все это осуществилось, необходимо менять нормативную базу, регулирующую кредитную сферу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: