Новости
20 Ноября 2003, 18:59

В отечественном образовании преобладает пассивная форма обучения

По мнению преподавателей-иностранцев, имеющих опыт работы в России, только внедрение в образование новых методов и международных стандартов может стать залогом его дальнейшего развития.

Процессы модернизации профессионального образования обсуждались на международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в профессиональной подготовке специалистов в России и за рубежом».

Это мероприятие является определенным показателем повышения внимания к средне-специальному образованию на фоне огромной популярности высшего. Не стоит забывать, что профессиональные учебные заведения готовят специалистов, на которых держится реальный сектор экономики.

Пока же проблем в учебных заведениях немало. Одна из главных, как считают собравшиеся на конференции специалисты, — отсутствие системности в знаниях, которые получают выпускники. К тому же эта составляющая сопровождается постоянным отставанием системы в плане оснащенности современными технологическими средствами. Существуют и трудности в прохождении практики обучающимися: далеко не всегда сама производственная сфера имеет оборудование, соответствующее международным стандартам.

Без разрешения этих вопросов невозможна интеграция отечественного образовательного стандарта в общепризнанные мировые. Напомним, что 17 сентября 2003 года — на конференции в Берлине Россия стала частью так называемого Болонского процесса — соглашения стран Европы о создании единого образовательного пространства. К настоящему времени из 45 госу­дарств, отнесенных к Европейскому ре­гиону, Болонскую декларацию подписа­ли 34 страны.

Данное соглашение предусматривает несколько определяющих аспектов. Один из первых — создание единой схемы получения высшего образования, которая предусматривает 2 цикла обучения — до и после получения академической степени. В принципе, российская система этой схеме соответствует. У нас введена двух­уровневая система академических сте­пеней (бакалавр — магистр). Существуют и учебные комплексы: школа — ссуз — вуз; техникум — вуз, когда учащийся после среднего звена образования принимается на старшие курсы высшего профессиональ­ного учебного заведения: у нас такое практикуют ТИСБИ, КГТУ. Современной задачей становится правовое регулирование признания дипломов за рубежом, чему должно способствовать введение единой системы учета трудоемкости учебной работы по европейской так называемой «накопительной» системе.

Для России сейчас на первом месте стоит повышение качества самого образования. Оно напрямую связано с основами подходов к обучению. По мнению западных преподавателей, сегодня нужно учить студента владеть информацией, использовать ее, манипулировать ею. Стремление запомнить большое количество разрозненного в большей части фактического материала не дает целостного представления о мире. Преподаватель предоставляет студенту массив информации для запоминания, студент ее автоматически воспринимает. Но даже если он воспроизводит ее после, это далеко не всегда обеспечивает глубокое понимание сути процессов. А именно оно должно стать основой рассмотрения знаний как единой системы.

Внедрение общих принципов в образовании поможет обеспечить большую мобильность всем обучающимся как в вопросе обмена опытом, так и в плане возможностей для трудоустройства. Болонское соглашение предлагает европейским странам изменить трудовое и пен­сионное законодательство, а также вне­сти изменения в национальные законо­дательные акты, касающиеся трудоуст­ройства иностранцев. Одним из важных положений Болон­ского процесса является ориентация выс­ших учебных заведений на конечный ре­зультат: знания выпускников должны быть применимы и практически исполь­зованы на пользу всей Европы. Все ака­демические степени (в том числе степень бакалавра) и другие квалификации дол­жны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное при­знание квалификаций должно быть об­легчено. Для обеспечения признания ква­лификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО, Советом Европы и Европейской комиссией.

По всей видимости, при существующем уровне профессионального образования, которое сдало свои позиции за годы переходного периода, России предстоит еще многое сделать. Оптимизм внушает тот факт, что первые шаги уже есть.

Новости
08 Декабря 2024, 11:18

Минниханов получил награду за «многолетнюю добросовестную работу»

На федеральном уровне отметили и других татарстанцев.

На сайте президента страны опубликован Указ о награждении федеральными наградами. В числе поощряемых граждан есть и и жители Татарстана.

Раис Республики Рустам Минниханов удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Награда вручается «за большой вклад в решение социально-экономических задач и многолетнюю добросовестную работу». Мэр Казани Ильсур Метшин отмечен тем же орденом, но второй степени, вице-премьер Татарстана Шамиль Гафаров — четвертой степени.

Федеральные государственные награды также получили:

директор Альметьевского татарского государственного драматического театра Фарида Исмагилова - звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации»;

главный художник ТГАТ имени Г.Камала Сергей Скоморохов - орден «За заслуги в культуре и искусстве»;

начальник Кукморского районного госветобъединения Рифат Каримуллин - звание «Заслуженный ветеринарный врач РФ»;

исполнительный директор ООО «Буревестник» Резеда Валиева - звание «Заслуженный работник транспорта РФ».

Минниханов Рустам Нургалиевич

Глава - раис Республики Татарстан

Метшин Ильсур Раисович

Мэр города Казани

Гафаров Шамиль Хамитович

Заместитель премьер-министра РТ - руководитель Аппарата Кабинета министров РТ

Исмагилова Фарида Багисовна

Директор ГАУК РТ "Альметьевский татарский государственный драматический театр"

Что нового в декабре 2024  16:01

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: