Новости
17 Марта 2006, 17:29

В музыкальной афише Казани появился новый фестиваль

Казанская музыкальная жизнь обогатится новым знаменательным явлением — впервые в республике пройдет симфонический фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Натана Григорьевича Рахлина. Фестиваль продолжит череду юбилейных мероприятий 2006 года.

«Я подниму вас над уровнем обыденности». Это одна из любимых фраз Натана Рахлина — народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, дирижера с мировым именем, основателя симфонического оркестра РТ, которого по праву считают гордостью Татарстана. С 19 по 21 марта «поднимать над уровнем обыденности» казанскую публику будут произведения из репертуара Натана Григорьевича.

Поставив целью фестиваля пропаганду классической музыки, сохранение и продолжение традиций дирижерского и исполнительского искусства, организаторы фестиваля пригласили в Казань лучших исполнителей. В Первом музыкальном фестивале имени Рахлина примут участие дирижеры Федор Глущенко, Вадим Венедиктов, Фуат Мансуров, пианисты Николай Петров, Алексей Наседкин, актер Василий Лановой, музыковеды Георгий Кантор, Жанна Дозорцева и другие. Планируется, что на фестиваль в Казань приедет дочь дирижера Леонора Рахлина.

«Моцарт дирижирования»

«Человек-легенда», «человек-эпоха», «Моцарт дирижирования», «Великий Натан» — так называли прославленного музыканта, кумира многих поколений дирижеров бывшего Советского Союза. Как отмечают исследователи творчества Рахлина, его жизнь сопровождалась значительным количеством невероятных легенд и фактов. Так, доподлинно неизвестна точная дата рождения дирижера. Из-за этого «пробела» выдающемуся дирижеру не дали звание Героя Социалистического труда — для КГБ такая неточность была абсолютно недопустимой. Дату рождения «централизованно установили» когда нужно было отметить 50-летний юбилей музыканта — 28 декабря 1905 года. Затем дату перенесли на 10 января 1906 года — по новому стилю. Эти разночтения вносят некоторую путаницу до сих пор.

Уникально, что музыкой Натан Григорьевич начал заниматься достаточно рано — в 3,5 года он уже играл на скрипке, в 4 года — музицировал в детском оркестре, а в 7 лет работал музыкантом в местном кинотеатре.

Началом своей музыкальной карьеры Натан Рахлин во многом обязан легендарному герою Гражданской войны Григорию Котовскому. В дивизии Котовского 12-летний Натан служил горнистом. По словам дочери дирижера Леоноры Рахлиной, Котовский был очень музыкален. «Возил с собой оркестр. Следил, чтобы музыканты были всегда накормлены и желательно не принимали участия в боях. Добывал для них инструменты, что в те времена было непросто. Когда отцу было 14 лет, Котовский привез его в Киев на смотр военных трубачей. Он занял там первое место. Потому что на скаку, стоя в седле лошади, мог сыграть любую команду». Котовский первый раз привел Рахлина в филармонию. Звучание симфонического оркестра настолько потрясло Натана Григорьевича, что он уже через пять минут потерял сознание. А когда пришел в себя, сказал, что будет дирижером.

На вступительном экзамене в консерваторию Рахлин изумил приемную комиссию исполнением скрипичного концерта Мендельсона в собственном переложении для трубы, и был зачислен сразу на третий курс. В Киевской консерватории Рахлин учился сначала по классам вокала и тромбона, затем по классу скрипки. Окончил Киевский музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко по классу оперно-симфонического дирижирования. Заочно изучал теорию музыки и композицию в Ленинградской консерватории.

Натан Рахлин — «человек-оркестр» — в совершенстве владел многими музыкальными инструментами. Он был одним из немногих уникальных дирижеров, умеющих показать музыкантам, что он от них хочет. Рассказывают, как однажды арфистка доказывала Рахлину, что сыграть на арфе то, что он требует, — невозможно. Рахлин сел за арфу и своими коротенькими пальчиками показал, как нужно.

Натан Григорьевич дирижировал оркестрами в Куйбышеве и Харькове, организовал симфонический коллектив в Донецке и Киеве. Взлет его дирижерской карьеры пришелся на 1937 год. Тогда по личному приглашению Н. Хрущева Рахлин возглавил Государственный симфонический оркестр Украины. А через год стал обладателем второй премии 1-го Всесоюзного конкурса дирижеров в котором участвовали такие выдающиеся дирижеры как Евгений Мравинский и Александр Мелик-Пашаев. В одном из интервью дочь дирижера Леонора Рахлина вспоминала, что тогда «начался крутой поворот. Взлет! Во время войны его сначала мобилизовали, как всех, а потом, спохватившись, назначили главным дирижером Московского госу
дарственного симфонического оркестра. Но как только был освобожден Киев, Хрущев его разыскал и предложил вернуться»
.

Однако в 60-е годы в силу ряда обстоятельств место художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Украины было освобождено для дирижера-украинца. И в течение нескольких лет Натан Рахлин, будучи уже прославленным дирижером, народным артистом СССР, не имел своего оркестра и был гастролирующим дирижером.

Рахлин в Казани

В 1966 году Натан Рахлин по приглашению первого ректора консерватории Назиба Жиганова приехал в Казань, где за короткое время сформировал свой третий симфонический оркестр.

Нина Жиганова, директор музея-квартиры Назиба Жиганова:

— Рахлин был большим другом нашего дома. Я прекрасно помню, как Натан Григорьевич появился в Казани, помню его первый концерт, который прошел в клубе Менжинского, тогда исполнялась 4-я симфония Чайковского. Его приезд в Казань — это и биография Назиба Гаязовича Жиганова, и моя биография. Попытки организовать при филармонии симфонический оркестр предпринимались задолго до 1966 года. Назиб Гаязович добивался этого с огромным трудом много лет через все самые высокие инстанции. И когда удалось все вопросы решить, возникла проблема кого пригласить на должность руководителя оркестра. Тогда мы отдыхали в Мисхоре на Украине и в парке встретили Рахлина. Натан Григорьевич и Назиб Гаязович были знакомы очень давно, с тех времен, когда Рахлин в Москве играл увертюру к первой опере Жиганова «Качкын». Назиб Гаязович стал уговаривать Рахлина приехать в Казань. А поскольку у Рахлина были в тот период сложности в Киеве, то приглашение легло на благодарную почву. Кроме того, Натан Григорьевич убедился, что в Казани он сможет создать молодой настоящий оркестр, такой, какой он хочет.

Историческая премьера концертного выступления Государственного симфонического оркестра состоялась 10 апреля 1967 года на сцене ТАГТОиБ имени М. Джалиля. Так вспоминал первые годы работы оркестра в одном интервью сам маэстро Рахлин: «Поначалу первых слушателей в зале было меньше, чем оркестрантов на сцене. Создать публику гораздо труднее, чем растерять ее. И мы решили ее создавать и одновременно воспитывать, потому что любителями симфонической музыки не рождаются — ими становятся в процессе познания. Этот процесс воспитания публики явился и для нас отличной школой, в которой мы искали свой оркестровый почерк, учились аналитическому подходу, утверждали свое кредо: исполнение произведения с академической точностью, соединенной с романтической возвышенностью». За 10 лет этот коллектив добился значительных успехов, подтвердив свой высокий класс: в 1975 году завоевал звание лауреата Всероссийского конкурса, а в 1977 году стал лауреатом и Всесоюзного конкурса.

Леонид Любовский, композитор, заслуженный деятель искусств РФ и РТ:

— В Натане Рахлине удивительным образом сочетались потрясающая эрудиция и музыкальная одаренность. Это редкое сочетание. Это был дирижер, знающий свое дело, человек умный, глубокий, незаурядный. Но при этом страшно не организованный. Музыканты вам расскажут тысячи разных анекдотов об этом необыкновенном, не от мира сего человеке. Он мог в перерыве в антракте заснуть и затянуть весь концерт на полчаса или на час.

Рахлин не мог говорить ни о чем другом, кроме как о музыке. И все, что его окружало, связывал с музыкальными темами. У него было много коллекций — коллекция фарфора, коллекция книг. Интересной была коллекция дирижерских палочек, которые ему дарили. Был в ней очень ценный экспонат — палочка, которую когда-то подарили Чайковскому.

Значительна его просветительская роль — в Казани Натан Григорьевич поставил сочинения мировой классики, всегда демонстрировал высочайший исполнительский уровень. Произведения в его трактовке — шедевры, которые больше уже не услышишь. Он владел искусством влиять на оркестр, умел зажечь, увлечь. С ним было крайне интересно работать.

Натан Григорьевич делал несколько моих сочинений, и на последнем своем концерте в Казани исполнял мое произведение. Особенно мне дорога его трактовка Симфонии-оратории — это была первая моя работа, которую приобрело министерство культуры СССР. То, что симфонию высоко оценили, заслуга и Рахлина. Конечно, я ем
у очень обязан.

Как отмечают многие друзья и коллеги дирижера, благодаря появлению Рахлина в Казани, музыкальная культура города буквально расцвела. Сюда он приехал, будучи уже легендарным дирижером, и его высокий авторитет привлек в Казань лучших исполнителей. Сегодня рахлинцев в оркестре практически не осталось, но рахлинский дух в оркестре сохранился.

Профессор, заведующий кафедрой духовых инструментов Казанской консерватории Юрий Самарский, игравший в оркестре Рахлина 25 лет, в интервью консерваторской газете «Камертон» отмечал высокую требовательность Натана Григорьевича:«Он никогда не мог обидеть музыканта, накричать, но был очень тверд с профессиональной точки зрения. С солистом Рахлин работал особо: и доверял, и ревновал к нему оркестр. То есть было очень человеческое, личное отношение. О сегодняшних дирижерах этого не скажешь. Они приходят только дирижировать, а что кроется за судьбами музыкантов оркестра, их никогда не интересует. Натан Григорьевич очень тщательно изучал каждую личность, отношение музыканта к работе, с удовольствием проводил время в компании музыкантов. Он увлекал своей интерпретацией, своим умом, своими шутками, он был любимцем всего оркестра и публики».

Галина Ластовка, профессор Казанской консерватории, народная артистка РТ, заслуженная артистка РФ:

— Я горжусь тем, что неоднократно выступала с оркестром под управлением Натана Рахлина. После окончания консерватории я стала солисткой Татарской государственной филармонии им. Тукая, и работала с симфоническим оркестром. Рахлин больше работал с инструменталистами, с вокалистами меньше, видимо, не все исполнители его устраивали. Это был выдающийся дирижер, удивительный человек. Обращался ко всем «деточка», но неизменно уважительно, приветливо. Думаю, общение с дирижером такого масштаба — это честь для каждого музыканта. Фестиваль его имени — подарок для слушателей, возможность еще раз окунуться в рахлинскую атмосферу.

В Казани Натан Григорьевич Рахлин работал до конца жизни. Преподавал в Казанской консерватории. В числе его именитых казанских учеников — дирижеры Талгат Ахметов, Рустем Утэй, Владимир Васильев. С оркестром Рахлин много гастролировал, дирижировал в крупных филармонических залах, выступал в парках на летней эстраде, в провинциальных клубах. В последние месяцы жизни Натан Рахлин работал над большим циклом «Все симфонии Шостаковича». Натан Григорьевич умер в Казани в возрасте 72 лет, прах его был перевезен семьей и похоронен в Киеве.

Леонид Любовский:

— Музыкальная культура города базируется на трех основных точках — это симфонический оркестр, оперный театр и консерватория. Симфоническая культура элитарна. Об этом еще Берлиоз писал в своих мемуарах, отмечая, что симфоническая музыка аристократична, она не для всех. Сегодня телевидение и концертные залы буквально переполнены попсовыми музыкантами, но это развлекаловка. А показателем уровня культуры общества и города является именно симфоническая музыка. Поэтому мы должны наш симфонический оркестр оберегать и ценить. Это замечательно, что в городе появился еще один фестиваль, безусловно, это большой плюс для города, для развития культуры. Мне кажется, что симфонический фестиваль должен стать традиционным.

Программа Первого музыкального фестиваля имени Натана Рахлина

19 марта (воскресенье)
Открытие фестиваля — ГБКЗ им. С. Сайдашева, 18.00

Государственный симфонический оркестр РТ
Дирижер — Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра России ФЕДОР ГЛУЩЕНКО
Солист — Народный артист СССР НИКОЛАЙ ПЕТРОВ

Программа:

  • Л.Бетховен Концерт № 5 для фортепиано с оркестром
  • П.Чайковский Симфония № 6 «Патетическая»

Ведущий — Георгий Кантор.

20 марта (понедельник)

ГБКЗ им. С. Сайдашева, 18.00

Государственный симфонический оркестр РТ
Дирижер — Заслуженный деятель искусств России Вадим Венедиктов


Солисты — Народный артист России Алексей Наседкин,
лауреат международных конкурсов Татьяна Колесова.

Программа:

  • Ф.Лист Симфоническая поэма «Тассо»
  • В.А.Моцарт Концерт № 10 для двух фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор
  • Ф.Шуберт Симфония № 8 «Неоконченная»

Ведущий — Георгий Кантор.


21 марта (вторник)

ГБКЗ им. С. Сайдашева, 18.00

Государственный симфонический оркестр РТ
Дирижер — Народный артист России, Народный артист Татарстана и Казахстана Фуат Мансуров.

Солист — Народный артист СССР Василий Лановой

Программа:

  • Н.Жиганов-Ф.Мансуров Увертюра «К 1000-летию Казани»
  • Г. Берлиоз «Римский карнавал»
  • П.Чайковский Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Из воспоминаний и писем М.И. Глинки»

    Ведущая — Жанна Дозорева (Москва)

21 марта в рамках фестиваля состоится «Круглый стол»
Программа: Симфонизм (вопросы проблематики татарской симфонической музыки).
Ведущая — Любовь Агеева.


В работе круглого стола примут участие Ж. Дозорцева (Москва), Г. Кантор, З. Салехова, Ф. Мансуров, Р. Скуратов, В. Венедиктов, Л. Любовский, Р. Еникеев, Л. Апакова, О. Стрельникова.

Новости
11 Декабря 2024, 19:42

В Татарстане проведут капремонт 719 многоквартирных домов В 2025 году

Общая сумма затрат составит около 8 млрд рублей.

В 2025 году в Татарстане планируется провести капремонт 719 многоквартирных домов. На данный момент у 300 зданий уже провели обследования, в ходе которых определили необходимые работы. Об этом сообщил начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин на пресс-конференции в «Татар-информ».

Общая сумма затрат на капремонт составит около 8 млрд рублей, точный размер бюджета еще уточняется. Предполагается, что 1,4 млрд рублей выделит республика, 4,9 млрд рублей составят средства собственников, а оставшуюся часть добавит муниципальный бюджет.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане завершили капремонт 734 из 749 многоквартирных жилых домов, запланированных на текущий год.

Тыгин Александр Васильевич

Начальник Государственной жилищной инспекции РТ - главный Государственный жилищный инспектор РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: