Минрегион готовится переформатировать решение проблемы моногородов. В министерстве насчитали в РФ 335 моногородов, уже подготовлены комплексные инвестиционные планы (КИП) 148 из них. Рабочая группа правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции первого вице-премьера Игоря Шувалова, рассматривающая инициативы моногородов, которым нужна «первоочередная» господдержка — их 27, уже одобрила 25 таких КИПов, однако реально профинансированы лишь 3 инвестпроекта в моногородах, причем последние 600 млрд. рублей, направленные на финансирование проекта IT-парка в Тольятти, еще не перечислены Минфином — в настоящее время идет «подписание соглашения с инвестором по расходованию этих средств».
Из-за крайне медленного расходования бюджета на эти цели глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что программа развития моногородов не получит отдельного финансирования в бюджете 2011 года. Это означает, что Минфин не верит в то, что большая часть средств будет освоена, и готов перенести их на следующий бюджетный период. В принципе от финансирования решения проблемы моногородов Минфин не отказывается, пояснил вчера заместитель главы ведомства Антон Силуанов, в будущем на это «могут быть использованы нераспределенные дотации, а также средства по поддержке малого бизнеса на следующий год».
Напомним, в декабре 2009 года правительством России было выбрано 27 моногородов, наиболее нуждающихся в помощи властей. Первыми тремя городами правительственного списка стали те, с которых начиналось обсуждение этой проблемы: Тольятти, Байкальск и Пикалево. Также была обещана поддержка таким крупным городам, как Нижний Тагил, Прокопьевск, Каменск-Уральский и Набережные Челны. Причем татарстанский автоград был включен в список в самый последний момент по настоянию Шувалова.
В Минрегионе считают, что основная проблема с освоением средств господдержки моногородов заключается в отсутствии связующего звена между рабочей группой по модернизации моногородов при комиссии Игоря Шувалова и потенциальными создателями инвестпроектов — причем еще на проектной стадии.
Министерство и НП «Центр развития государственно-частного партнерства» (ГЧП) намерены предложить в Сочи создание в моногородах из списка 27 — с последующим расширением на все 335 таких муниципалитетов и регионы, которые в этом нуждаются, — проектных офисов, которые и будут «доводить» муниципальные проекты до «товарного» вида. «Аналогом такой архитектуры для нас стал проектный офис Минэкономики, разрабатывавший основные программы энергоэффективности», — пояснил вчера исполнительный директор партнерства Николай Студеникин. По его словам, стоимость предпроектных работ составляет до 25\% стоимости объекта в транспорте и до 10\% в ЖКХ, водоснабжении и инфраструктурных проектах: у муниципалитетов в депрессивных моногородах просто нет таких средств, а у инвестпроектов — шансов быть рассмотренными.
Варианты финансирования таких проектных офисов сейчас обсуждаются, рассказал «Коммерсанту» чиновник в Белом доме. По предложению Центра развития ГЧП эту задачу должны взять на себя фонды регионального развития, которые планируется создать при участии ВЭБа, госфондов (как фонд реформирования ЖКХ), банков с госучастием (как Сбербанк) и иностранных инвесторов.
Отбор проектов на местном уровне должны вести советы по развитию городской инфраструктуры и бизнес-проектов, которые по планам Минрегиона станут муниципальными аналогами правительственной рабочей группы. Министерство, в свою очередь, предлагает создать федеральный координационный центр проектных офисов, передав ему результаты «экономии бюджетных средств от антикризисных мер правительства» в 2010 году для распределения между бюджетами регионов, говорится в проекте доклада министерства на форуме в Сочи.
Идея новой конструкции была на днях представлена заместителем главы Минрегиона Юрием Осинцевым первому вице-премьеру Игорю Шувалову и «на 60\% им одобрена». Однако отметим, что предложенные решения не предполагают немедленной отдачи в виде создания новых рабочих мест. Впрочем, и предыдущее решение министерства, предполагавшее создание для финансирования инфраструктурных проектов госкорпорации Банка городского развития, также рассчитывалось на десятилетия: вероятно, к возможности быстрого решения проблемы моногородов всерьез никто из участников обсуждения не относится.
Список самых проблемных моногородов России:
1. Тольятти (Самарская обл.)
2. Байкальск (Иркутская обл.)
3. Пикалево (Ленинградская обл.)
4. Нижний Тагил (Свердловская обл.)
5. Сокол (Вологодская обл.)
6. Семилуки (Воронежская обл.)
7. Прокопьевск (Кемеровская обл.)
8. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская обл.)
9. Вятские поляны (Кировская обл.)
10. Ревда (Мурманская обл.)
11. Чусовой (Пермский край)
12. Дальнегорск (Приморский край)
13. Камские Поляны (Республика Татарстан)
14. Гуково (Ростовсяка обл.)
15. Асбест (Свердловская обл.)
16. Каменск-Уральский (Свердловская обл.)
17. Карабаш (Челябинская обл.)
18. Сатка (Челябинская обл.)
19. Гаврилов-Ям (Ярославсяка обл.)
20. Тутаев (Ярославская обл.)
21. Светлогорье (Приморский край)
22. Ковдор (Мурманская обл.)
23. Заволжье (Нижегородская обл.)
24. Павлово (Нижегородская обл.)
25. Сарапул (Удмуртская Республика)
26. Буденновск (Ставропольский край)
27. Набережные Челны (Республика Татарстан)
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: