— Сергей Кужугетович, когда по всей России начнет действовать система «112»?
— В конце прошлого года президент издал указ, которым МЧС поручено координировать работу по созданию системы «112». На сегодняшний день уже создано несколько пилотных зон. Самая успешная — Курская область. В полном объеме внедрение системы «112» там будет завершено уже в следующем году. Также мы планируем, что в 2012 году система заработает и в Татарстане. Кроме того, в этом регионе внедряется пилотная зона ГЛОНАСС, которая позволит не только срочно вызвать спасательные службы, но и определить местонахождение пострадавшего. Это важно, к примеру, в случае ДТП на трассе. Кроме Курской области и Татарстана, единый телефон заработает в будущем году еще в семи областях. Министерством подготовлена федеральная целевая программа, которая позволит всю техническую часть работы завершить в 2014—2015 годах. Это на 2−3 года раньше установленного срока — 2017 года. Многое будет зависеть и от того, насколько успешно и быстро мы сумеем при поддержке СМИ разъяснить необходимость введения единого номера «112».
Как известно, при морских катастрофах подают сигнал SOS. И наша информационная служба вместе с коллегами подготовили очень интересный проект. Думаю, что в ближайшее время мы его презентуем. Он поможет нам эффективнее внедрять и использовать единый телефон спасения.
— В чем его суть?
— На мобильных телефонах появится специальная красная тревожная кнопка. В случае необходимости вы ее нажмете. Вам даже не надо будет набирать «112». Сразу идет связь с оператором и одновременно, через GPS, определяются координаты вашего местонахождения. Помимо тревожной кнопки заводим на телефон два или три номера ваших ближайших друзей или родственников. Им также поступит срочный сигнал о том, что вы подали сигнал бедствия. Даже в том случае, если вы не можете говорить. Если операторы мобильной связи нас поддержат, это будет ощутимый качественный прорыв в области безопасности. Кроме того, в этой системе запланированы и приложения. Определив ваше местоположение хоть в дремучем лесу, система тут же предложит адрес ближайшей больницы, ближайшего пожарного депо, спасателей, полиции
Единственное препятствие, которое существует, — сама платформа. Если бы все россияне пользовались айфонами, то систему можно было бы использовать хоть завтра. В ближайшем будущем она будет доступна и для телефонов на других платформах.
— Взрыв на «Фукусиме» минувшей весной. Как известно, Япония попросила наше государство о помощи, российские спасатели работали там несколько недель. Кстати, со спасателями летал и наш фотограф Сергей Михеев, который вас сейчас фотографирует. Какие уроки извлекли из этой трагедии?
— Во время этой катастрофы мы применили все то, что нарабатывали все годы после Чернобыля, после землетрясения в Спитаке, цунами в Юго-Восточной Азии. В экспресс-режиме использовали самое современное оборудование по диагностике территорий, выясняли, как и чем они загрязнены. Все это для того, чтобы понимать, насколько высока радиоактивная угроза. В Японии впервые мы работали с оборудованием по поиску людей под завалами без специально обученных собак. В нашей практике это был первый случай. У нас был самый большой отряд по сравнению со спасателями из других стран. Применяли газоанализаторы, всевозможные акустические приборы, в том числе и эхолоты. Искали биомагнитные поля, чтобы определить под грудой искореженных домов слабое биение сердца живого человека. Спасательная операция была сложной хотя бы потому, что нам пришлось из России завозить топливо для работы наших подразделений. Пожалуй, таких тяжелых обстоятельств я и не припомню. Вся наша авиация (а было задействовано семь воздушных судов) и все наши подразделения полностью справились со своими обязанностями. Мы привезли домой огромный материал для дальнейшей работы по усовершенствованию наших технологий.
Есть и другая сторона спасательной операции — эвакуация российских граждан: 3600 человек было вывезено российскими самолетами, включая Цирк Никулина, который как раз гастролировал в Японии. Пришлось перевозить и животных. Согласитесь, в этом была своя специфика. А народ наш интересный, артисты до последнего надеялись, что ситуация изменится к лучшему. Мы доходчиво объясняли, что радиация так быстро не рассеется, а имеет тенденцию только накапливаться. Надо было в тот период срочно эвакуироваться из угрожающей зоны, опасность с каждым днем только нарастала. Были даже некоторые ваши коллеги, я не хочу называть конкретные СМИ, которые там устраивали панику. Требовали, чтобы их немедленно вывезли, дескать, они уже свой подвиг совершили. Но таких, подчеркну, очень немного. В основном, ваши коллеги во многом помогали нашим ребятам.
И, наконец, третья проблема, которую мы решали, — максимально обезопасить нашу страну. Для этого на Дальнем Востоке было организовано почти четыре сотни постов наблюдения и лабораторного анализа. Специалисты брали пробы воздуха, воды в режиме онлайн. А углубленный анализ проводили 260 постов круглые сутки. И каждые два часа выдавали информацию — есть радиация или нет. Нам повезло. Радиационное облако пошло в сторону Аляски, Канады, обогнуло планету и к территории России подошло в совершенно ничтожных количествах. Первыми поймали радиацию норвежские станции наблюдения. Ну, а про гуманитарную помощь в Японию уже все писано-переписано.
— Не забывается трагедия с теплоходом «Булгария». В те дни пришлось много потрудиться водолазным службам МЧС. Как они сработали? Действительно потом пришлось ребят реабилитировать?
— Их всегда надо реабилитировать после подобных операций, это записано в законе о статусе спасателя. Они обязаны проходить двухнедельную реабилитацию. Признаюсь, сильнее водолазы пострадали на разборах завалов Саяно-Шушенской ГЭС. Там не выдерживало водолазное оборудование, среда была крайне агрессивной. Восемь или девять сотрудников после окончания операции проходили лечение в течение двух месяцев. Конечно, работа у спасателей-водолазов психологически очень тяжелая. Но мы стараемся их подготовить соответствующим образом к этим испытаниям. Когда происходит такая трагедия, как с «Булгарией», работа видна всем. А есть и невидимая часть айсберга. Ежедневная работа спасателей. За 11 месяцев на дорогах было спасено 101,4 тысячи человек, обезврежено 55 тысяч взрывоопасных предметов, из них более 600 с лишним авиабомб весом от 200 килограммов до тонны. Бомбы разные, есть и времен Великой Отечественной войны, а в Югославии саперы МЧС обезвредили 27 кассетных бомб.
— На одной из наших с вами встреч мы говорили об ужасном состоянии лифтов в наших домах, вы привели тогда серьезную статистику. Прошел год. Сдвиги есть?
— Правильно вы вспомнили. Мы собираем данные не для того, чтобы напугать, а для того, чтобы соответствующие службы, их руководители начали решать проблемы. Наши ребята приходили в дома вместе с Ростехнадзором и выписывали предписания. Были приняты соответствующие меры. Сейчас идет серьезная работа по ремонту и замене лифтов. Она особенно заметна в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, в Подмосковье. Мы отреагировали. Дальше ваша задача, чтобы они не ускользнули из-под вашего цепкого журналистского взгляда. Надо это дело довести до конца.
— Нынешний год стал знаменателен еще и принятием ФЗ «О добровольной пожарной охране». Много ли сейчас в стране добровольных пожарных?
— Уже 148 тысяч, большая часть из них приступила к работе в последние месяцы.
-Вы удовлетворены темпами создания добровольных подразделений?
— Пока нет. Мы разработали облик добровольной пожарной охраны и поняли: нам надо 840 тысяч человек. При этом я хочу обратить внимание, что добровольная пожарная охрана — это не добровольная народная дружина — надел повязку и пошел. Пожарные добровольцы должны быть обучены, оснащены, иметь соответствующую экипировку. Чтобы их оснастить, надо создать технику, приемлемую по цене и по степени необходимой защиты. Были разработаны программы обучения — от 20 часов (водитель) до 80 часов (пожарный). Если добровольцы захотят повысить свою квалификацию, мы добавляем часов. Мы создали классы, курсы, полигоны, чтобы их обучать. Нам нужны преподаватели, порядка 1000 человек, они уже приступили к обучению новобранцев по всей стране. Разработали типовой проект пожарно-спасательной добровольной части или депо, чтобы каждый раз наши строители не говорили: делайте проектирование, экспертизу проекта. Вот вам проект, вот экспертиза, дальше все зависит от вас. Различие только в фундаментах.
Предстоит огромная работа. После принятия федерального закона должны были появиться свои законы в субъектах РФ. Все так и произошло, осталось два региона, которые до конца года эти законы примут. Это важно, потому что именно субъект, именно муниципалитет, мэрии должны быть в этом заинтересованы. Они же должны определить стимулирующие моменты, которые привлекут в добровольчество как можно больше людей. Вы знаете, в разных странах придумали разные льготы для добровольных пожарных. Но это на самом деле не главное. Там доброволец-пожарный пользуется безусловным авторитетом. Это, если хотите, идеология, результат пропаганды, который воспитывает в гражданах желание помогать, спасать, желание тушить огонь. В Америке добровольцы составляют больше 90 процентов всех пожарных и спасателей, в Германии — 87. В Польше на 34 миллиона жителей 700 тысяч добровольцев.
— В этом году все очень боялись повторения дымного лета 2010 года. Слава богу, не было таких серьезных пожаров. Но чья это заслуга: природы или все-таки вы поработали? Да, и еще: начали обводнять торфяники?
— Начали. Могу больше сказать, что в Рязанской, Владимирской областях практически обводнили на 100 процентов. В Московской области с учетом большой площади работа идет не так быстро, как хотелось бы. Но из пожаров лета 2010 года были извлечены уроки. В этом году пошли по пути — как бы вам проще объяснить — по принципу: если завтра война. Задались вопросом: если повторится прошлогодняя ситуация, что надо сделать в первую очередь? Надо отмобилизовать группировку сил. То есть в каждом населенном пункте должно быть точно расписано, что вот вы будете заниматься опашкой населенного пункта, делать минерализованные полосы, ну, а вы сядете за руль автомобиля, который сегодня поливает и убирает улицы, а в случае пожара будет подвозить воду, а вы будете качать насосом воду
Таким образом, все было готово к единовременной мобилизации, если бы она потребовалась, были определены людские ресурсы и ресурсы техники, — 600 тысяч человек, 155 тысяч единиц техники. Но, помимо этого, надо и территорию подготовить. Только минерализованных полос было сделано 159 тысяч километров. Проведена полная паспортизация территорий. Мы определили все населенные пункты, которым может угрожать пожар. Каждому населенному пункту было выдано задание от МЧС. И дальше уже мы чуть ли не в ежесуточном режиме проверяли: сделали — не сделали. Опахали — не опахали, убрали — не убрали
При этом напоминаю, что основную роль в борьбе с лесными пожарами играет Федеральное агентство лесного хозяйства.
— А рынду дали тому блогеру?
— Вручили. И такие, наверное, люди должны быть. Те, кто пробуждает общественное мнение, будит наших лесников и местные власти, которые иногда находятся в спячке. Поэтому мы и придумали в этом году специальную премию. Называется — «Разбудившему».
— Имени Герцена…
— Хорошая идея. Но продолжу: огромное количество техники было снято за минувший год с баз хранения, около 3 тысяч машин минобороны — АРС-14 (авторазливочная станция), которые имеют цистерну, переоборудованы на заводах в пожарные автомобили и уже используются.
Но пожар пожару рознь. Не понимаю, для чего нам надо тушить лесной пожар, который находится в 700 километрах от ближайшего населенного пункта. Совсем другое дело, когда он угрожает объектам экономики, нефтепроводам, линейным объектам, крупным ЛЭП, железным дорогам. В этом случае надо объявлять всенародную битву. И наша задача в этой борьбе определить место каждому.
— Есть такая проблема — ложные вызовы. Скажите, пожалуйста, сколько это стоит? И как с этим бороться?
— Стоит это много. Если суммировать за год все ложные вызовы, то наши затраты на реагирование равны стоимости полного оснащения пожарно-спасательной техникой, включая зарплату спасателей, города на 500 тысяч жителей. Причины ложных вызовов бывают разные. Например, есть желание сорвать контрольную в школе или экзамен — имитируется звонок по «01»: здание заминировано, эвакуируются все, экзамены прерываются… Ложные вызовы — одна сторона. Есть и другая — ложное срабатывание оборудования. Не случайно почти во всех странах в законодательстве предусмотрено: за ложное срабатывание оборудования платит изготовитель.
— Накануне Нового года на сайте МЧС открыта «горячая линия» по выявлению фактов продажи несертифицированной пиротехнической продукции и нарушения правил пожарной безопасности в пунктах реализации пиротехники. Почему такое внимание пиротехнике и каковы цифры за прошлый новогодний праздник?
— Благодаря нашей с вами, журналистами, совместной и очень активной работе, гибель в прошлые новогодние праздники снижено с 777 человек до 660. Это результат массированной противопожарной пропаганды. По радио и телевидению, в газетах и журналах мы призывали наших граждан перестать запускать пиротехнику с балконов. Плюс — многочисленные рейды по проверке качества, безопасности пиротехники. Культуру безопасности надо вдалбливать. Надо делать нашу социальную рекламу еще жестче. Страшно, когда дети погибают от всей этой взрослой дури, остаются слепыми… Очень важно, чтобы продавец пиротехники предупреждал покупателя: вот эта очень мощная штука, прожигает насквозь, ее нельзя ставить просто в снег, как попало, вкривь, вкось, под углом… Ее надо поставить на твердую поверхность. А вот вам еще и инструкция по безопасности. Нельзя запускать пиротехнику в больших спортивных сооружениях, залах, где проходят массовые гулянья, там, где елки. По сути, чем эти серьезные, мощные, из труб летящие салюты, отличаются от оружия? То же самое оружие.
— Парк специализированной техники МЧС постоянно обновляется. После пожаров 2010 года стали говорить, что нужна авиационная составляющая. Что удалось сделать?
— Мы реализуем программу переоснащения, которая предусматривает закупку техники и оборудования на 43 миллиарда рублей в течение трех лет. По ней мы должны получить дополнительно 8 новых самолетов Бе-200, два самолета Ан-148, порядка 20 вертолетов. Уже в этом году поступило 8 новых вертолетов, два самолета Бе-200, больше 700 единиц современной техники. Это не считая тех трех тысяч, которые переоборудованы. Создан ряд совместных крупных предприятий, например, совместно с австрийской фирмой «Розенбауер» собираем самые современные пожарные автомобили. Начали делать совершенно новые мотопомпы. Помимо этой программы у нас есть федеральная целевая программа по пожарной безопасности, в ней на пять лет предусмотрено финансирование — 197 миллиардов рублей. Деньги пойдут на новую технику, новые пожарные депо, боевую одежду, оборудование. Не стоит забывать и про ту нагрузку, которую мы получили в связи с передачей в наше ведение военизированных горно-спасательных частей. У горноспасателей ежедневная боевая работа под землей. Работа очень опасная, тяжелая, и мы должны максимально защитить ребят. К сожалению, в России до сих пор так и не наладили производство современных дыхательных аппаратов, которые позволяют 4 часа находиться без дозаправки под землей. Не хватает беспроводной связи, защищенных инструментов.
— На заре создания в МЧС появилась первая справочная служба. Непривычно было, что отвечали вежливо, не отфутболивали. Мы же привыкли к чиновничьему хамству. Сегодня же в общественном мнении твердо укоренилось представление, что МЧС, несмотря на гигантский размер структуры, очень четко действующая система. В чем ваш профессиональный секрет управления такой структурой?
— Работаем как работаем. Все создавали сами. За 21 год работы министром я знаю практически всех, во всяком случае, руководителей точно знаю, потому что я их принимал на работу. И первые 10 лет я им говорил, что не буду препятствовать при подборе людей в их коллективах. Но при этом подчеркивал, что они отвечают за свой коллектив передо мной. Как и я отвечаю за них. И такая, в хорошем смысле, круговая порука позволяет нам надеяться друг на друга. За 20 лет у нас не было ни одного человека, который бы пришел со стороны. Правда, был один, нам его внедрили в качестве заместителя, попросили за него, продержался аж целых три месяца. Потому что оказался человеком другого склада.
— Все мы знаем, что в МЧС очень интересные инициативы в рамках Федеральной программы «Доступная среда»!
— Начну с того, что из этой программы мы денег не брали. Делаем все на свои. Чтобы служба «112» заработала нормально, нам надо подготовить 27 тысяч операторов диспетчерской службы. Людей, которые будут управлять мини-чрезвычайками. Они должны хорошо и быстро вникнуть в ситуацию, владеть компьютером и быстро думать. Сначала пришла идея, что это должны быть по большей части женщины, потому что они более ответственны. Но потом мы поняли, что есть такая категория людей, которые особо чувствительны к чужой боли и будут хорошими сотрудниками. Речь идет о людях с ограниченными возможностями. Мы решили этих ребят начать учить. За три недели сделали пандусы, переоборудовали туалеты, расширили двери в учебных заведениях, чтобы колясочники могли без проблем заезжать в аудитории. Выделили на это 100 миллионов рублей. Нашли и автобусы для перевозки инвалидов. Набрали в разные учебные заведения порядка 300 человек.
На данный момент у нас подготовлено и принято на работу 383 человека. Все это сделано за осень. Пока мы их учили, в наших оперативно-диспетчерских службах создавалась такая же доступная среда, чтобы они могли чувствовать себя вполне комфортно. Должен сказать, что у нас все это получилось. На будущий год мы обучим и подготовим 1600 человек.
— Географическое общество, которое вы возглавляете, готовит археологическую экспедицию — железная дорога Кызыл — Курагино. Подскажите, что эта дорога может дать стране, и Туве в частности?
— Дорога строится из Кызыла до Курагино (Красноярский край) для того, чтобы из Тувы вывозить полезные ископаемые, которых там очень много, только коксующегося угля — несколько миллиардов тонн. Что это даст жителям республики? Сейчас в Туве высокая безработица. Эта дорога даст рабочие места, даст импульс развитию региона, потому что будет что вывозить, куда вывозить, как вывозить. А наша экспедиция — это уже другая история. Мы будем делать все, чтобы, с одной стороны, не препятствовать строительным работам, а с другой — чтобы сохранить все те памятники, которые по этой трассе есть.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: