Новости
08 Августа 2007, 09:45

В борьбе за знания

Вчерашние школьники стремятся стать студентами — именно эту тенденцию подтверждают основные итоги приема в 2007 году на дневную форму обучения. Специалисты отмечают, что сохранился огромный интерес и стремление выпускников общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений продолжить обучение в высших учебных заведениях.

На 2007−2008 учебный год в государственных вузах республики выделено более 14,5 тысяч бюджетных мест на очную, заочную и вечернюю формы высшего профессионального образования.

В 2001 — 2005 гг. была заметна тенденция увеличения контрольных цифр приема в вузы республики за счет федерального и республиканского бюджетов. С 2005—2006 учебного года началось уменьшение контрольных цифр приема на первый курс вузов. В 2007 г. в государственных вузах по сравнению с прошлым годом контрольные цифры сократились на 2,8\%.

Это связано с реализацией предложений федеральных органов исполнительной власти по анализу рынка труда и прогнозной потребностью в специалистах на среднесрочную перспективу, а также с учетом складывающейся демографической ситуации в стране по убыванию численности детей. С 2005—2006 учебного года министерство образования и науки РФ проводит политику сокращения непрофильных для отраслевых вузов следующих направлений и специальностей подготовки — «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Культура и искусство», «Экономика и управление». По прогнозам федерального министерства к 2010 г. прием на бюджетные и внебюджетные места в российские вузы может сократиться на 25−30\%.

Например, в 2006 г. дополнительно к 15,7 тыс. бюджетным местам в государственные вузы в республике было принято 20,5 тыс. студентов на основе договора. Также в негосударственные вузы было принято более 15,5 тыс. первокурсников.

В прошлом учебном году 51,5 \% студентов государственных вузов обучались с полным возмещением затрат на профессиональную подготовку, а 48,5 \% — обучались за счет федерального и республиканского бюджетов.

В 2006 г. в государственные вузы из 94,7 тыс. абитуриентов было зачислено 36,2 тыс. студентов-первокурсников (более 38\% от числа державших вступительные экзамены). В 2006 г. государственные вузы приняли на первый курс на 233 студента больше, чем в 2005 г., а негосударственные вузы приняли на 434 студента больше.

Также в 2006 г. из 24,2 тыс. абитуриентов, поступающих в ссузы, были зачислены 17,8 тыс. студентов. В 2006 г. на 460 чел. уменьшился прием в средние специальные учебные заведения, если сравнивать с 2005 г.

В 2006 г. более 3,4 тыс. студентов были зачислены в государственные вузы по результатам целевого приема, а более 16,3 тыс. по материалам и форме единого государственного экзамена.

По итогам 2007 г. в результате работы, проведенной по организации целевого приема и зачисления в вузы на направления и специальности по результатам единого государственного экзамена, количественно и качественно отразятся на показателях деятельности высших учебных заведений. В целом с этого года впервые прогнозируется естественное сокращение приема на первые курсы государственных и негосударственных вузов и в последующем сохранится тенденция уменьшения студентов в высших учебных заведениях. Только за последние десять лет число студентов возросло в 3,1 раза. В целом с этого года учреждения всех уровней профессионального образования будут остро ощущать уменьшение количества приема и контингента студентов и учащихся.

В 2007 г. немного увеличились контрольные цифры приема в некоторые государственные вузы республики на дневную форму обучения. Например, увеличили государственные задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием — Казанский государственный энергетический университет и Альметьевский государственный нефтяной институт. Также в этом году увеличился бюджетный прием на заочную форму обучения и уменьшился на вечернюю форму обучения в государственных вузов в республике.

Подавляющее большинство выпускников школ ориентируются на осуществление своих личных творческих планов, желание получить высокий социальный и личностный статус и реализацию собственной профессиональной карьеры, а также социальных прав и гарантий.

В целом продолжающееся уменьшение количества выпускников общеобразовательных школ отразится на конкурсе среди абитуриентов, желающих учиться по дневной, заочной и вечерней формам обучения в вузах. Демографический спад окажет в ближайшие годы заметное влияние на систему высшего профессионального образования. Например, за период 2002 — 2006 гг. число учащихся в общеобразовательной школе сократилось на 117, 4. тыс. детей (22\%).

В 2007 г. выпускников Х1-ХП классов общеобразовательных школ республики сократилось на 8,6 тыс. чел. по сравнению с 2005 г.

В 2007 г. средний конкурс приема в вузы республики на дневные отделения составил около 4 человек на одно место. Всего было подано от абитуриентов на дневные отделения государственных вузов более 57 тыс. заявлений. По прогнозам, средний конкурс на вечерние отделения вузов составит — 2, а на заочные — 1,5.

Сегодня лидерами по конкурсу на дневные отделения университетов стали — технологический университет (15 чел. на одно место), технический университет (6), культуры и искусств (5,7), классический университет (5,6), гуманитарно-педагогический университет (3,5), аграрный университет (3), медицинский университет (3), энергетический университет (2,8),

Среди академий выделяются — Камская инженерно-экономическая академия (4), Академия государственного и муниципального управления (3), Казанская государственная консерватория (академия)(1,7) и академия ветеринарной медицины (1,4).

В первой пятерке государственных институтов следует отметить — Альметьевский государственный нефтяной институт (8), финансово-экономический институт(5,4), Казанский институт (филиал) Московского государственного торгово-экономического университета (4,7), юридический институт МВД РФ (2,3) и Набережночелнинский государственный педагогический институт (2).

Сохраняется высокий конкурс среди абитуриентов, поступающих в инженерно-технические вузы республики и огромный интерес молодежи к современным экономическим и социально-гуманитарным специальностям и профессиям.

Особый интерес абитуриентов 2007 г. вызвали следующие направления и специальности вузов:

  • Естественно-научные, медицинские и инженерно-технические — нанотехнологии в электронике; математика; микробиология; химическая технология органических веществ; информатика и вычислительная техника; лечебное дело; фармация; вычислительные машины, комплексы, системы и сети; информационные системы и технологии; управление и информатика в технических системах; энергосбережение; электрооснабжение промышленных предприятий и городов; лесное хозяйство; экология; многоканальные телекоммуникационные системы и др.;
  • Экономика и управление — экономика; экономика и управление на предприятии; бух. учет, анализ и аудит; финансы и кредит; экономика промышленной теплоэнергетики; государственное и муниципальное управление; менеджмент организации; управление на предприятиях агропромышленного комплекса; управление персоналом; экспертиза и управление недвижимостью;
  • Социально-гуманитарные, педагогические, культуры и искусства — юриспруденция; история; психология; журналистика; вокальное искусство; актерское искусство; режиссура кино и телевидения; восточные языки; европейские языки; психология и английский; математика и информатика; педагогика; татарский язык и литература и др.

Не вызывает сомнения, что большинство медалистов по итогам сохраняющихся профильных вступительных испытаний и конкурса будут зачислены в вузы или ссузы. На дневные отделения государственных вузов было подано заявлений от 7,6 тыс. медалистов.

По итогам этого учебного года награждены золотой медалью 911 учащийся (в среднем по республике — 2,3\% от общего числа учащихся школ) и серебряной медалью 1962 учащихся (в среднем по республике 4,9\%).

Всего в этом году 2893 выпускника общеобразовательных школ республики окончили школу с золотыми и серебряными медалями (в 2005 г. — 3517 выпускников).

Наибольшее количество медалистов подали свои документы в Казанский государственный университет (2,6 тыс.), технологический университет (1,1 тыс.), финансово-экономический институт (978), технический университет (611), медицинский университет (466) и гуманитарно-педагогический университет (410).

Новости
09 Декабря 2024, 13:15

На ремонт подъездных дорог к школам и детсадам в РТ выделят ₽209,2 млн

Общая площадь ремонтируемых территорий составляет 2,7 км.

В Татарстане запланирован капремонт подъездных путей, проездов, стоянок и пешеходных дорожек, ведущих к школам и детским садам. Общая сумма двух тендеров составляет 209,2 млн рублей.

Документы указывают на проведение ремонтных работ возле Высокогорской средней школы № 6 имени Х. Габаши, Чернышевской средней школы им. Е.А. Боратынского, Семиозерского детсада «Балачак» и дошкольной образовательной организации в поселке Васильево. Общая площадь ремонтируемых территорий составляет 2,7 км. Заказчиком выступает ГКУ «Главтатдортранс», а все средства выделяются из бюджета РТ. Завершение работ запланировано до 10 ноября 2025 года.

Напомним, в Казани участок автодороги М-7 «Волга» получил официальное название и номер — «784-й километр».

Что нового в декабре 2024  16:01

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: