Что сейчас происходит на автомобильном рынке, что ждет автопром в будущем и когда лучше купить машину?
Золотая осень
В этом году продавцы решили порадовать своих покупателей скидками на товары и услуги (косметику, бытовую технику и электронику, недвижимость
В стороне от этих процессов не остались автопроизводители и дилеры. Различные средства привлечения клиентов появлялись и продолжают появляться почти каждый день. Например, в Казани подобные акции проводят все ведущие автосалоны. Классическим подарком в предновогодние месяцы является комплект зимних шин. Несколько реже используются такие варианты, как предоставление рассрочки по оплате, годовое сервисное обслуживание и полный комплект страховки за счет продавца.
Хорошего понемножку, или Кто не успел, то опоздал
С самого начала было ясно, что сезон скидок на то и сезон, чтобы когда-нибудь закончиться. И, похоже, случится это совсем скоро. Массовое повышение цен на автомобили ожидается уже в январе. Причем о неизбежности этого заявили многие крупные производители. На 5\% больше, например, с начала будущего года придется платить за все пассажирские автомобили «Ford» российского и зарубежного производства; в среднем на 2−3\% подорожают автомобили модельного ряда «Лада» нашего «АвтоВАЗа»; примерно на 7\% — розничные цены на все автомобили «Hyundai» импортного производства.
Другие автогиганты решили поднять цены, даже не дожидаясь боя курантов. Например, с 8 декабря подорожали импортные «Toyota» и «Lexus», а «Mazda» и «Audi» — еще в ноябре на 15\% и 2\% соответственно.
Основными причинами роста цен на автомобили являются:
- укрепление доллара по отношению к рублю и иены по отношению к доллару, что в первую очередь вызывает рост цен на автомобили, производимые в Японии и Корее. К тому же в последние недели укрепляться относительно нашего «деревянного» стал и евро;
- повышение таможенных пошлин: за ввоз в Россию абсолютно новых автомобилей с 12 января 2009 года придется платить на 5\%, на иномарки в возрасте от трех до пяти лет — на 10\% больше, чем сейчас. Суммарно ставки составят 30\% и 35\% соответственно, а колебание абсолютных величин будет происходить в диапазоне от 1,2 до 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя;
- увеличение накрутки как реакция на сокращение объемов продаж. Особенно сильное падение спроса на автомобили наблюдалось в отдельных странах Европы (например, в Испании и Эстонии в 2008 году было продано в два раза меньше машин, чем годом ранее), в США — на 37\%, в Японии — на 29\%.
Самое неприятное то, что все эти причины накладываются друг на друга, давая синергетический эффект. К тому же усилит удар по карману покупателя и прогнозируемый рост страховых тарифов по КАСКО, вызванный падением спроса на этот вид услуг.
Если покупателям приходится в условиях экономических трудностей платить за автомобили больше, то и продавцам они достаются недешево. Остановка конвейера, сокращение рабочей недели, урезание заработной платы, административные отпуска, уменьшение инвестиционных расходов — типичные методы самопомощи как российских, так и зарубежных автопроизводителей.
Цена победы
Возвращаясь к нашумевшей и вызвавшей живую реакцию общества теме спасения российской автомобильной промышленности, отметим, что, по мнению аналитиков, только повышение тарифов приведет к росту цен на иномарки на 5−10\%. Однако будет ли эта мера действенной, остается под вопросом. Дело в том, что «железные кони» станут дороже и без повышения таможенных тарифов: на это хватает и других причин. Дополнительная же нагрузка лишь усилит давление на тех, кто-либо планировал купить авто, либо работает в сфере перегона машин. Разумеется, тяжелее всего придется Дальнему Востоку, где около 90\% автомобилей — японские иномарки, а десятки тысяч человек зарабатывают себе на хлеб на этом бизнесе. Поэтому неудивительно, что именно в этом регионе инициатива правительства России вызвала наиболее активный протест.
Еще один сомнительный момент действенности принятой правительством РФ меры сводится к следующему: если цены на ввозные иномарки вырастут до 10\%, то люди просто будут отдавать предпочтение иномаркам российской, а не иностранной сборки, а вовсе не продукции нашего производителя.
Автокредитование — пережиток прошлого?
С начала осени получить потребительские кредиты в банках стало значительно сложнее. Перестали действовать программы без первоначального взноса, кредиторы стали более жестко подходить к оценке потенциальных заемщиков, отдельные банки ограничили или отменили выдачу долларовых кредитов. И, конечно же, все без исключения подняли ставки.
Сейчас в «АК БАРС» Банке, в зависимости от имеющегося первоначального взноса и срока кредитования, процентная ставка по кредиту на новые и подержанные автомобили отечественного и иностранного производства составляет от 15,5\% до 16,9\% в рублях и от 14,5\% до 15,9\% в иностранной валюте. Есть и более дешевый кредит, который выдается только на новые автомобили: ставка во всех валютах здесь варьирует от 9,9\% до 10,9\% годовых. Правда, в этом случае заемщику придется выплачивать ежемесячную комиссию за расчетно-кассовое обслуживание в размере 0,6\% от первоначального рублевого кредита и 0,5\% от первоначальной суммы кредита в инвалюте. В «АКИБАНКе» ставка составляет 22\% годовых. Минимальный первоначальный взнос в обоих банках равен 30\%.
В «Энергобанке» предоплата составит как минимум 20\%, процентная ставка в зависимости от программы — от 10\% до 15,9\%. Низкая ставка обычно предполагает более высокую комиссию как за рассмотрение кредита, его выдачу, так и за обслуживание счета.
Ближайшие перспективы
Тем, кто планирует купить автомобиль, можно дать только один совет — сделать это до конца декабря, поскольку после рождественских праздников платить придется больше. Подтверждает это и спикер-директор кредитного брокера ООО «Финтайм» Гульшат Фахруллина: «Если вы планировали покупку автомобиля и деньги есть, то сейчас самое время его покупать, так как скидки на автомобили стоимостью 400−500 тысяч рублей могут составлять до 20−25\% от его стоимости. Долго длиться это не будет, так как уже в январе из-за повышения таможенных пошлин, цены на иномарки поднимутся, и у дилеров не будет возможности делать скидки на автомобили из новых партий поставок».
На лояльность и понижение цен в нынешней ситуации надеяться не приходится. Это, возможно, произойдет в будущем, но никак не раньше того, как начнется восстановление мировой экономики. На это потребуется не менее года.
Снижения ставок по кредитам тоже лучше не ждать. «В течение 2009 года ставки по кредитам на автомобили падать, скорее всего, не будут. Сейчас ставки на новые автомобили держатся на уровне 16,5\%-17\%, хотя еще в августе кредит на приобретение нового автомобиля можно было получить под 9−10\% годовых», — продолжает Гульшат Фахруллина.
Относительно рекомендаций г-жа Фахруллина отмечает, что «давать их в период кризиса невозможно. Рецепт для дилеров один — минимизировать издержки и продавать то, что пользуется наибольшим спросом. Вероятно, в 2009 году будут популярными недорогие автомобили с небольшим расходом топлива».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: