В течение четырёх лет этот стандарт разрабатывался в министерстве совместно с ведущими специалистами Российской академии образования, Российской академии наук, ведущих научных вузов страны, методистами и учителями.
И.о. министра образования Владимир Филиппов сообщил, что введение нового образовательного стандарта позволит разгрузить учебный процесс в среднем на 20% за счёт исключения из программы информации, дублирующейся в разных предметах (например в истории и обществознании), а также за счет перенесения более узких тем в профильную школу. Уменьшение учебной нагрузки позволит уделить особое внимание физическому и духовному здоровью детей.
Одним из ключевых нововведений Госстандарта, как отметил первый заместитель министра Виктор Болотов, является переход с понедельного планирования учебной нагрузки к годовому. Распределение задач на более длительный период и позволило более объективно оценить ситуацию и уменьшить нагрузку в начальной школе на 20%, и в общей — на 18%.
При этом новый образовательный стандарт предполагает увеличение количества часов, отведенных на изучение иностранного языка (теперь он будет изучаться со второго класса). В основной школе добавлены часы на изучение информатики. Министерство пошло на этот шаг, понимая, что в наши дни владение компьютерной техникой, знание информационных технологий являются такими же необходимыми навыками, как умение писать и считать. Увеличено также число часов, отведенных на изучение такого предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности», что, по мнению разработчиков, поможет подготовить школьника к жизненным трудностям, будет способствовать формированию у школьников чувства защищенности и научит поведению в критической ситуации.
Согласно опросу, проведенному в 64-х регионах, почти 97% работников сферы образования оценивают нововведения положительно и считают, что проект нового базисного учебного плана приведет к нормализации учебной нагрузки учащихся.
Заместитель начальника управления развития образования и региональной политики министерства образования Марина Князева рассказала, что федеральный компонент государственного образовательного стандарта составит 75%, а объем регионального и школьного компонентов может варьироваться в пределах не менее 10% каждый. Первый заместитель министра образования Виктор Болотов заметил в развитие темы, что «каждый регион самостоятельно принимает решение, как использовать, чем заполнить свой компонент исходя из особенностей региона, местности, учебного заведения».
В преддверии перехода на профильное обучение, которое в массовом порядке состоится в 2006 году, министерством был также определен список обязательных предметов старшей школы. Это русский язык, литература, математика, история, иностранный язык, физическая культура, естествознание/обществознание (гуманитарные профили/естественнонаучные профили, соответственно).
Виктор Болотов особо подчеркнул, что «ранее изучение русского языка в старшей школе предусмотрено не было. Анализ результатов тестирования старшеклассников обнаружил необходимость продолжения изучения родного языка в 10−11 классах. Но уроки эти не будут сведены к повторению правил правописания: основные задания на уроках русского языка будут творческими, подразумевающими симбиоз с русской литературой».
Введение новшеств в базисном учебном плане всерьез ставит вопрос готовности к грядущим переменам как среди педагогических кадров, так и в материалах школьных учебников. В Министерстве образования планируют провести во втором квартале 2004 года совещание по этим проблемам и пригласить на него руководителей сферы образования.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: