«На сегодняшний день управленческий консалтинг — это комплекс консультационных услуг, позволяющий повысить эффективность деятельности компании на основе внедрения передовых технологий управления бизнесом», — поясняет генеральный директор ООО «Независимая консалтинговая фирма» Кадрия Анварова.
Кадрия Анварова:
— Потребность в управленческом консалтинге возникает чаще всего, когда в компании намечаются благоприятные изменения, ухудшаются общие результаты деятельности (включая кризисные ситуации), либо возникает неясность перспектив дальнейшей работы.
Сложившаяся конъюнктура сама диктует спрос на услуги в области управленческого консалтинга. При благоприятных макроэкономических условиях, когда рост конкуренции требует постоянного обновления технологий бизнеса, возрастает актуальность услуг по стратегическому планированию, развитию систем и методов работы, управлению персоналом. В периоды экономического спада наиболее востребованными оказываются услуги в области антикризисного управления, реструктуризации компаний и портфеля инвестиционных проектов, сокращения затрат.
Управленческий консалтинг как средство привлечения инвесторов
Как отмечает руководитель департамента управленческого консалтинга компании «Аудэкс» Наталья Николаева, наибольшим спросом на сегодняшний день пользуются такие услуги как постановка управленческого учета и бюджетирования, анализ эффективности использования средств собственников предприятием, бизнес-планирование для развития бизнеса и привлечения инвесторов, в том числе зарубежных, различные экспертизы.
Кроме того, по словам генерального директора ЗАО «Независимая консалтинговая компания «СЭНК» Сергея Купцова, популярными услугами управленческого консалтинга также являются кадровый консалтинг (аттестация и квалификация), и бизнес-планирование (систематизация планирования бизнес процессов).
Сергей Купцов:
— Бизнес будет работать четко лишь в том случае, если в компании налажена структура. Есть фирмы, которые работают так, как есть, ничего не меняя десятилетиями, а есть те, кто налаживает процессы в компании, используя в частности и управленческий консалтинг.
Рынок без стабильных потребителей
По мнению экспертов, на сегодняшний день рынок управленческого консалтинга в Татарстане развит лишь в начальной стадии.
Сергей Купцов:
— Рынок пока только формируется. Но не в плане компаний, которые предоставляют услуги, а в плане потребителей этих услуг. Рынок потребителей, к сожалению пока лишь в зачаточном состоянии. И спрос, и предложение на сегодняшний день достаточно разрознены.
Кадрия Анварова:
— На рынке управленческого консалтинга в Татарстане присутствует ряд игроков, уже известных республике и зарекомендовавших себя. В настоящее время на региональный рынок стремятся выйти крупные московские и международные консалтинговые компании, которые способны составить значительную конкуренцию местным фирмам.
Республиканским консалтинговым компаниям тяжело конкурировать с федеральными. Последние, безусловно, обладают большим опытом в силу масштабности компании. Но стоимость их услуг в большинстве случаев неподъемна для республиканских предприятий.
Что касается федерального рынка, то здесь эксперты выделяют IBS и питерскую компанию «Инталев».
Максимальный опыт через минимизацию ошибок
Чаще всего к услуге управленческого консалтинга предприятия обращаются на определенном этапе развития, отмечают эксперты. Причем совсем необязательно, что компания испытывает какие-либо финансовые сложности в момент обращения.
Кадрия Анварова:
— К услугам управленческого консалтинга чаще всего прибегают крупные предприятия и холдинговые компании. Однако до сих пор большая часть предприятий республики предпочитают самостоятельно, как говорится «своими силами», решить ту или иную проблему. Вопрос привлечения независимых консультантов для них остается неприемлемым в силу множества причин: недостаток финансовых ресурсов, вопрос о конфиденциальности информации
Только малая часть крупных организаций уверена в том, что лишь взгляд со стороны даст объективную оценку происходящей ситуации. Главным фактором в принятии решения в пользу объективных консультантов выступает возможность для компании получить максимальный опыт, минимизируя при это свои собственные ошибки.
Не стоит думать, что клиентами консультантов являются в основном предприятия, имеющие катастрофические проблемы в сфере управления или находящиеся на грани банкротства. Наоборот, обычно это вполне успешные компании, занимающие лидерские позиции на своем рынке. Эта успешность и лидерство и достигаются во многом благодаря продуманному управлению всеми сферами производственной и хозяйственной деятельности, при необходимости — с помощью квалифицированных консультантов.
Наталья Николаева:
— Важно понимать, что мы даем рекомендации, а пользуются ими уже сами руководители предприятия, так что максимальный эффект достигается совместным трудом консультанта и заказчика.
Как отмечает генеральный директор Управляющей Компании «Альянс Капитал» Ренат Едиханов, в ходе реализации проекта с ближневосточным инвестором фирма решила прибегнуть к услугам управленческого консалтинга.
Ренат Едиханов:
— Специалисты компании «Аудэкс» провели по нашей просьбе исследование рынка потребительского кредитования и лизинга России и Татарстана, подготовили бизнес-план в соответствии с международными стандартами. В ходе подготовки бизнес-плана экспертами была проведена экспертиза вопросов права и налогообложения. Подготовленные документы позволили инвестору правильно сориентироваться в российских реалиях.
По словам генерального директора ЗАО «Независимая консалтинговая компания «СЭНК» Сергея Купцова, чаще услугой консалтинга в области управления пользуются на определенном этапе крупные компании, с персоналом более 1000 сотрудников.
Сергей Купцов:
— Данную услугу компании могут себе позволить лишь на определенной стадии, когда для них по мере развития и расширения становится важным эффективно оптимизировать процессы внутри компании.
Чаще всего к управленческому консалтингу прибегают компании, работающие в энергетической отрасли, крупные химические и нефтехимические структуры и небольшие компании, работающие с персоналом.
Прайс-лист для услуг управленческого консалтинга — нонсенс
Расценки на рынке консалтинговых услуг совершенно нефиксированы, как отмечают эксперты, стоимость услуг настолько индивидуальна, насколько индивидуальна деятельность каждой фирмы, ее коллектив и объем требующихся работ.
Кадрия Анварова:
— Услуги управленческого консалтинга нельзя считать типовыми. Поэтому наличие какого-либо прайс-листа на них — нонсенс. Во-первых, предприятия весьма отличаются друг от друга: и по размеру, и по сфере деятельности, и по сложившимся методам и традициям управления. Во-вторых, сам характер задачи может значительно изменяться в рамках одного и того же направления консалтинга. Это эксклюзивные работы, тут требуется индивидуальный подход не только к процессу их выполнения, но и к ценообразованию.
Стоимость услуг зависит от конкретных требований заказчика. Задача консультанта проанализировать факты, связанные с деятельностью компании-заказчика, и исходя из пожеланий, представить всю панораму возможностей и рисков. Естественно, что основой в расчете стоимости услуг выступает расчет трудоемкости квалифицированных специалистов.
Одно можно сказать с уверенностью — услуги это недешевые. Но это обусловлено характером задач, а не «жадностью» консультантов. Более того, если подобные услуги предлагаются по демпинговым ценам, стоит задуматься об их качестве.
Наталья Николаева:
— Стоимость услуг управленческого консалтинга назначается индивидуально. Зависит от масштаба предприятия, от сложности задачи, от количества экспертов, участвующих в проекте. Например, стоимость постановки управленческого учета может стоить от нескольких десятков тысяч рублей для самой мелкой компании до миллиона для крупного завода. Такой же сильный разброс в ценах будет и для остальных услуг.
Сергей Купцов:
— Назвать среднюю цену на услуги управленческого консалтинга сложно, поскольку у каждого специалиста свои расценки, кроме того норма часа, количество людей, их квалификация и область деятельности каждый раз отличаются от предыдущего.
Кризис сократил рынок консалтинга в два раза
Согласно последним наблюдениям, услуги консалтинга на фоне непростой экономической ситуации в стране стали менее востребованы и финансируются предприятиями по остаточному признаку. Снизился спрос на все виды консалтинга, в том числе и на управленческий.
Сергей Купцов:
— Последние экономические события в мире негативно отразились на нашем бизнесе. У компаний кончились финансовые ресурсы и рынок встал. Если сравнивать с лучшими годами, то рынок обвалился раза в два. Думаю, что вместе с ростом экономики, оживление произойдет и на нашем рынке. Сейчас же компании больше озабочены выживанием.
Кадрия Анварова:
— Кризис привел к многократному повышению «цены ошибки». Многие компании осторожно подходят к вопросу о привлечении сторонних консультантов. Проекты стали тщательно пересматриваться и «отбраковываться». Заказываются только самые необходимые консультационные услуги. Заказчики стали более четко формулировать техническое задание.
Дальновидные руководители даже в наше непростое время помнят о том, что кризис когда-нибудь закончится. А лидерство нужно сохранять всегда. Те предприятия, которые думают о своем будущем, продолжают совершенствовать систему управления на всех участках даже во время кризиса.
Выход экономики из кризиса повысит спрос на управленческий консалтинг
Согласно предположениям экспертов, параллельно с выходом российской экономики из кризиса начнется рост спроса и на рынке консалтинга. В свою очередь на ожидаемый рост представители консалтинговых компаний обещают ответить повышением качества услуг.
Кадрия Анварова:
— Совершенствование системы управления на предприятиях, рост компетенции руководства предприятий стимулирует повышение качества предлагаемых консалтинговых услуг. Низкоквалифицированные консультанты, способные к решению только типовых задач и расчету показателей «по формулам», уже никому не нужны. Это требует усиления специализации консалтинговых компаний.
Наиболее продуктивной помощью для развития республиканских консалтинговых компаний стало бы внедрение системы партнерских отношений. Такая система существует в отношении российских и зарубежных компаний. Она позволяет объединить опыт и технические разработки одних со знанием российской практики и реалий других.
Наталья Николаева:
— Я думаю, что спрос в связи с увеличением потребности в услугах управленческого консалтинга будет только расти. Причина в том, что в 2009 году доходы собственников серьезно упали, от них потребовались инвестиции в ранее успешные бизнесы. Так что увеличение владельцев и руководителей, желающих оптимизировать управление бизнесом, вполне закономерно и понятно. Постепенный рост спроса на услуги управленческого консалтинга является общей положительной тенденцией, поскольку это говорит о том, что помощь предприятиям оказывается профессионально и, значит, потихоньку из кризиса будем выходить.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: