Новости
03 Апреля 2014, 16:30

Умеренно-сложный «заезд»

В «умеренно-сложную» ситуацию попали автопроизводители Татарстана — Ford Sollers переходит на односменный режим работы, а КАМАЗ в случае ухудшения экономической конъюнктуры готов вернуться к «четырехдневке». О сокращении штатных сотрудников заводов, тем не менее, речи пока не идет. Эксперты, назвав отрасль наиболее «уязвимой» от колебаний в экономике, все же нашли в грядущей оптимизации и положительные моменты.

В апреле Ford Sollers в Татарстане переходит на односменный режим работы, однако о сокращении штатных сотрудников речи не идет — в случае необходимости работники могут быть перераспределены между двумя предприятиями в Елабуге и Набережных Челнах.

Остановка работы предприятия исключена, а сложившаяся ситуация — «корректировка объемов производства». Именно так охарактеризовала происходящие на заводе изменения руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Форд Соллерс Елабуга» Индира Салимгараева.

«В апреле завод в Татарстане переходит на односменный режим работы, но точная дата пока обсуждается», — пояснила она в беседе с корреспондентом портала TatCenter.ru.

Собеседник добавила, что в данный момент о сокращении штатных сотрудников предприятия речи не идет (порядка 3000 человек на заводах в Елабуге и Набережных Челнах, — прим. автора), однако от услуг подрядчика заводу придется отказаться.

«Это примерно 250 человек, работающих у нас по агентским договорам», — пояснила Салимгараева, добавив, что «их сокращение произойдет в ближайшее время».

Объем выпуска продукции компании в Татарстане будет скорректирован в соответствии с рыночным спросом. «Мы предпринимаем такие меры в связи с изменениями экономической ситуации в России, в частности, девальвацией рубля, замедлением потребительской активности на рынке и падением спроса на автомобили С-сегмента», — поясняет Индира Салимгараева.

Напомним, на этой неделе стало известно, что Ford Sollers приостановит производство во Всеволожске Ленинградской области с 7 по 15 апреля, а затем с 21 апреля по 8 июня, а также сократит около 700 работников. Между тем, компания сохраняет долгосрочные планы развития на российском рынке и продолжит инвестировать в производство и запуск новых автомобилей.

Так, во втором полугодии на заводе Ford Sollers Елабуга планируется запуск в производство двух новых моделей: субкомпактного кроссовера Ford EcoSport и коммерческого автомобиля Ford Transit. Здесь же, в ОЭЗ «Алабуга», к концу 2015 года к открытию готовится новый завод двигателей Ford Sollers (общий объем инвестиций $ 274 млн — прим. автора)). Ранее также было объявлено о модернизации завода в Набережных Челнах и создании R&D центра с подразделением, в том числе, в Татарстане, где будет вестись разработка спецверсий легких коммерческих автомобилей.

FORD SOLLERS

В октябре 2011 года в России стартовала операционная деятельность совместного предприятия с равным участием сторон между Ford Motor Company и OAO «CОЛЛЕРС». ООО «Форд Соллерс Холдинг» производит пассажирские и коммерческие автомобили Ford. В Ford Sollers входят производственные площадки во Всеволожске (Ленинградская область), в Набережных Челнах и на территории ОЭЗ «АЛАБУГА» (Республика Татарстан).

Источник фото

Ситуация, сложившаяся в сегменте легкового автомобилестроения, пока не распространяется на сегмент грузового транспорта — весна для «тяжеловесов» — «высокий сезон». А посему, на другом татарстанском заводе — автогиганте «КАМАЗ» — дела обстоят пока более оптимистично.

«Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы продолжаем работать в обычном режиме — у нас пятидневная рабочая неделя. Один конвейер у нас работает в две смены, другой — в одну смену. Эта ситуация для нас является обычной, — прокомментировал происходящее порталу TatCenter.ru директор по информационной политике ОАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Сокращать сотрудников мы не планируем».

Между тем, господин Афанасьев признался, что коллег с завода Ford Sollers на КАМАЗе вполне понимают.

«Ситуация на российском авторынке, и в частности, в Татарстане, — очень тяжелая. Она, конечно, соответствует нашим ожиданиям, но она, я бы сказал, «умеренно-сложная».

При этом Олег Афанасьев не исключает, что в случае ухудшения экономической конъюнктуры и сокращения объема заказов челнинскому автогиганту также придется прибегнуть к «вынужденным мерам» и сократить рабочую неделю на один день, как это было, например, в феврале.

«Я очень надеюсь, что этого не произойдет. Все-таки для рынка грузового транспорта весна, как и осень — время благоприятное. Вот январь-февраль для нас были провальными (в январе продажи „КАМАЗа“ упали на 26%, — прим. автора), а сейчас наблюдается некоторое оживление. Но все может быть», — пояснил собеседник.

КАМАЗ

Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация РФ. ОАО «КАМАЗ» занимает 13-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей. За 2013 год выпущено более 46 185 машкомплектов, более 43,2 тысяч двигателей и силовых агрегатов. Объём продаж в 2013 году — 42 763 автомобилей.

Источник фото

Дальнейшие перспективы развития отрасли в Татарстане оцениваются экспертами как «умеренно-сложные».

«Машиностроение в Татарстане весьма развито, причём разные его подотрасли. В совокупной выручке крупнейших предприятий РТ доля машиностроения составляет не менее 10%. А в структуре промышленности республики машиностроение имеет наибольший удельный вес — свыше 20%. То есть, машиностроение — это важная составляющая экономики Татарстана, и неудивительно, что власти уделяют ему столько внимания. Вместе с тем, стоит иметь в виду, что машиностроение — это одна из самых чувствительных отраслей в плане ситуации в экономике, и в случае возникновения кризисных явлений это практически сразу отражается на отрасли: уменьшается спрос на её продукцию, снижается объём производства», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов и ссылается на статистику Росстата.

В 2013 году, согласно данным Росстата, в Татарстане индекс производства по виду деятельности «Производство машин и оборудования» составил 97,4% по сравнению с 2012 годом. За два месяца этого года ситуация лишь ухудшилась, и этот показатель составил 91,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Вероятнее всего, что именно производство автомобилей вносит наибольший негативный вклад в такую статистику отрасли», — полагает эксперт.

По оценкам аналитика ФК AForex Нарека Авакяна, в 2014 году машиностроение в регионе покажет либо нулевой рост, либо сокращение до 2−3%. «Но это все временные трудности. В средне- и долгосрочной перспективе произойдет ускорение темпов роста машиностроения в России, в целом, и в Татарстане в частности», — уверяет аналитик.

Примечательно, но и в «оптимизации», которая применяется с разной переодичностью на татарстанских заводах, положительные моменты экспертам найти удалось.

«Сокращение продаж марки Ford за январь-февраль на 21%, до 10,5 тысяч автомобилей, а также падение продаж по итогам 2013 года на 18% заставило компанию перейти на односменный режим работы и сокращение персонала. Кроме заводов Форда, в подобной ситуации оказались АВТОВАЗ и GM в России. В совокупности с падением продаж на сборочное производство Ford Sollers отрицательное влияние оказывает снижение курса рубля на 8% с начала 2013 года из-за небольшой степени локализации на Форд Соллерс Холдинг, которая составляет 10% для Mondeo и 30% для Focus», — пояснил в беседе с корреспондентом портала TatCenter.ru аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Игорь Арнаутов.

Для ОАО «КАМАЗ» ситуацию господин Арнаутов называет «не настолько негативной» за счет того, что производитель ориентирован на сегмент грузовых автомобилей, «где пока может конкурировать за счет низкой цены».

«По итогам 2013 года продажи КАМАЗа снизились на 4%, однако ему удалось расширить свою долю в сегменте автомобилей с полной массой до 44,8%. При дальнейшем ухудшении экономической ситуации КАМАЗ сможет увеличить свою долю на российском рынке, что снизит отрицательный эффект от падения продаж», — резюмирует аналитик.

Юлия Амочаева

Новости
29 Ноября 2021, 21:00

Новости, дни рождения и назначения в Татарстане — на email и в Телеграм 18+

Подпишитесь на рассылку и подкаст и будьте в курсе важных новостей в республике, России и мире.

Email-рассылка

Несколько раз в неделю TatCenter выпускает отдельный короткий дайджест значимых новостей — мы рассказываем, что произошло в Татарстане, России и мире и просим экспертов прокомментировать актуальные новости. Это уникальный обзор, который мы не публикуем на сайте. Его получают только подписчики email-рассылки. В рассылку мы добавляем полезную информацию об именинниках и кадровых перестановках в республике.

Подписка двухуровневая - проверьте, чтобы письмо-подтверждение не попало в SPAM

Рассылки TatCenter — для очень разных людей. Нас читают руководители, PR-специалисты, маркетологи, чиновники и предприниматели. Рассылка оптимизирована для планшетов и смартфонов. Мы не отправляем письма, если нет действительно важных и значимых новостей.

Подписаться на рассылку TatCenter.

Канал TatCenter в Телеграм: tlgg.ru/tatcenter_ru

Канал в Телеграм

Информацию об именинниках и кадровых перестановках, а также дайджест важных новостей за сутки получают подписчики TatCenter в Телеграм https://t.me/tatcenter_ru.

подкаст TatCenter Разобраться
Подкаст «Разобраться» - слушайте, где удобно

Подкаст

TatCenter можно и слушать — мы запустили подкаст «Разобраться» с короткими инструкциями для предпринимателей.

Выпуски доступны на цифровых платформах:

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: