Государство забирает в виде налогов 90% доходов при цене выше $ 25 за баррель, в один голос сетуют нефтяные компании. Это сдерживает рост добычи (за январь — август 2005 г. она выросла всего на 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года) и мешает инвестировать в разработку новых месторождений. Однако, судя по данным Росстата, отрасль далека от стагнации.
За первые семь месяцев этого года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) добывающих предприятий ТЭКа по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 88,1%. После рыболовства, которое выросло в 3,8 раза, это лучший результат среди всех отраслей экономики. «Финансовый результат — это фактически чистая прибыль плюс налог на прибыль (который составляет 24%)», — поясняет эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. Это значит, что в нем учтены самые крупные налоги: экспортная пошлина, налог на добычу и налог на добавленную стоимость.
Данные Росстата соответствуют результатам, представленным в отчетностях нефтяных компаний за первое полугодие 2005 г., где зафиксирован рост прибыли на 50−70%, отмечает аналитик ИК «Атон» Стивен Дашевский. По итогам года, по прогнозу ИК «Тройка Диалог», чистая прибыль всего ТЭКа вырастет на 73%, а ведущих нефтяных компаний — на 48%. «Они продолжают извлекать прибыль из высоких цен на нефть, несмотря на налоговое бремя», — говорит он. За первые полгода 2005 г. цена за баррель нефти марки Urals выросла почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом.
Добиться феноменальных результатов нефтяникам помогло и перераспределение структуры прибыли, отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Если раньше они предпочитали экспортировать в основном сырую нефть, то в первом полугодии 2005 г. этот показатель увеличился всего на 10%, а экспорт нефтепродуктов за тот же период вырос на 37%. При этом налогообложение менялось обратно пропорционально. Судя по отчетности «ЛУКОЙЛа», за первое полугодие 2005 г. по сравнению с тем же периодом 2004 г. экспортная пошлина на нефть увеличилась на 88,8%, а на нефтепродукты — на 25,4%. Кроме того, на рост прибыли в отрасли повлияло изменение центров прибыли, считает эксперт Центра развития Ольга Березинская. «Прежде прибыль [вертикально-интегрированных нефтяных компаний] концентрировалась в торгово-посреднических компаниях и отражалась в других строках статистики Росстата, а сейчас они показывают ее в производстве», — утверждает эксперт. По ее словам, этот процесс начался во второй половине 2004 г.
Нефтяники неохотно комментируют данные Росстата. «Кроме как хорошей конъюнктурой объяснить это невозможно», — говорит представитель ТНК-ВР Иван Гоголев. По его словам, несмотря на высокие цены, спрос на нефть не ослабевает, и ничего удивительного в росте бизнеса нет. Такое же мнение высказал представитель «ЛУКОЙЛа» Дмитрий Долгов: за первое полугодие чистая прибыль компании выросла в 1,5 раза. В отчете компании это объясняется «благоприятной ценовой конъюнктурой и улучшением контроля над расходами». Прибыль была бы еще больше, если бы не «рост налогового бремени».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: