30 декабря 2012 года президент России Владимир Путин подписал закон об образовании, призванный заменить два действующих базовых закона: «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). В документе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное — начальное, среднее, высшее и дополнительное. Закон вступает в силу 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Напомним, что портал TatCenter.ru ранее уже сообщал о значительных изменениях в законе.
Так, в документе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых было много споров. Кроме того, всем педагогам даны гарантии, что их зарплата будет не ниже средней по экономике региона.
Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. В России сохраняется ЕГЭ, а сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей. Школьная форма, в соответствии с документом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений. В законе прописана норма об обучении на государственном (русском) языке с возможностью получения образования на языках национальных республик.
Эксперты портала TatCenter.ru поделились своим мненимем о новом законе об образовании.
Депутат Государственного Совета республики Татарстан, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев в разговоре с корреспондентом TatCenter.ru отметил, что впервые закон прошел всенародное обсуждение! В комитет за два года обсуждения закона об образовании поступило более 2 тыс. предложений от преподавателей, специалистов в области образования. Таким образом, комитет Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам предложил внести 17 поправок, 13 из которых включены в принятый закон «Об образовании в Российской Федерации».
Разиль Валеев:
— Закон «Об образовании в Российской Федерации» неплохой, мы рады, что 13 поправок, предложенные нами все-таки включены в принятый закон. Одна из принятых поправок устанавливает социальные льготы педагогам в сельской местности. Ведь в ст. 55 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. В законе не было статьи, касающейся изучения государственных языков субъектов России. Мы рекомендовали внести соответствующую норму, и она была принята. Теперь в законе прописана норма об обучении на государственном (русском) языке с возможностью получения образования на языках национальных республик. При этом решение изучать или нет национальный язык будет приниматься республикой самостоятельно. Также благодаря нашим рекомендациям сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей.
Разиль Валеев также рассказал о предложениях, которые не были внесены в закон об образовании. Одно из них касалось распределения студентов — бюджетников после окончания обучения в вузе по направлениям на рабочее место.
Разиль Валеев:
-Мы предложили внести поправку в закон, согласно которому студенты — бюджетники после окончания учебы должны отработать по специальности хотя бы два года. Ведь большинство выпускников, например агроуниверситетов, не уезжают работать в сельскую местность, где существует большая нехватка врачей, педагогов, агрономов. Выпускники остаются в городе и работают не по специальности. Лишь частично удовлетворены наши предложения, касающиеся ст. 56 о целевом обучении.
Не прошла поправка, касающаяся возможности выпускникам национальных школ по желанию сдавать единый государственный экзамен на своем национальном языке. Почему ЕГЭ можно сдавать только на русском языке? Ведь ЕГЭ составная часть любого национального образования!
Разиль Валеев подчеркнул, что закон об образовании до сих пор во многом противоречит Конституции РФ в части национального образования. «Почему в России гарантируется изучение предметов на национальном языке только до 9 класса, а не до 11 класса? Это несправедливо. Можно сказать, что сегодня национальные школы переживают кризис. Хорошо, что Татарстан регулируется своими подзаконными актами, а в других республиках можно найти много противоречий в этой области», — пояснил Валеев.
Разиль Валеев также высказал мнение об обязательном введении в учебный план 4−5-классников предмета «Основы религиозных культур и светской этики». «Считаю, что изучать религию необходимо с 6 или 7 класса, когда школьники могут самостоятельно размышлять. Религия — это тонкая и сложная сфера. Эта дисциплина включает себя изучение четырех религий: христианство, традиционный ислам, буддизм, иудаизм», — сказал председатель комитета Госсовета. По его словам, на сегодняшний день существует проблема с тиражом книг по данной дисциплине. «Не все учащиеся могут получить учебники. Комплект учебников рассчитан на класс. Но данная проблема вскоре будет решена», заверил Валеев.
Разиль Валеев подчеркнул, что среднее образование в России остается бесплатным, оплата повышается за дополнительное образование (художественные, музыкальные школы и другие). По мнению Валеева дополнительное образование должно быть, как при Советском Союзе бесплатным.
Директор лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском федеральном университете Павел Шмаков солидарен с мнением Разиля Валеева.
Павел Шмаков:
— «Закон об образовании» неплохой. Но учебный курс в общеобразовательных школах «Основы религиозных культур и светской этики» должны преподавать не в 4−5 классах, а позднее, например, с 7 — ого класса. К сожалению, согласно принятым поправкам, в России будет меньше уделяться внимание одаренным детям и детям-сиротам.
Напомним, что в 2013 году сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно сдавшие экзамены, не смогут поступить в вузы вне конкурса. Большинство существующих льгот ликвидируются и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. Причем, установленная вузом квота не может быть менее 10\%. Возьмут на бесплатные подготовительные отделения вузов детей-сирот, детей инвалидов, инвалидов I и II групп; граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя — инвалида I группы; чернобыльцев; детей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.
Учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 111, «Лучший учитель города Казани-2012» Николай Токранов считает, что сама идея рассказывать детям об истории религии и светского общества — хорошая, но возникает вопрос о том, как она будет преподаваться.
Николай Токранов:
— На сегодняшний день нет полного обеспечения учебниками по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», а также подготовленных кадров. Ведь учитель по данному предмету должен обладать определенными знаниями истории, литературы и даже философии. Знаю, что должна быть программа подготовки кадров, но когда и как она будет реализовываться, неизвестно. Если в школе работает учитель с соответствующими знаниями, то хорошо, а если нет — стоит ли вводить данный предмет в образовательный процесс?
Кроме того, сегодня программа школьников в Татарстане полностью заполнена, часов на данную дисциплину просто нет. Изымать часы из других дисциплин, особенно математики, физики или химии — не рационально. Как этот вопрос будет решаться — риторический вопрос.
Что касается школьной формы, принятие которой утверждается по усмотрению администрации образовательных учреждений, то, по мнению Николая Токранова, администрация школы должна самостоятельно решать вопрос о том, какую форму вводить. «Школьная форма не унижает человеческого достоинства, дисциплинирует и снимает вопрос о социальном неравенстве в школах», — сказал учитель русского языка и литературы школы № 111.
Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в интернете. На специальный сайт поступило около 11 тыс. комментариев. После общественных слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. После чего споры продолжились. В итоге даже на первом и втором слушаниях в Госдуме текст проекта значительно дорабатывался. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тыс. граждан и поступило более 40 тыс. коллективных сообщений.
Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза. И сразу же в работу активно включился Российский Союз Ректоров, который указал на то, что в тексте недостаточно общих положений и понятий, зато излишне подробно уточняются многие нормы, которые можно прописать в других нормативных актах.
В результате, Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря, Совет Федерации одобрил его 26 декабря.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: