В Казани прошло итоговое заседание коллегии минобрнауки РТ, на котором глава ведомства рассказал о ключевых достижениях сферы образования и обозначил задачи на текущий год.
«Очередь в детсады ликвидирована»
Важнейшей задачей в сфере дошкольного образования, одним из главных итогов года, стало решение проблемы очередности в детские сады детей от трех до семи лет.
«Проблема решена, — констатировал Энгель Фаттахов. — Было создано 11 965 дополнительных новых дошкольных мест на 129 объектах».
Всего в 2015 году в республике построено 83 здания образовательных организаций, из них только 13 или уже получили лицензию или представили соответствующие документы на лицензирование.
Еще одна образовательная гордость республики — создание на базе 52 детсадов специальных методических центров.
«В настоящее время лишь в 58\% детсадов обеспечена необходимая развивающая среда. Следует отметить планомерную работу в данном направлении Альметьевского, Актанышского, Нижнекамского, Сабинского, Лаишевского, Бугульминского районов и гг. Казани и Набережные Челны», — сказал Энгель Фаттахов.
Школы переведут на обучение в одну смену
В 2015 году в Татарстане отремонтированы 136 зданий образовательных организаций, а в этом году планируется отремонтировать еще 147 школ и детских садов.
Новые места в школах создаются и с целью ухода от обучения в две смены — направленный на это федеральный проект стартует в 2016 году. В республике, как рассказал министр, уже принята соответствующая программа. К 2020 году планируется перевести всех учащихся начальной и старшей школы, а к 2023 году и учащихся основной школы на обучение в одну смену. Всего будет создано более 47 673 новых мест.
«Работу по оптимизации загруженности школьных площадей руководителям муниципальных органов управления образованием необходимо начать уже сейчас», — предупредил Фаттахов.
Программа будет реализовываться на все средства — и федерального, и регионального, и муниципальных бюджетов, а также за счет внебюджетных источников.
Инклюзивное и дополнительное образование
Что касается инклюзивного образования, то, по словам министра, в девяти районах РТ организовано 68 коррекционных классов, где обучаются более 500 детей с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и умственного развития.
Повышенное внимание ведомство намерено уделять и детским перевозкам — 699 школьных автобусов для обслуживания переданы в автотранспортные предприятия, все они доступны для мониторинга, а ответственным за обеспечение доступности школьных автобусов в каждом районе является лично начальник отдела или управления образования.
Много говорил Фаттахов про допобразование. Так, за пять лет в республике созданы 58 базовых площадок технического творчества с общим охватом 12,9\% учащихся. Внедряется ГТО, радуют олимпиадные достижения. В прошлом году, к слову, 109 человек выиграли или стали призерами всероссийских олимпиад, пять татарстанских школьников завоевали медали на международном уровне.
Напомним, с прошлого года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты в начальной школе, а также завершился трехлетний проект с сингапурской компанией Educare.
«В 2016 году мы будем продолжать культивировать практику применения передовых технологий, вовлекать в нее новых педагогов. Нельзя не отметить работу школ превосходства, которые становятся точками инновационного роста в муниципальных образовательных системах», — сказал Фаттахов.
ЕГЭ и ГИА под прицелом камер
ЕГЭ в этом году сдали более 18 тыс. школьников, а в 2016 году министерство ставит задачу обеспечить прозрачное и объективное проведение государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов.
Для этого планируется использовать во всех аудиториях пунктов проведения экзаменов онлайн-видеонаблюдение.
Результаты ЕГЭ: как ученики «подвели» учителей
Наряду с успехами школьников, министр заподозрил несколько районов в завышении результатов тестирования учителей на знание своего предмета.
«Совершенно очевидно, что если учитель плохо знает содержание своего предмета, то и его ученик не будет знать этот предмет. Настороживает картина с объективностью проведения тестирования учителей-предметников в ряде районов.
Учителя-предметники Кукморского, Мамадышского, Арского, Балтасинского, Лениногорского районов продемонстрировали высочайшие результаты. При этом проводимые нами срезы не подтверждают сравнимый уровень знаний у их учащихся", — заявил Фаттахов, добавив, что в ближайшее время будет проведена закрытая коллегия по вопросам объективности проведения республиканских мониторинговых исследований и всероссийских проверочных работ в муниципальных образованиях Татарстана.
Министерство, по словам Фаттахова, выстраивает работу муниципальных методических служб, основная задача которых — обеспечить применение учителями современных методик и технологий преподавания. В целях привлечения к этой работе талантливых специалистов в 2015 году впервые был реализован грант «Лучший методист»: его получили 300 методистов, для чего было выделено более 50 млн рублей. По словам Фаттахова, в 2015 году впервые за долгое время доля молодых педагогов в системе общего образования в среднем по республике достигла 25\%.
Для повышения эффективности педагогов, как отметил премьер-министр РТ Ильдар Халиков, необходимо упростить отчетность для директоров школ и в целом больше внимания уделять школам-аутсайдерам. На особом контроле в РТ, как добавил премьер, — здоровье и безопасность школьников, в частности, во время перевозок.
«Недопустимы ситуации, когда во втором полугодии вдруг обнаружилось, что большое количество автобусов находятся вне систем мониторинга. Это недопустимо. Все, что нужно — обеспечить мониторинг, все должно быть сделано», — заключил Халиков.
С полным докладом министра можно ознакомиться здесь.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: