На этой неделе профильный комитет Госсовета РТ обсудил переход Татарстана на персонифицированную систему повышения квалификации педагогов.
Система повышения квалификации и переподготовки, которую в республике планируют повсеместно внедрить уже в следующем году, будет ориентироваться на индивидуальные потребности учителей.
В идеале планируется, что педагог сможет сам выстроить карту собственного профессионального развития.
«Заработная плата учителей „подросла“ до конкурентного уровня, и поэтому общество вправе ожидать в ответ адекватного повышения качества их работы», — заявил депутат, глава Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев.
Ранее, напомним, аналогичное заявление сделал и президент РТ Рустам Минниханов в ежегодном послании к Госсовету РТ, подчеркнув, что «каждый урок, лекция и занятие должны быть интересными, воспитывающими и развивающими».
Сегодня в Татарстане программу повышения квалификации и переподготовки учителей осуществляет Институт развития образования РТ, а также Казанский федеральный университет и Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов — по договору с ИРО РТ, который выступает оператором именно персонифицированной модели.
В совокупности, все они реализуют 254 программы для 35 категорий работников образования, среди них директоры школ, учителя, воспитатели, педагоги-психологи и даже библиотекари.
Новая модель направлена на адресное финансирование образовательных потребностей конкретного педагога, создание условий для оптимального использование ресурсов, выделенных на программы повышения квалификации педагогических работников, подчеркивают в Госсовете.
На данный момент по временным нормативам затраты на одного слушателя повышения квалификации составляют 60 рублей в час.
Но, по словам замминистра образования и науки РТ Гульнары Габдрахмановой, такая сумма не дает реальной возможности качественно реализовать программу дополнительного профобразования. Для сравнения, в Москве и Санкт-Петербурге на это тратят примерно в 3 раза больше средств.
«Ежегодно из бюджета республики на повышение квалификации педагогов выделяется 36,2 млн рублей, начиная с 2014 года для работников СПО 5,2 млн руб. В настоящее время этих средств не хватает, поскольку обучение должно быть организовано раз в три года, соответственно увеличивается количество педагогов на курсовую подготовку и их финансирование», — говорит чиновник, подчеркивая, что сумма затрат на 2016 год пока что не утверждена.
Персонифицированную модель уже апробировали в нескольких районах Татарстана: Бугульминском, Нижнекамском, Кукморском, Лаишевском и Мамадышском.
В 2016 году модель будут внедрять по всей республике, контактной площадкой станет информационная система edutatar.ru — через отдельный модуль «повышение квалификации» будут проходить организационные мероприятия, мониторинги, оценка качества.
В числе ключевых изменений предлагается курсы повышения квалификации и переподготовки проводить чаще: не раз в 5 лет, как раньше, а раз в три года. Правда, минимальное время освоения программы уменьшили в разы. Для повышения квалификации — 16 часов вместо 72, для профпереподготовки — 250 вместо 500.
Возможно, такое решение связано с тем, что необходимость надолго оторваться от учебного процесса зачастую выбивает педагога из рабочей колеи.
В итоге выходит, что если раньше на курсы по повышению квалификации шли перед аттестацией (подтверждения соответствия работников занимаемым должностям и на установление первой или высшей квалификационной категории), потому что она тоже проводится раз в пять лет, то сейчас такого не будет.
Повышение квалификации, развитие профессиональных компетенций, по мнению чиновников, должно быть не средством достижения чего-то (например, прохождения аттестации), а самоцелью для «нового учителя».
Сегодня учитель просто не имеет права только
учить — он обязан и сам учиться, осуществлять поиск новых идей, считают в Госсовете РТ.
Валерия Манжелиевская
Фото: Госсовет РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: