Новости
28 Апреля 2014, 16:25

Ученик Ростроповича выступил на закрытии «Рахлинских сезонов»

В минувшие выходные в Казани завершился IV Международный фестиваль «Рахлинские сезоны». Корреспондент портала TatCenter.ru побывал на закрытии фестиваля и пообщался с виолончелистом, учеником Мстислава Ростроповича Мишей Майским.

Миша Майский живет в Бельгии, но постоянно разъезжает с концертами по миру. «Рахлинские сезоны» стали для музыканта возможностью познакомиться с Казанью — в столицу Татарстана виолончелист приехал впервые, хотя в юности жил в России. Перед концертом музыкант успел погулять по Кремлю и посмотреть город.

Последний день фестиваля «Рахлинские сезоны» полностью состоял из музыки П.И. Чайковского: концерт открыла симфоническая фантазия по Данте «Франческа да Римини» — длинное, сложное произведение, крайними частями которого являются картины адского вихря (в нем носятся души обреченных на вечные муки), а в центре — рассказ Франчески о ее трагической любви к Паоло.

Затем Майский вместе с Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением Александра Сладковского исполнили «Вариации на тему рококо». В отдельные моменты оркестр замолкал, и только виолончель продолжала вести сольную партию.

Игра Миши Майского — эмоциональная, экспрессивная, очень прочувствованная, оказалась удивительным открытием для казанской публики. Зрители не хотели отпускать музыканта даже после арии Ленского, которую он исполнил на бис — зал аплодировал стоя, и Майскому пришлось выходить на сцену снова и снова.

Впрочем, стоит отметить открытость музыканта — он охотно шел навстречу зрителю, и так же охотно ответил на вопросы портала TatCenter.ru.

— Вы учились у выдающихся музыкантов — Пятигорского и Ростроповича. Что Вы вынесли из этих уроков?

— Мне действительно посчастливилось, безумно повезло учиться 4 года в Московской консерватории у Мстислава Ростроповича и 4 месяца у Пятигорского в Калифорнии. У них был очень похожий подход к преподаванию. В отличие от большинства нормальных педагогов, которые учат музыкантов играть на инструменте, они практически никогда не заводили разговоров о так называемой технике. Самый главный урок, который я у них получил — это то, что слово «инструмент» подразумевает. А именно — способ достичь главной цели, которой является музыка. То есть, посредством владения инструментом рождается музыка, а не наоборот. Чтобы не получилось так, что музыка используется для того, чтобы показать, как замечательно вы играете на инструменте. Это очень важный момент, о котором мы ежедневно должны себе напоминать.

— Вы играли со многими выдающимися дирижерами. Но в этом списке нет Натана Рахлина — не удалось?

— Не посчастливилось. Я был очень молодым в те годы, учился в консерватории у Ростроповича и, хотя уже играл какие-то концерты, тем не менее, был студентом. Потом у меня был такой особый период в жизни, когда я полтора года получал «высшее образование»: сначала в Бутырской тюрьме, потом в Горьковской области, где лопатой 10 тонн цемента в день грузил. Как я всегда говорю — строил коммунизм, увы и ах — безуспешно. После этого провел еще 2 месяца в психбольнице, чтобы избавиться от армии. Так что я получил полное образование, но последние два года перед моей миграцией (после освобождения Майский репатриировался в Израиль, прим. автора) вообще не играл на виолончели.

— У вас состоялись репетиции с оркестром, с маэстро Сладковским. Что вы можете сказать о коллективе?

— Это было очень естественно и легко, у меня было ощущение, что мы много раз музицировали вместе. Репетиция закончилась гораздо раньше, чем предполагалось, и даже сегодня не потребовалось генеральной репетиции.

— Почему именно ария Ленского? Это же вокальное произведение…

— А почему бы нет, виолончель — очень вокальный инструмент! Есть музыка, которая настолько красива и выразительна… Как сказал Гоффман, музыка начинается там, где слова кончаются. Это самый универсальный язык. И если выбирать осторожно и со вкусом, можно найти много вокальных сочинений, в которых и без слов всё ясно. Я надеюсь на это.

— Вы как-то признались, что хотите сократить количество концертов (музыкант дает около 100 концертов в год). Удалось ли?

— Да, я всегда пытаюсь сократить. Немного получилось. У меня чудные дети, я обязательно должен вам показать. Я очень гордый папа, поэтому у меня с собой всегда сумка (Майский достает планшет, показывает фотографии детей — их у него пятеро). И поэтому я, естественно, стараюсь как можно больше проводить время с ними и балансировать мою жизнь, что, конечно, очень нелегко. Но мы часто разъезжаем вместе. Я играю очень много на разных фестивалях, и иногда удается брать с собой семью. Мы вместе ездим на фестиваль «Вербье» в Швейцарию, проводим там две недели. Есть еще фестиваль Марты Агрерих — в Швейцарии, в Японии. Мой сын Максим, до того, как ему исполнилось 4 года, был в Японии 6 раз. А я за свою жизнь дал там больше 350 концертов.

— Вы говорили, что вам Ростропович был как отец родной, и ваши отношения были больше, чем ученика и учителя. А как вы воспитываете своих детей?

— Самое главное — попытаться, хотя это безумно трудно и, наверное, невозможно, научить их избегать тех ошибок, которые мы допускали в своей молодости. Увы и ах — дети — они всегда должны палец в огонь засунуть, чтобы поверить, что обжигает. Но я всегда хотел, чтобы они были хотя бы в каком-то виде причастны… чтобы музыка была важным элементом в их жизни. И мне посчастливилось, что мои старшие дети, дочка и сын, оба музыканты. С дочкой мы очень много играем вместе, она пианистка, мы даже записали диск на «Дойче Граммофон». Мой старший сын скрипач, мы играем трио вместе, и тройной концерт Бетховена играли много раз, и двойной концерт Брамса уже играли… Максим играет на рояле и немножко уже пытается на виолончели иногда. Мануэль начал на рояле тоже, но будут ли они музыкантами, я не уверен. В конечном итоге, главное — чтобы они любили-ценили-понимали и музыку, и красоту.

Ранее на эту тему:

Второй концерт «Рахлинских сезонов» состоялся в Казани

Ольга Бородина открыла «Рахлинские сезоны»

Лилиала Набиуллина

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: