Минобразования и науки РФ планирует с января 2009 года изменить требования по обучению водителей легковых машин. Так, для претендентов на права категории «B» планируется увеличение количества часов, отведенных для вождения учебного автомобиля. При этом сроки самого обучения в Минобразовании не собираются увеличивать. Дополнительное время будет изыскано за счет внутреннего перераспределения изучаемых тем.
Уже решено ограничить время, отводимое на изучение техобслуживания автомобиля и устройство машины. «Мы не планируем увеличивать срок общего обучения в автошколах, но с 1 января 2009 года в 1,5 раза увеличим часы, выделяемые на вождение водителей категории «В», — передает ИТАР-ТАСС слова замглавы Минобразования и науки РФ Исаака Калина.
По действующим правилам Минобразования и науки РФ, в автошколах на теорию уделяется 206 часов и всего 30 часов на вождение. В теории более 90 часов посвящается изучению ПДД, 36 часов — основам безопасности, 23 часа — изучению устройства автомобиля, 22 часа — основам оказания медицинской помощи, а также прочим теоретическим вопросам.
Обучение вождению начинается с отработки базовых навыков управления автомобилем. При выключенном двигателе ученик осваивает переключение передач и руление. Затем переходят к управлению автомобилем на закрытой территории, и после того, как инструктор убеждается, что его подопечный в состоянии выехать в город, начинается вождение в реальных условиях и отработка предстоящих экзаменационных испытаний.
Как рассказали изданию в Центральной автошколе, сокращение теории в первую очередь коснется лабораторно-практических занятий. «Будет больше внимания уделяться ПДД. Слушающие продолжат изучать устройство автомобиля, но с 23-х часов оно сократится до 14, — рассказал старший преподаватель по безопасности Центральной автошколы Александр Клейнерман. — Обучение практическому вождению возрастет с нынешних 30 до 50 часов».
Александр Клейнерман считает, что для многих учеников существующих норм по обучению действительно недостаточно. «Практика показывает, что многие не успевают научиться ездить с нуля за 30 часов. Особенно это касается тех, кто получает права в 40 и 50 лет. Этим ученикам нужно немного больше времени на обучение», — рассказал специалист.
Однако Александр Клейнерман уверен, что даже такие меры не приведут к тому, что автошколы будут выпускать абсолютно готовых к вождению на дороге водителей. «Эксперты МАДИ подсчитали, что адекватным на дороге водитель становится только после 100 тыс. км практики вождения. Автошкола физически не сможет столько времени готовить ученика — она просто дает человеку начальные навыки, в том числе необходимые для сдачи экзаменов», — заключил он.
По его словам, нововведение отразится и на стоимости обучения. «В автошколах самое дорогое — это плата за практическое вождение. Конечно, с ростом часов увеличится и стоимость обучения», — поясняет он. Сейчас, например в Москве, довольно большой разброс по ценам на оплату услуг автоинструктора: в среднем от 350 рублей до 600 рублей за час. В первом случае за дополнительные 20 часов вождения придется выложить еще 7 тысяч рублей, а во втором — 12 тысяч.
Инспекторы ГИБДД, принимающие экзамены у новичков, отказываются официально комментировать инициативу Минобразования и науки РФ, впрочем, в неофициальной беседе положительно оценивают эту идею. «Безусловно, чем человек больше занимается практическим вождением, тем лучше это сказывается на его подготовленности к самостоятельной езде», — рассказали в 1-м отделении Москвы по экзаменационной работе.
Однако эксперты по вождению уверены, что увеличение срока управления автомобилем не принесет хоть сколько-нибудь значимого результата. «Эффект от этого будет не выше 5%», — уверен руководитель школы контраварийной подготовки водителей «Мастер Класс» Алексей Колонтай. По его мнению, проблема в том, что нынешние автошколы не могут выпускать подготовленных водителей ввиду отсутствия квалифицированных инструкторов по вождению и полноценных автодромов. «На скорости 5 км/ч в пробках медленно по городу под присмотром учителя люди начинают готовиться, но когда они выезжают на дорогу одни без человека с дублирующими педалями, они не могут справиться с внештатными ситуациями», — говорит Алексей Колонтай.
Собственный комментарий по теме изменения правил подготовки водителей дали эксперты TatCenter.ru по обучению в автошколах.
Мар
ат Махмутов, заместитель директора Казанской школы высшего водительского мастерства:
— Предполагается, что из-за увеличения количества часов, отводимых на практические занятия за рулем, водить станут лучше. Если улучшение на самом деле произойдет, то ради этого можно пожертвовать временем на изучение устройства автомобиля. Минус этого новшества в том, что плата за обучение в автошколах повысится. Ведь стоимость за обучение складывается из оплаты труда инструктора и стоимости бензина. Впрочем, мастерство вождения зависит не только от количества практических занятий, но и от инструктора. Он должен быть заинтересован в своей работе.
Резеда Шакирова, секретарь автошколы ООО «Альбатрос»:
— Цена на обучение в автошколе однозначно повысится. Пока мы не знаем на сколько. В любом случае увеличение количества практических занятий пойдет нашим ученикам только на пользу. Ведь чем больше практики, тем легче будет сдать экзамен в ГИБДД.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: