Первый день МАКС-2009 18 августа принес и первое громкое откровение — от главы правительства Владимира Путина. На совещании по развитию отечественного самолетостроения в подмосковном Жуковском он сообщил: «Общая сумма долговых обязательств ОАК и ее дочерних обществ — примерно 119−120 млрд. рублей, причем порядка 64 млрд. — это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий».
Путин отметил, что на фоне благоприятной экономической обстановки погашение ранее взятых корпорацией кредитов планировалось осуществить за счет распродажи непрофильных активов, перекредитования по меньшим ставкам, размещения акций.
«Сегодня эти решения, конечно, не будут уже работать — не надо было тянуть с этим», — сказал Путин, подчеркнув, что сейчас авиастроители оказались в «крайне сложном финансовом положении».
Эффективной работу ОАК назвать сложно, говорит замгендиректора Центра анализа стратегий и технологий (ЦСТ) Константин Макиенко. По его мнению, корпорация должна была в первую очередь избавиться от непрофильных активов, в том числе девелоперских проектов, и распродать имеющуюся у нее дорогую недвижимость: «У того же „Як“, „Ильюшина“, „Туполева“, входящих в ОАК, площади великолепные, чуть ли не в центре Москвы. Но они упустили момент и денег не получили». Впрочем, долги ОАК образовались не только поэтому. «Надо понимать, что один из долгов в $ 40 млрд., который образовался из-за отказа Алжира брать „МиГи“ (претензии были связаны с низким качеством некоторых деталей) — причина объективная», — говорит эксперт.
Более того, по словам премьера, «целый ряд контрактов ОАК на поставку самолетов как внутри страны, так и за границу принес, как это ни странно, не прибыль, а одни убытки». Правда, какие контракты и кто конкретно виноват в убытках, Путин не уточнил.
Здесь речь идет, скорее, даже не о конкретных контрактах, а о неэффективной системе производства, считает Макиенко. Проблема в мелкосерийности. Например, Ил-96, производимый поштучно, приносит авиастроителям $ 5−10 млн. убытков.
Путин также отметил, что не выполняются планы производства гражданских самолетов, причем это относится не только к сегодняшнему дню, но и к докризисным временам. «Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность невозможно обеспечить без современных комплексов, но это не значит, что вот этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы», — сказал премьер.
Макиенко подтверждает: в 2008 году было выпущено лишь около 30 гражданских самолетов и из них лишь 10−12 «больших».
То есть производство находится примерно на таком же уровне, как и до создания ОАК. «А ведь планы строились поначалу фантастические: войти в тройку крупнейших мировых авиастроительных компаний, встав рядом с Airbus и Boeing, выпускающих ежегодно самолеты сотнями. Уже тогда все смеялись, а сейчас просто понимают — планы те были неосуществимы», — говорит эксперт.
«Хотел бы предостеречь от иллюзий того, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента», — предупредил премьер. По словам Путина, государству нужна реальная отдача от инвестиций в авиастроение.
Государство действительно сложно обвинить в недостаточной помощи ОАК. «Субсидирование процентной ставки при покупке самолетов — пожалуйста, финансирование перевооружения — вот вам, — перечисляет шаги правительства Макиенко. — Миллиардов, закачанных в отрасль, не хватило».
План по финансовому оздоровлению авиастроительной отрасли и избавлению от накопленных «токсичных долгов» должен быть разработан в течение ближайших полутора месяцев, потребовал премьер.
Представители авиаотрасли не помнят столь серьезных разносов. «На моей памяти такой нагоняй, да еще от Путина, произошел впервые», — говорит один из менеджеров-авиастроителей. Впрочем, еще не все потеряно, ведь со времени создания ОАК прошло всего два года, и это не такой большой срок в масштабах авиаотрасли, «народ только начал соображать, что к чему, порешали некоторые вопросы политические, административно-лоббистские, может, теперь и за дело возьмутся», оправдывает ОАК Макиенко.
Кстати | ||
Как сообщает пресс-служба ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова», предприятие впервые было представлено на международном авиакосмическом салоне «МАКС-2009» как предприятие, входящее в состав ОАО «Объединенной авиастроительной корпорации». 19 августа руководители ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова» примут участие в совместной пресс-конференции с фирмой разработчиком самолетов — ОАО «Туполев», модельный ряд которых являются одним из основных в продукции, выпускаемой предприятием (в Казани на территории КАПО располагается самый мощный филиал ОАО «Туполев», выполняющий работы по выпуску конструкторской документации по самолетам Ту-22М3, Т-160, Ту-214, Ту-334 — прим. авт.). На мероприятии речь пойдет о перспективах развития «Туполева». Кроме того, будет проведена презентация двух самолетов этой марки: Ту-334 и Ту-214ОН, производство которых планируется на КАПО им. С.П.Горбунова. | ||
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: