Новости
07 Апреля 2003, 15:51

Тысячелетие Казани даст толчок развитию рынка сувенирной продукции

В любой стране продажа сувениров напрямую зависит от притока туристов. Пока этот бизнес в республике плохо развит. Что же будут приобретать иностранцы, приехав на юбилей столицы Татарстана?

Прежде всего следует разграничить понятия сувенир и изделие народного промысла. Первое по разработанному художником образцу штампуется на специализированных предприятиях, второе — оригинальная ручная работа мастера, неповторимое произведение искусства.

Ассортимент изделий татарского промысла далеко не ограничивается традиционным набором: тюбетейка и ичиги. Каждый район республики издавна славился своим видом народного искусства: Арск — кожаной мозаикой, Азнакаево — керамикой, Казань — обработкой дерева и кости, Алексеевск — ручным узорным ткачеством.

На начало 2000 года было зарегистрировано 47 предприятий, изготавливающих изделия народных промыслов, сейчас их — 270. Объем продукции вырос на 180%. Чтобы качество продукции не переходило в количество, почти три года назад был создан Художественно — экспертный совет РТ. Он стал проводить конкурсный отбор продукции, претендующей на право быть сувенирной и представлять республику. Критерии отбора — использование национальных традиций в изготовлении и оформлении.

Нури Мустафаев, председатель Художественно — экспертного совета РТ по народным и художественным промыслам:

— Мы поставили задачу развивать именно ручной труд. В нем мы видим татарские народные промыслы — это технологическая культура, мастерство обработки камня, металла, кожи, пластика. Народно-художественные промыслы сами по себе уникальны, но доходны они не будут. Доход приносит авторское искусство, но оно часто теряет национальные черты. Оно несет в себе черты мастера. А нам национальное терять нельзя.

Программа по развитию декоративно-прикладного искусства, разработанная Департаментом предпринимательства на период до 2006 года, поставила сложную задачу по массовому выпуску качественных изделий народных промыслов. Основная проблема, которую нужно решить — снизить себестоимость производства.

Предусмотрена и финансовая помощь в осуществлении предварительных затрат: приобретении сырья, оборудования — все это должно повысить конкурентоспособность изделий. Сегодня для мастеров отводятся специальные площади. Недавно открыта галерея народных помыслов.

Важно поддержать творческое начало. Создаются мастерские, где разделены этапы производства продукта, а мастер является идейным вдохновителем. Его основная задача — разработать эскиз.

В прошлом году выпущена книга Ф. Валеева «Татарский народный орнамент», ее презентация пройдет на днях. Издатели предрекают, что уже через два года она даст мощный импульс фантазии мастеров, в том числе и начинающих.

Принят также закон о защите авторских прав и учреждено звание мастера народных промыслов. Теперь его изделия не нуждаются в сертификации и имеют ряд налоговых льгот.

Стратегическое значение имеет вывоз продукции за рубеж. В 2002 году татарские мастера приняли участие в 12 выставках: в России, Франции, Германии. Итоги выставок показали, что продукция татарских мастеров соответствует мировым стандартам и пользуется спросом именно за счет ручного изготовления. Наших мастеров кожаных изделий приглашали даже принять участие в разработке моделей для домов мод. Французы могут не знать, где находится Татарстан на карте, но это не мешает им приобретать наши сувенирные кожаные сапоги на повседнную носку за 400 долларов.

Единственная проблема — распространении продукции, олицетворяющей республику. У Татарстана нет такого яркого символа, как, например, матрешка. Какую ценность могут представлять фигурки татарских мальчиков или ханов, если иностранцы никогда не слышали о республике? Пока только тюбетейка является единственным более или менее известным сувениром для туристов, приезжающего в республику. Сегодня она стоит от 50 до 1000 рублей. К 1000-летию Казани цены непременно повысятся.

Дорогая продукция не раскупается рядовыми туристами. Однако, как на Западе, так и у нас, обычные люди го товы в среднем выложить не более $ 3 за сувенир, который можно увезти с собой на память.

Нури Мустафаев:

— Мы полностью заполним сувенирный рынок к 1000-летию. И памятными медалями, и сувенирами. Но наплыв туристов будет три дня, а что дальше? Куда сбывать продукцию? Тысячелетие — это дата, но нужно создавать систему, которая не останавливалась бы в своем развитии, товары которой были бы всегда востребованы. Пусть сегодня это будет маленькая мечеть Кул-Гали из керамики, завтра — из стекла, вышивка — узорное и золотое шитье.

Суфия ханум Хайбрахманова, генеральный директор ООО Фонд Национального Культурного Центра «Туран», Член Художественного-экспертного Совета РТ по народным художественным промыслам:

 — Тысячелетие — акция разовая. Только когда город станет туристическим, бизнес будет прибыльным. С этим фактом связано и небольшое количество предприятий по массовому выпуску продукции народно-художественных промыслов. Да и те ориентированы на сувениры подарочные, которые заказывают для делегаций, они по цене и по уровню не для широких масс.

Небольшие мастерские, художники-одиночки пока не могут охватить местный сувенирный рынок. Стремление делать качественный товар — враг низкой себестоимости, и это не дает вытеснить дешевый, хотя и безвкусный, импортный товар. Становится ясно, что необходим устойчивый местный рынок, способный реагировать на изменения, а не разовый выпуск продукции к дате, которая потом окажется невостребованной.

В республике этот бизнес не развивается из-за высокой арендной платы за торговые площади. Ни одному мастеру не будет по карману аренда торговой площади ценой в $ 1000 на улице Баумана.

Практически нет предприятий по массовому выпуску мелких сувениров. В основном работают мастера в подвальных помещениях с несколькими рабочими, не имея лишних средств развернуться и превратить свое дело в доходный бизнес

Асия Глебова, мастер-кукольник:

— Мастерским приходится платить за коммунальные услуги по тарифам предприятия. Прибыли небольшие, нет средств закупить новое оборудование. Мы работаем по отдельным заказам. Мастера не могут все время просить средства у государства. Но если бы оно дало возможность на самоокупание, устроить и профинансировать конкурс на мелкую продукцию, чтобы собственными изделиями заменить тот ширпотреб китайского производства, который предлагается на улице Баумана.

Таким образом, пока для того, чтобы выживать, многим предприятиям приходиться ориентироваться на элитную продукцию. В одном из специализированных магазинов, к примеру, кожаный халат стоит 30 000 рублей, тюбетейка — более 3000 рублей. Чтобы приобрести недорогой мелкий сувенир с татарской тематикой, нужно приложить немало усилий.

В настоящее время дорабатывается проект закона РТ о народных промыслах. Он будет принят в течение года.

Новости
21 Января 2025, 19:10

Новый сервис «Госконсьерж» в РТ запустят в 2025 году

При помощи камеры телефона граждане смогут сразу же сделать скан необходимых документов и заявлений и предоставить их в МФЦ.

В мобильном приложении «Госуслуги 2.0» в этом году появится новый сервис «Госконсьерж», который позволит дистанционно обращаться в МФЦ. Об этом рассказал Илья Начвин, замминистра цифрового развития Татарстана, во время доклада о результатах работы цифровых платформ обратной связи с гражданами в 2024 году.

Чтобы воспользоваться муниципальными услугами через этот сервис, необходимо включить видеосвязь в приложении «Госуслуги 2.0» на смартфоне и пообщаться с сотрудником МФЦ по видеосвязи. С помощью камеры телефона пользователи смогут сразу же отсканировать необходимые документы и заявления и отправить их в МФЦ для получения услуги.

Напомним, в 2025 году в Татарстане стартует новый проект по открытию семейных многофункциональных центров.

Начвин Илья Сергеевич

Первый заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: