Сегодняшний день диктует нам новые стандарты жизни и увлечения. Мы стали требовательнее к своим домам, хотя далеко не у каждого есть знания о дизайне интерьера. Все выше требования к женской красоте, но мастерство визажа и стиля большинство представительниц прекрасного пола постигает самостоятельно. Модным стало есть суши, и люди интересуются их рецептом.
На этой волне появились предложения научить вышеперечисленным знаниям и навыкам. Позиционируются они как мастер-классы творческого досуга. Ориентированы преимущественно на взрослых.
Курсы по творческим видам деятельности проводятся в различных образовательных центрах. По их окончании выдается сертификат, и, как уверяют руководители курсов, вы можете смело вступать в новую профессию. Резонные сомнения относительно того, не мало ли нескольких месяцев для овладения новой специальностью, они развевают тем, что курсы дают концентрированные знания, ничего лишнего.
Основной бизнес-идеей руководители подобных курсов провозглашают альтернативный досуг, охват аудитории, которая мало задействована в широко рекламируемых видах отдыха.
Мария Соя, директор «Kiwi мастер-класс»:
— Открывая курсы, мы исходили из того, что людям необходимо самовыражение. Не всем интересно самовыражаться на танцполах, в различных модных тусовках, в рамках студенческой самодеятельности. Кому-то интереснее нарисовать картину, сделать авторскую открытку, научиться готовить экзотическое блюдо, чем пойти с друзьями в клуб или в кино. При этом есть такая категория посетителей, которая пытается творить самостоятельно, по печатным пособиям или материалам интернета, но не может воспроизвести некоторые нюансы, известные только мастерам. На наших занятиях эти люди находят единомышленников, получают необходимые им знания и дальше творят самостоятельно.
Отметим, что узко направленных компаний, специализирующихся только на курсах, немного. Чаще всего эти курсы проводятся как побочный вид деятельности при крупных организациях — художественных галереях, музеях города. Например, арт-студия есть при Международном некоммерческом фонде «Паравитта». Крупной, давно существующей структуре легче организовать такие мероприятия, поскольку имеется богатая материальная база, связи в профессиональной среде, имя и репутация. Госструктура может позволить даже благотворительные акции, как например, иногда поступает галерея «Хазине».
Небольшой компании организовать курсы сложнее: требуются вложения в преподавателя, помещения, частично — в материалы, плюс коммунальные расходы и др. Кроме того, необходима постоянная информационная поддержка, реклама. Плюс необходимо тонко чувствовать тот баланс стоимости входного билета, который не отпугнет посетителя. Ведь если человек приходит один раз, то цена кажется довольно символической. Но завсегдатаю она может показаться и высокой.
Коммерческая сторона вопроса
О коммерческих вопросах организаторы говорят неохотно. Хотя нетрудно предположить, что прибыли здесь небольшие. Одна из руководителей отметила, что мужчине этот бизнес вовсе будет не интересен, поскольку не приносит больших доходов. Татьяна Забегина, директор галереи «Эбиволь» признала, что вырученных средств достаточно на обеспечение деятельности самих курсов, но они, как крупная галерея могут себе это позволить, да и многие вещи делаются из любви к искусству:
— Всегда я мечтала о гончарной мастерской, и открыла ее просто от большого желания. Все курсы мы начинали из интереса в первую очередь к себе, и когда это начало получаться, мы позволили себе брать за них деньги.
Кризисные времена клиента потерять не заставили. Все уверяют, что спрос у них стабильный во все времена. Более того, в кризис люди чаще обращаются к творческим увлечениям или к смене деятельности. Тем не менее, ряд компаний, дававших рекламу еще несколько месяцев назад, сегодня на связь не выходит. Одни просто исчезли, другие отвечают, что пока не имеют помещения, третьи, якобы, закрыли студию на ремонт.
Преподавательский состав
Главное богатство подобных организаций — преподаватели. То, насколько человек профессионален, как он общается с людьми, насколько способен научить и открыть свои секреты (а ведь не каждый творец готов открыться) — вот те вопросы, которые стоят перед организ
аторами на этапе открытия.
Мария Соя:
— Преподают признанные эксперты в той или иной области знания, мастерства. Люди, которые давно работают в сфере мастер-классов или занимаются темой в рамках хобби. Тематика обусловлена, во-первых, пожеланиями наших клиентов, во-вторых, при выборе тем мы ориентируемся на некоторую моду и текущую конъюнктуру.
Татьяна Забегина:
— Отличительная черта наших мастер-классов в том, что мы предлагаем Мастера. Я отвечаю за каждого, что он настоящий художник. Будь то мастера чайной церемонии, мастер-керамист, мастер по батику — все они у нас одни из лучших в Казани. В школе могут учить хорошие учителя, но понятие мастер — особого рода. Ты около мастера сидишь, ты около него дышишь, стараешься угадать, что он думает, ты сначала у него в подмастерьях.
Людмила Жандарова, директор учебного центра «Парк знаний»:
— К преподавателям жесткие требования. Это должны быть практики, способные научить. У них есть своя работа. За столько лет мы методом проб и ошибок сформировали стабильный преподавательский состав. Лучшая реклама — сарафанное радио. На дизайн, визаж, на косметологию, бухучет — слушатели курсов идут по совету к конкретному преподавателю.
Практика ходить непосредственно «на преподавателя» распространена в тех местах, где работают в основном маститые художники или читается редкий курс.
Основной посетитель — женщина
Безусловно, подобные мастер-классы — веяние времени. «Kiwi мастер-класс» признает, что действительно, тематика курсов выбирается исходя из интересов современных людей. В арт-студии при фонде «Паравитта» говорят о тенденции дарить подарки, сделанные своими руками: наступило пресыщение магазинным ассортиментом, людям хочется оригинальности и индивидуального подхода.
Основной посетитель мастер-классов — женщина, имеющая свободное время. Тем не менее курсы, проходят и вечернее время, а потому, работающие люди также их посещают.
Людмила Жандарова:
— Много идет молодежи, которая учится в институте. Они получают высшее образование и вечером на курсы ходят. Если 15 лет назад шли люди, оставшиеся без всего, у разбитого корыта, с пустыми глазами, только бы специальность приносила деньги, то сейчас идут люди, которые хотят пробовать что-то новое для себя и для души.
Зухра Галимова, зам. директора галереи «АртЭко» фонда «Паравитта»:
— Основной посетитель — женщины среднего возраста, чаще всего, думаю, обеспеченные. Мне кажется, у нас очень много домохозяек. Это дамы, которые хотят обратить внимание на себя и заниматься не только домом и детьми. Курсы для них — это одна из сторон развития. Приходят беременные женщины — им такие занятия очень показаны. Есть те, кто пришел с ребенком, и, увидев здесь много интересного и не желая просто ждать 1,5−2 часа, решают тоже заняться чем-то. Еще приходят те, кто хочет необычно оформить дом. Тогда эти работы идут под конкретный интерьер.
Татьяна Забегина:
— К нам приходят и мужчины, и женщины. На одном шоу папа ребенка развлекал, а потом увлекся и сам пришел. Приходят студенты. Видимо, им необходимо заполнение времени, поиск. Стали приходить представители зрелого поколения: это люди самодостаточные, имеющие профессию, люди в поиске хобби, которые могут себе позволить платные курсы. Недавно пришла женщина, которая сказала: «Я всю жизнь мечтала, и мечта сбылась!» Есть у нас дизайнеры, которые учатся в архитектурном университете, либо в педагогическом университете на дизайнера. Эта категория нам очень дорога и интересна — они пытливые, им много надо. У нас программа немного скорректирована на них, потому что они больше требуют от преподавателя, тогда как люди, ищущие хобби, рады любому цветочку.
«Курсы выходного дня»
Не только организованные курсы работают в нашем городе. Ряд самых обычных людей, не профессиональных живописцев, но почувствовавших в себе желание и талант к рисованию, объединились в движение «Художник выходного дня».
Светлана Шавалеева, сопредседатель движения:
— Всю неделю я работаю на двух работах, а рисую только в выходные. Я в прямом смысле художник выходного дня. Термин этот применен давно — наивисты Анри Руссо, Пиросмани тоже начинали рисовать в свободное от работы время. Хотя раньше у меня всегда были проблемы с рисованием. Когда я сделала первую выставку
в родном Азнакаево, моя учительница по рисованию восклицала, ну я же помню, как ты рисовала, что произошло?!
Движение первоначально сложилось среди учеников художницы Мили Нуруллиной и постепенно расширилось. Участники периодически собираются на мастер-классы маститых художников, а работы выставляют в Интернете.
Таким образом, в столице Татарстана очевидно обилие различных творческих курсов и мастер-классов по всем современным направлениям и в соответствии с требованиями моды. Перед домохозяйками и творческими натурами не стоит остро вопрос, как провести свое свободное время, тем более, если позволяют финансы. Если для кого-то подобные курсы — порыв души, то для других — бизнес: с небольшим, но стабильным доходом.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: