Депутат Госсовета РТ Рафис Бурганов уверен, что рынок туриндустрии Татарстана после закрытия поездок в Турцию и Египет отрегулируется самостоятельно, и в результате на нем появятся более сильные игроки.
Накануне в стенах республиканского парламента он вместе с руководителем госкомитета РТ по туризму Сергеем Ивановым встретился с журналистами в рамках пресс-конференции, на которой рассказал, куда теперь будут ездить отдыхать татарстанцы.
По итогам 2015 года в Турцию на Анталийское побежерье и побережье Эгейского моря из Татарстана вылетело порядка 235 тыс. человек, рассказал Сергей Иванов. В Египет с весны по осень — порядка 80 тыс. человек.
Оба рынка были очень востребованы татарстанскими туристами, поэтому подстраиваться к изменяющимся условиям приходится «на ходу», признались спикеры.
Закрытие авиасообщения с Египтом и отмена безвизового режима с Турцией повлечет за собой сложности в работе отдельных туроператоров, ориентированных на эти направления, однако никакой финансовой поддержки отрасли оказано не будет, поскольку таких механизмов нет ни на уровне России, ни в Татарстане.
«На рынке Татарстана присутствует всеобщая нервозность — игроки прекрасно понимают, что, как минимум, на ближайший сезон они остались без двух самых массовых и бюджетных туристских направлений. Для многих компаний — это катастрофа», — рассказал TatCenter.ru президент Ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов.
Сергей Иванов говорит, что сейчас у игроков есть прекрасная возможность переориентировать свои маршруты, в том числе, и на европейское направление. Это все Средиземноморье, Израиль, Иордания, а также азиатские страны. С большинством стран у Татарстана есть прямое авиасообщение.
Участники рынка уверяют: «без Нового года за рубежом желающие не останутся», но признают: зарубежный отдых подорожает.
«Альтернатива Египту и Турции из Казани на Новый год — это безвизовая Иордания или Гоа. Стоимость неплохого отеля на неделю на троих с ребенком обойдется в эти страны в районе 140−180 тыс. рублей. Это стартовые цены. В этой же ценовой категории агентства могут предложить Финляндию, Венгрию, Чехию, Австрию. Да, без моря, но не менее интересно и для взрослых, и для детей», — рассказал TatCenter.ru гендиректор Магазина путешествий «Companion SP» Сергей Пасечник.
Глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Бурганов предположил, что для бизнеса, в связи со всеми внешнеполитическими событиями возможны сокращения объемов, также, как и закрытия. Но процессы рынок должен регулировать самостоятельно, уверен он.
«Будут появляться и новые фирмы, причем необязательно чисто туристические. Капитал, который есть у бизнеса, будет направляться на создание более мощных компаний, агентств. Конечно, нам бы хотелось, чтобы те, кто давно работает на рынке, те, с кем мы привыкли работать, удержались в этой ситуации», — говорит Бурганов.
Глава комитета по туризму, в свою очередь, уверен, что в таких условиях произойдет переориентация бизнеса — часть компаний просто перейдет от организации выездного туризма к въездному, что становится более выгодно. И в этом плане внешние события «работают» в пользу Татарстана.
«За неделю делается то, что мы годами не могли сделать», — признается Рафис Бурганов.
Действующий в Татарстане турецкий бизнес «будет держаться до последнего», уверены представители власти. Что касается реконструкции Шамовской больнице, на месте которой должен появиться отель сети Rixos, то, как заявил Иванов, проект должен быть реализован, потому что он «принципиально важен» для республики и Казани.
«Это известный отельный бренд, и, конечно, мы постараемся сделать все, чтобы этот проект сохранить», — заявил он.
Турция была популярна не только у татарстанских туристов, работала и обратная ситуация — страна занимает лидирующую позиц
ию в первой пятерке государств, граждане которых больше всего приезжают в Татарстан.
По словам главы комитета по туризму лидирующие позиции у Турции, Китая, Германии, США, Италии. По количеству денег, которые тратятся в республике, лидируют китайцы. «Это люди, которые в месте пребывания тратят существенные деньги. Покупают местные товары, являющиеся уникальными, и это особенно интересно Татарстану», — говорит он.
За 9 месяцев 2015 года рост объема оказанных платных услуг в Татарстане составляет 13%. Наибольший рост, около 18%, отмечается в гостиничной сфере. Растет и загрузка гостиниц, и средний чек. В денежном выражении это 8,4 млрд рублей. Эта цифра отражает только расходы на проживание и на экскурсионные услуги.
«Можно сказать, что фактическая цифра в два раза выше. Человек, который сюда приезжает, он еще и питается, совершает покупки в магазинах, в том числе, покупает сувениры. Мы такое исследование проводим и понимаем, что это всегда 50/50», — признается Сергей Иванов.
Рост трафика по основным музеям-заповедникам составляет от 22% до 43%. За это время Казанский Кремль посетили 1,66 млн человек. За третий квартал число может приблизиться к 2 млн человек. «Это крупная цифра не только для российского, но и мирового объекта», — говорит он. Пассажиропоток казанского аэропорта на 9% снизился, однако рынок внутренних перевозок вырос на 8%.
В ближайшие годы российский рынок останется ключевым направлением для работы комитета по туризму. Также приоритетными названы рынки Китая, Финляндии, ОАЭ и Ирана.
Китаю в Татарстане предлагают два основных продукта: маршрут «Три столицы России» и «Красный маршрут» (Санкт-Петербург, Москва, Казань и Ульяновск). Но «Красный маршрут» рассчитан на более возрастную туристическую группу, тех, кто не по наслышке знает, что такое Советский Союз.
Для Ирана планируется также продвигать продукт «Три столицы», для Финляндии — Татарстан как отдельное направление. Отдельным продуктом Татарстан представляется и для ОАЭ.
«Сегодня уже в Китае осталась не такая большая прослойка населения, которая не знает о „Красном маршруте“. Пройдет еще немного времени, и, делая ставку только на этот маршрут для китайского туриста, мы может „провалиться“. Поэтому для каждой категории нам параллельно нужно готовить свой маршрут», — добавил Рафис Бурганов.
Важно также проработать те возможности, которые есть в Татарстане, но пока не используются в качестве объектов привлечения туристов, говорят чиновники.
«Когда я еще был министром по делам туризма, я был подвергнут очень серьезной критике со стороны Минтимера Шариповича (Шаймиева — ред.). Я ему в сердцах сказал: „там же нет легенды“. Он говорит: „Если нет легенды, ее нужно придумать“. Иногда так тебе расскажут, что ты и правда подумаешь, насколько интересное место», — признался глава комитета Госсовета Татарстана.
Власти не сомневаются: внутренний рынок и рост въездного туризма «сработают». Уже по итогам текущего года они ждут прироста турпотока на уровне соответственно 14% и 18%.
«Что касается 2016 года, то я надеюсь, что рост будет не меньше, чем в 2015 году», — резюмировал Сергей Иванов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: