По данным Минэнергетики США, коммерческие запасы сырой нефти в стране за аналогичный период снизились на 2,8 млн bbl — до 344,5 млн bbl, что выше показателя на аналогичную дату предыдущего года на 16,5\%; запасы бензинов увеличились на 1,5 млн bbl и достигли 214,6 млн bbl, что на 2,3\% выше, чем на ту же дату 2008 года; и запасы тяжелых дистиллятов выросли на 0,6 млн bbl — до 159,3 млн bbl, что на 28,1\% превышает показатель на аналогичную дату прошлого года. Объем переработки нефти возрос с 14,966 млн bbl/день до 15,105 млн bbl/день, а загруженность НПЗ — с 86,8\% до 87,9\%. Импорт нефти увеличился с 9,224 до 9,549 млн bbl/день.
В соответствии с прогнозами экспертов, по состоянию на 10 июля запасы сырой нефти в США должны были уменьшиться на 2,0−2,1 млн bbl, запасы бензинов — увеличиться на 750−900 тыс. bbl, а запасы тяжелых дистиллятов — возрасти на 1,6−1,8 млн bbl. Сокращение запасов сырой нефти в США заметно превысило прогнозы отраслевых экспертов и способствовало росту цен на нефть. В то же время USD на рынке Forex в среду заметно подешевел, снижение американской валюты продолжилось и в четверг.
Кроме того, в четверг вышла позитивная макроэкономическая статистика. Так, в США заметно снизился рост безработицы. По состоянию на 11 июля количество обращений за получением первичного пособия по безработице уменьшилось по сравнению с предыдущей неделей на 47 тыс., а количество обратившихся за неделю составило 522 тыс. человек — самый низкий показатель с начала текущего года. В Китае рост ВВП за второй квартал составил 7,9\% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Перечисленные факторы в комплексе обеспечили существенное повышение мировых цен на нефть к концу минувшей недели.
Российский рынок к августовским продажам сырья подошел с явным ухудшением конъюнктуры. Экспортная пошлина на нефть в августе увеличивается на $ 9,4/т, а цены на основные нефтепродукты за прошедшую неделю снизились на 600−1000 руб./т. Переработчики, закупившие сырье по высоким ценам, говорят о снижении рентабельности переработки нефти в июле.
Ожидаемое снижение котировок нефти на внутреннем рынке в августе может составить 2000 руб./т. Поддержку рынку оказали очередные колебание мировых цен на нефть в сторону повышения. Расчетный экспортный эквивалент вырос с уровня 6500 руб./т в начале прошлой недели до 7000 руб./т к концу недели (УУ ЗС). По мнению трейдеров, в августовской сессии дефицита предложения нефти не ожидается, поэтому покупатели надеются закупить сырье со скидкой к экспорту.
РЫНОК АВТОБЕНЗИНОВ
К началу прошедшей недели средняя приведенная цена на автобензин марки Премиум-95 относительно NWE увеличилась до 17 660 руб./т, а относительно Med выросла до 17 030 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 13 июля относительно NWE составила 8437 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med — 9067 руб./т также в пользу внутреннего рынка.
Таким образом, к началу минувшей недели образовалась очень высокая премия при поставке автобензина на внутренний рынок РФ по сравнению с его экспортом в NWE и Med. В определенной степени этот фактор определил разнонаправленную динамику цен на автобензин на спотовом рынке РФ.
В начале недели дешевел преимущественно Регуляр-92. Значительные снижения спотовой цены на эту марку «Кортес» зафиксировал на ОрскНОС, Уфимской группе НПЗ, СалаватНОС и Омском НПЗ. В меньшей степени 92-й бензин подешевел на КИНЕФе, Московском НПЗ и ЯНОСе. Значительное снижение спотовой цены на Нормаль-80 в начале недели «Кортес» наблюдал на СалаватНОС. Напротив, существенное повышение спотовой цены на Нормаль-80 и Регуляр-92 в начале недели произошло на Саратовском НПЗ. На НПЗ ЛУКОЙЛа в первой половине недели спотовые цены не менялись.
Во второй половине минувшей недели наиболее существенные снижения спотовых цен произошли на Омском НПЗ на автобензин Премиум-95, и на Астраханском заводе «Газпрома» — на Регуляр-92. Не менялись спотовые цены на бензин в конце недели, по данным «Кортес», на НПЗ ЛУКОЙЛа, Рязанской НПК, ОрскНОС и Ачинском НПЗ. Показательно, что на прошедшей неделе снижения спотовых цен на автобензин были зафиксированы на Омском НПЗ, ЯНОСе и Московском НПЗ, которые полностью, либо частично контролируются «Газпром нефтью». Не последнюю роль в этом могло сыграть высказывание И. Артемьева 13 июля, что сумма новых штрафов для «Газпром нефти» и ТНК-ВР за нарушения на рынке нефтепродуктов, с учетом рецидива, превысит размер первых штрафных санкций по аналогичным делам.
По итогам прошедшей недели спотовые цены на высокооктановый автобензин на Уфимской группе НПЗ, по данным «Кортес», понизились примерно на 1000 руб./т. Причем спотовые цены на бензин Регуляр-92 фактически снижаются с 9 июля. Такая ситуация обусловлена потребностью уфимских давальцев в оборотных средствах, ведь приближаются торги нефтью с поставкой в августе. В свою очередь, покупатели, наблюдая снижение спотовых цен, стремятся не закупать крупные партии продукции в надежде на продолжение удешевления всех марок автобензина.
Снижение спотовых цен на автобензин на СалаватНОС по итогам минувшей недели с трудом поддается логическому объяснению. По данным «Кортес», на НПЗ ведется ремонт установки риформинга, следовательно, автобензин должен быть в дефиците, однако цены на все марки бензина на этом заводе упали на 800−1100 руб./т.
На минувшей неделе спотовые цены на бензин в целом продолжили расти на НПЗ «Роснефти». У этой компании с начала месяца продолжается дефицит бензинов, что заметно по резкому снижению объемов продукции, выставляемой на биржевые торги. «Роснефть» практически весь июль выставляет на биржевые торги минимальные партии автобензина, как отмечают корреспонденты «Кортес», «чтобы было, чем торговать в течение месяца». Кроме того, госкомпания располагает собственной крупной сбытовой сетью, которую необходимо бесперебойно снабжать нефтепродуктами.
К концу минувшей недели на спотовом рынке автобензина сложилась противоречивая ситуация. Приближение торгов нефтью, потребность в оборотных средствах и начавшееся снижение цен на бензин являются факторами продолжения снижения цен. С другой стороны, мировые цены на нефть в конце недели резко повысились, следовательно, в случае продолжения роста цен на нефть, у производителей и давальцев может появиться желание отыграть его на спотовом рынке автобензина.
По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 20 июля составили (включая все налоги):
- на автобензин Нормаль-80 21 750 руб./т (+102 руб./т)
- на автобензин Регуляр-92 25 080 руб./т (-389 руб./т)
- на автобензин Премиум-95 26 339 руб./т (-116 руб./т)
На рынке Москвы и МО «Татнефть» на прошедшей неделе не изменяла оптовые цены на автобензин, а «Газпром нефть» повысила цену на Нормаль-80 и снизила цену на Регуляр-92. В мелкооптовом сегменте рынка Москвы и МО автобензин преимущественно дешевел, хотя в отдельных случаях «Кортес» наблюдал рост мелкооптовых цен (наиболее существенный — в случае автобензина Нормаль-80). Индекс «Кортес-Володарка» по итогам недели снизился на 0,7\% — до 23 435 пунктов в случае Нормаль-80 и уменьшился на 1,2\% — до 24 800 пунктов в случае Регуляр-92. Напротив, индекс «Кортес-Володарка» на Премиум-95 за неделю подрос на 0,4\% — до 26 500 пунктов.
На оптовом рынке СПб и Ленобласти «Сургутнефтегаз» на прошедшей неделе цены на автобензин не изменял, а в мелкооптовом сегменте продукт подешевел на 300−700 руб./т. На ЛПДС автобензин, по данным «Кортес», на прошедшей неделе подешевел, причем наиболее существенно — в Башкортостане, Курганской и Челябинской областях.
За прошедшую неделю в ходе биржевых торгов было реализовано 360 тонн из выставлявшихся 2820 тонн автобензина Нормаль-80 по ценам 21 700−23 850 руб./т; 600 из 4440 тонн Регуляр-92 (23 000−29 800 руб./т); 300 из 1320 тонн Премиум-95 (27 000−29 230 руб./т) и 240 из 540 тонн Супер-98 (26 200−29 410 руб./т).
Цены заключенных сделок по маркам Нормаль-80, Регуляр-92 и Премиум-95 повысились по сравнению с предшествующей неделей. Выставляемые объемы бензинов были небольшими, при этом в ходе торгов было реализовано существенно меньше 92-го и 95-го бензина по сравнению с предыдущей неделей.
Во вторник «Роснефть» выставляла на торги на МБНК автобензин со всех НПЗ, но по одному лоту (60 тонн), а в четверг — не выставляла на торги автобензин с Ачинского НПЗ, который в скором времени останавливается на плановый ремонт. В минувшую среду состоялись очередные торги на ЭТП «Газпром нефти». Цены сделок оказались ниже по сравнению с уровнем предшествующей недели.
По итогам прошедшей недели «Кортес» зафиксировал повышение цены автобензина на заправках на 10 коп. — 2.1 руб. Бензин подорожал в большинстве регионов РФ, хотя в отдельных городах, по данным «Кортес», розничные цены на некоторые марки автобензина были снижены (Ульяновск, Оренбург). Средние по России цены АЗС 20 июля составили (включая все налоги):
- на автобензин Нормаль-80 17.95 руб./л (+0.16 руб./л)
- на автобензин Регуляр-92 21.25 руб./л (+0.25 руб./л)
- на автобензин Премиум-95 22.74 руб./л (+0.21 руб./л)
РЫНОК ДИЗТОПЛИВА
К началу минувшей недели средняя приведенная цена на дизтопливо относительно NWE повысилась до 11 759 руб./т, а относительно Med увеличилась до 11 214 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 13 июля относительно NWE составила 2560 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med — 3105 руб./т также в пользу внутреннего рынка. Таким образом, в начале прошедшей недели реализация дизельного топлива на внутреннем рынке РФ была значительно выгоднее его экспорта в NWE и Med.
Дизельное топливо на минувшей неделе продолжило дешеветь из-за существенного превышения средней цены внутреннего рынка над экспортной альтернативой и низкого спроса. Внутреннее потребление дизтоплива по-прежнему очень низкое и, по всей видимости, таковым останется до начала восстановления российской экономики и роста промышленного производства. По доступным на текущий момент данным, за январь-май 2009 года на внутренний рынок с НПЗ было отгружено 11,76 млн тонн дизтоплива — на 11,1\% или на 1,47 млн тонн меньше, чем в январе-мае 2008 года.
В первой половине минувшей недели спотовые цены на летнее дизтопливо были снижены практически повсеместно, за исключением НПЗ ЛУКОЙЛа и КИНЕФа. Зимнее ДТ в начале недели подешевело на Уфимской группе НПЗ, Сургутском ЗСК и Ачинском НПЗ, а на остальных предприятиях спотовые цены на эту марку ДТ не изменились. Во второй половине недели значительно снизили спотовые цены на летнее и зимнее дизтопливо НПЗ ЛУКОЙЛа и ТАИФ-НК. Существенно подешевело зимнее ДТ на Омском НПЗ. СалаватНОС и Уфимская группа НПЗ, напротив, в конце недели слегка повысили спотовые цены на летнее ДТ (после существенного снижения в начале недели).
По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 20 июля составили (включая все налоги):
- на летнее дизельное топливо 14 134 руб./т (-871 руб./т)
- на зимнее дизельное топливо 15 816 руб./т (-784 руб./т)
На рынке Москвы и МО «Татнефть» не изменяла оптовые цены на дизтопливо, а «Газпром нефть» снизила их на 600−800 руб./т. В мелкооптовом сегменте московского рынка дизтопливо в основном дешевело, при этом у отдельных трейдеров «Кортес» зафиксировал незначительный рост мелкооптовой цены. Индекс «Кортес-Володарка» на ДТЛ S=0,2\% по итогам минувшей недели возрос на 2,2\% — до 14 425 пунктов, а на дизтопливо летнее по нормам EN590 — снизился на 2,3\% и составил 14 650 пунктов.
На рынке СПб и Ленобласти «Сургутнефтегаз» не изменял оптовую цену на дизтопливо, а в мелкооптовом сегменте рынка цены в основном снижались. Почти на всех ЛПДС по итогам минувшей недели «Кортес» зафиксировал снижение цен на дизтопливо.
В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 2460 тонн летнего ДТ S 0,2\% из выставлявшихся 20 440 тонн по ценам 13 100−19 600 руб./т и 2160 из 8640 тонн ДТ летнего S 0,05\% (15 950−17 050 руб./т). Сделок по зимнему и арктическому дизтопливу на прошедшей неделе не было. Уровень цен сделок несколько понизился по сравнению со сложившимся неделей ранее.
В большинстве регионов цены АЗС на дизтопливо на прошедшей неделе не изменились, при этом в некоторых городах РФ «Кортес» зафиксировал снижение, а в других — рост розничных цен на дизтопливо. Средние по РФ цены АЗС на дизельное топливо 20 июля составили 18.43 руб./л (+0.06 руб./л), включая все налоги.
РЫНОК МАЗУТА
К началу прошедшей недели средняя приведенная цена на топочный мазут относительно NWE снизилась до 7300 руб./т, а относительно Med уменьшилась до 7344 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 13 июля относительно NWE составила 542 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med — 498 руб./т также в пользу внутреннего рынка. В начале завершившейся недели реализация топочного мазута на внутреннем рынке РФ была прибыльнее его экспорт мазута в NWE и в Med.
Снижение экспортной альтернативы привело к уменьшению спотовых цен на топочный мазут. Продукт подешевел на многих НПЗ, наиболее существенно — на Уфимской группе и Московском НПЗ. Лишь на двух НПЗ «Кортес» на минувшей неделе наблюдал рост спотовой цены на топочный мазут. Так в начале недели цена выросла на Омском НПЗ (к концу недели она была снижена), а во второй половине недели незначительно повысил цену на мазут СалаватНОС.
По данным «Кортес», 20 июля средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 8563 руб./т (-141 руб./т) включая все налоги. В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 180 тонн мазута из выставлявшихся 7800 тонн по цене 9150 руб./т.
НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ
В июне-июле на спотовом рынке нефтепродуктов РФ произошло третье волнообразное повышение-понижение цен. В общем случае, типичные поводы для роста спотовых цен — улучшение экспортной альтернативы за счет повышения мировых цен и снижения ставок вывозных пошлин. В свою очередь, ухудшение экспортной альтернативы и дефицит оборотных средств перед торгами нефтью с поставкой в следующем месяце должны вести к снижению цен на свободном рынке нефтепродуктов.
До 24 февраля спотовые цены росли на фоне стабилизации мировой цены на нефть на уровне $ 46/bbl и уменьшения ставок вывозных пошлин. В период с 16 по 25 февраля баррель Brent в среднем стоил $ 41,9, не оправдались и надежды производителей на платежеспособный спрос, поэтому спотовые цены пришлось снизить. Дополнительно снижению цен на спотовом рынке способствовал небольшой рост вывозных пошлин в марте по сравнению с февралем.
В середине марта стало известно, что пошлины в апреле будут снижены, а к началу второй декады марта цена барреля Brent превысила $ 50. Все это привело к повышению спотовых цен на нефтепродукты в России и обеспечивало их рост в течение трех недель.
Во второй декаде апреля спотовые цены на нефтепродукты начали снижаться, к чему привели дефицит оборотных средств у давальцев и приближение торгов майскими объемами сырья. С 20 апреля по 2 мая баррель Brent на мировом рынке стоил в среднем $ 50,8 — меньше, чем за рамками этого периода. Этот также стало поводом к снижению спотовых цен на нефтепродукты.
С 4 мая нефть опять начала дорожать, а спотовые цены на нефтепродукты (автобензин, мазут) — уверенно расти. С 10 по 18 июня цена на нефть удерживалась выше $ 70/bbl, с 18 июня по 1 июля нефть в среднем стоила $ 69/bbl. Затем цена на нефть быстро снизилась до $ 60/bbl и продержалась на таком уровне больше недели (до 14 июля). Спотовые цены на дизтопливо и мазут на этом фоне снизились, а реакция цен на бензин пришла с запозданием и фактически продолжалась на фоне роста мировых цен на нефть.
Как отмечают корреспонденты «Кортес», с начала июля на ряде российских НПЗ цены на автобензин были установлены на очень высоком уровне (исходя из роста цен на сырье с поставкой в июле, увеличения стоимости процессинга в Уфе, и сокращения объемов переработки на Уфимской группе НПЗ по сравнению с запланированным уровнем).
«Физически автобензин в наличии был и остается, однако платежеспособный спрос и объемы продаж снизились. Из-за очень высокого уровня цен на свободном рынке автобензина сформировалось впечатление дефицита — потребители не могли купить продукт по цене, приемлемой для них. С приближением торгов нефтью с поставкой в августе потребность в оборотных средствах начала ощущаться все острее, что и привело к снижению спотовых цен, это четко видно на примере Уфимской группы НПЗ», — констатируют корреспонденты «Кортес». Таким образом, ожидания производителей относительно уровня цен на автобензин не оправдались — их пришлось снизить.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: