Компании стремились вывести цены на уровень равнодоходности, однако потенциал роста цен так и не был реализован, в особенности по топочному мазуту. Напротив, плавное повышение цен в сегменте автобензина — это стремление производителей сохранить привлекательную конъюнктуру внутреннего рынка. Рост мировых котировок нефти стал лишь поводом, так как в начале минувшей недели поставка автобензина Премиум-95 на рынок РФ принесла бы на 3600−4300 руб./т больше по сравнению с его экспортом в европейском направлении. На российских АЗС бензины дорожали — следствие низкой маржи розничных продаж и продолжения роста цен в оптовом и мелкооптовом сегментах. РЫНОК СЫРЬЯ
В течение минувшей недели цена фьючерса на баррель Brent демонстрировала существенную волатильность, но в целом по итогам недели изменилась незначительно. Так, в понедельник на закрытии торгов на IСE Futures Europe цена нефти сорта Brent составляла $ 73,41/bbl, а на закрытии в пятницу — $ 73,54/bbl. В среду баррель Brent стоил $ 75,35 — максимальная цена на закрытии торгов за минувшую неделю, при этом, цена нефти достигла наивысшего значения за последние 249 торговых дней.
В первой половине минувшей недели нефть на мировом рынке дорожала на фоне «дешевого» USD. Так, Dollar Index (spot) понизился в начале недели на 1\% и составил 77,639 пункта — самое низкое значение почти за десять месяцев. По данным API, коммерческие запасы сырой нефти в США с 24 по 31 июля понизились на 1,518 млн bbl; запасы бензинов увеличились на 2,091 млн bbl; запасы тяжелых дистиллятов снизились на 1,043 млн bbl. Импорт сырой нефти уменьшился на 424 тыс. bbl/день — до 8,699 млн bbl/день. По данным Минэнергетики США, коммерческие запасы сырой нефти в стране с 25 по 31 июля выросли на 1,697 млн bbl и составили 349,5 млн bbl; запасы бензинов понизились на 0,2 млн bbl — до 212,9 млн bbl; запасы тяжелых дистиллятов снизились на 1,1 млн bbl — до 161,5 млн bbl. Переработка нефти понизилась с 14,608 до 14,434 млн bbl/день, а загруженность НПЗ уменьшилась с 84,6\% до 84,5\%. Импорт нефти снизился с 10,024 до 9,287 млн bbl/день.
Отраслевые аналитики прогнозировали по состо
янию на 31 июля увеличение запасов сырой нефти в США на 1,5−1,7 млн bbl, рост запасов тяжелых дистиллятов на 1,0−1,1 млн bbl и уменьшение запасов бензинов на 1,9−2,0 млн bbl. Таким образом, запасы бензинов понизились в 10 раз меньше по сравнению с прогнозом аналитиков, однако это не оказало существенного влияния на цену нефти в среду — она продолжила расти на фоне ослабления американской валюты.
Напротив, во второй половине недели USD «отвоевывал» утраченные позиции, в результате чего цены на нефть снижались. Технические продажи нефтяных фьючерсов с целью фиксации прибыли, образовавшейся в течение предыдущих торговых сессий, также способствовали понижению цен на нефть.
На динамику цен на нефть не смогли повлиять позитивные новости с американского рынка труда. Так, в США число первоначальных требований по выплате пособия по безработице за неделю понизилось на 38 тыс. — до 550 тыс, хотя аналитики ожидали 575 тыс. новых обращений за пособием. Рост DJIA в пятницу до 9370.07 пунктов (с 9256.258 пунктов в четверг) также не оказал поддержку ценам на нефть. На российском рынке нефти затишье. Торги с поставкой сырья в августе уже завершились, а до начала следующих торгов остается больше недели.
Характерной особенностью торгов нефтью с поставкой в августе стали закупки переработчиками (собственно НПЗ, а также давальцами) значительного объема сырья по формульной цене (по подсчетам «Кортес», порядка 1 млн тонн). Свыше половины этого объема закупила «Башнефть», 50 тыс. тонн — «Атэк» для переработки на Уфимской группе НПЗ, 250 тыс. тонн — СалаватНОС, 50 тыс. тонн — ТАИФ-НК и 60 тыс. тонн — Марийский НПЗ. Интерес крупных продавцов и покупателей к сделкам по формульной цене может объясняться стремлением к хэджированию рисков. В июле мы были свидетелями существенной волатильности на мировом рынке нефти, когда цена фьючерса на баррель Brent колебалась в диапазоне $ 60.42−71.52 (закрытие). Фактически за вторую и третью декады июля баррель Brent подорожал на 18,4\%.
Сделки по формульной цене позволяют производителям реализовывать сырье по ценам, соответствующим рыночной конъюнктуре в течение месяца поставки. В свою очередь, у покупателей появляется возможность отслеживать динамику стоимости сырья на протяжении месяца и оперативно корректировать отпускные цены на продукцию. Таким образом, обе стороны работают в рыночных условиях, и их интересы оказываются сбалансированными. Еще одна важная новость внутреннего рынка нефти: «Башнефть» заключила годовые контракты с ЛУКОЙЛом и ТНК-BP на поставку западносибирской нефти для переработки на Уфимской группа НПЗ. Согласно достигнутым договоренностям, две компании ежемесячно будут поставлять на уфимские заводы по трубопроводу суммарно до 600 тыс. тонн нефти.
Гендиректор «Системы-Инвест» Виктор Хорошавцев отметил, что Уфимская группа НПЗ сейчас «загружена в оптимальном режиме», при этом в планах компании «дальнейшее увеличение переработки». По словам В. Хорошавцева, «Система-Инвест» ведет переговоры «и с другими крупными нефтедобывающими предприятиями. Поэтому вполне возможно, что в скором времени у нас (на Уфимской группе НПЗ — „Кортес“) появятся новые поставщики нефти». Объемы продаж нефти по формульной цене возросли во многом за счет «Башнефти». По оценкам «Кортес», существенное сокращение доли давальцев на Уфимской группе НПЗ, годовые контракты на поставку сырья по формульной цене с двумя ВИНК, а также перспективы заключения «Башнефтью» подобных договоров с другими НК приведут к росту зависимости российского рынка нефтепродуктов от конъюнктуры мирового рынка нефти.
РЫНОК АВТОБЕНЗИНА
К началу минувшей недели средняя приведенная цена на автобензин марки Премиум-95 относительно NWE увеличилась до 22 516 руб./т, а относительно Med выросла до 21 870 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 3 августа относительно NWE составила 3644 руб./т в пользу внутреннего рынка, а относительно Med — 4290 руб./т также в пользу внутреннего рынка. В начале прошедшей недели поставка автобензина на внутренний рынок РФ была существенно выгоднее его экспорта в NWE и Med.
На протяжении минувшей недели автобензин на спотовом рынке РФ плавно дорожал. По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 10 августа составили (включая все налоги):
• на автобензин Нормаль-80 22 284 руб./т (+154 руб./т);
• на автобензин Регуляр-92 25 248 руб./т (+180 руб./т);
• на автобензин Премиум-95 26 708 руб./т (+288 руб./т).
Уверенный рост мировых котировок нефти в течение первой половины прошедшей недели воодушевлял производителей на повышение цен на автобензин. В течение минувшей недели производители, плавно повышая цены, стремились сохранить сложившуюся привлекательную конъюнктуру внутреннего рынка бензинов. В первой половине недели ситуация на рынке бензинов была напряженной. Во вторник с ряда НПЗ отсутствовали предложения по автобензину на свободный рынок. Так, отсутствовали предложения с «ЯрославНОС», а с Московского НПЗ предлагались лишь небольшие объемы бензинов. На «ОрскНОС» отсутствовали свободные объемы бензина Регуляр-92. Практически не было предложений по низкооктановому бензину с Уфимской группы НПЗ. В связи с проводимым на Ачинском НПЗ плановым ремонтом, бензины этого завода реализовывались через собственные сбытовые предприятия «Роснефти».
Ряд трейдеров (с Нижнекамского НПЗ и «КиришиНОС») в начале недели находились в стадии формирования цен. Таким образом, отсутствие свободных объемов на одних НПЗ и продолжающееся формирование августовских цен на других заводах в начале прошедшей недели послужило дополнительной причиной удорожания автобензина.
К середине минувшей недели на рынке появились предложения по автобензину от трейдеров, скорректированные на их маржу, что в определенной степени обусловило повышение цен на бензины.
Бензин Нормаль-80 во второй половине недели, в отличие от высокооктановых марок, подорожал практически повсеместно. Такая динамика цен на 80-й автобензин по-прежнему связана с очень низкой маржой розничной реализации Регуляр-92 и высокой прибылью «бодяжников», закупающих Нормаль-80 с целью доведения его до 92-го.
ЛУКОЙЛ во второй половине недели цены на автобензины не менял. Это может быть связано с достаточно высоким уровнем цен на бензины на НПЗ компании. С другой стороны, ЛУКОЙЛ, как крупнейший производитель Евро-бензинов, стремится реализовывать свою продукцию с премией за качество.
На прошедшей неделе «Газпром нефть» и «Татнефть» повысили оптовые цены на 92-й и 95-й автобензин Московского НПЗ на 600 руб./т, а 80-й бензин подорожал у «Газпром нефти» на 300 руб./т. В мелкооптовом сегменте московского рынка все марки автобензина ощутимо подорожали. Индекс «Кортес-Володарка» за минувшую неделю в наименьшей степени увеличился по бензину Нормаль-80 (рост на 0,6\% — до 24 000 пунктов). По бензину Регуляр-92 рост составил 1,7\% — до 26 200 пунктов, и по Премиум-95 индекс «Кортес-Володарка» вырос на 7,3\% — до 28 000 пунктов, что свидетельствует о значительном удорожании популярного в Москве 95-го автобензина.
«Сургутнефтегаз» на минувшей неделе не корректировал оптовые цена на бензины «КиришиНОС», а у трейдеров СПб и Ленобласти мелкооптовые цены на автобензин как снижались, так и повышались.
На ЛПДС «Кортес» на минувшей неделе зафиксировал рост цен на автобензин. За прошедшую неделю в ходе биржевых торгов было реализовано 1440 тонн из выставлявшихся 4800 тонн автобензина Нормаль-80 по ценам 18 054−25 000 руб./т, средневзвешенная цена бензина Нормаль-80 по итогам биржевых торгов составила 22 478 руб./т; 5480 из 6060 тонн Регуляр-92 (22 900−30 500 руб./т, средневзвешенная цена составила 25 000 руб./т); 1080 из 3480 тонн Премиум-95 (25 250−30 400 руб./т, средневзвешенная цена составила 27 278 руб./т); 120 из 480 тонн Супер-98 (30 800−31 100 руб./т, средневзвешенная цена составила 30 950 руб./т).
Объем реализации бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 в ходе биржевых торгов на минувшей неделе существенно возрос. «Роснефть» в начале недели выставляла автобензин минимальными лотами по 60−120 тонн. В конце недели компания выставила крупные лоты бензинов с Ангарского и Комсомольского НПЗ, а с Самарской группы НПЗ продукция была выставлена лотами по 60 тонн. ТНК-ВР в начале текущей недели расширила перечень НПЗ, нефтепродукты которых выставляются на торги на «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже». Кроме того, компания расширила номенклатуру выставляемых на торги нефтепродуктов. Теперь на торгах можно приобрести бензины Регуляр-92 и Премиум Евро-95 вид 1, авиакеросин ТС-1 первого сорта, летнее дизтопливо Л-0,2−62 и дизтопливо Евро сорт С вид 1 с Рязанской НПК, «ЯрославНОС» и Саратовского НПЗ. В ходе торгов на СПбМТСБ 4 августа ТНК-ВР реализовала 360 тонн 95-го автобензина, 720 тонн 92-го, 720 тонн Евро-дизтоплива и 300 тонн дизтоплива Л-0,2−62. Уровень цен сделок по автобензину был ниже рыночного, но это временное явление, которое не отражает общий тренд.
Цены АЗС на автобензин на прошедшей неделе в основном росли, а в ряде российских городов остались неизменными. Темпы роста розничных цен, по данным «Кортес», на прошедшей неделе ускорились, чему причина — продолжение роста цен в оптовом сегменте и низкая маржа АЗС по автобензину. По расчетам «Кортес», средняя валовая маржа («неочищенная» от издержек и налогов) АЗС Москвы по 92-му бензину в июле составила 5,7\%. На минувшей неделе валовая маржа составила 10,2\% (повышение за счет роста розничных цен). Тем не менее, даже такая маржа в общем случае не позволяет независимым сетям работать с приемлемым уровнем рентабельности, и, зачастую, становится одной из основных причин роста количества «бодяги».
Наиболее существенно на минувшей неделе бензин подорожал в Нижнем Новгороде (рост на 0.40−1.30 руб./л в зависимости от марки), Воронеже (+0.50−1.40 руб./л), Перми (+0.50−1.00 руб./л), Кемерово (+0.50−1.00 руб./л) и Хабаровске (+1.00−1.20 руб./л на 80-й, 92-й и 95-й бензины). В Москве бензин на АЗС подорожал на 0.10−0.70 руб./л в зависимости от марки.
Средние по России цены АЗС 10 августа составили (включая все налоги):
• на автобензин Нормаль-80 18.42 руб./л (+0.21 руб./л)
• на автобензин Регуляр-92 21.74 руб./л (+0.16 руб./л)
• на автобензин Премиум-95 23.17 руб./л (+0.16 руб./л)
РЫНОК ДИЗТОПЛИВА
К началу минувшей недели средняя приведенная цена на дизтопливо относительно NWE повысилась до 14 897 руб./т, а относительно Med увеличилась до 14 028 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 3 августа относительно NWE составила 379 руб./т в пользу экспорта, а относительно Med — 490 руб./т в пользу внутреннего рынка. В начале прошедшей недели экспорт дизтоплива в NWE был выгоднее его поставки на внутренний рынок, а экспорт в Med проигрывал по доходности рынку РФ.
По данным «Кортес», средние по РФ цены спотового рынка 10 августа составили (включая все налоги):
• на летнее дизельное топливо 14 897 руб./т (+199 руб./т)
• на зимнее дизельное топливо 16 210 руб./т (+72 руб./т)
Летнее дизельное топливо, как и автобензин, на минувшей неделе продолжило плавно дорожать. Причины роста цен — динамика мирового рынка и появление предложений трейдеров, которые включают их маржу. Потенциал роста цен на этот продукт все еще остается реализованным не полностью. Не удивительно, что производители в августе планируют экспортировать значительные объемы дизтоплива. Потенциально это может привести к сокращению количества предложений по дизтопливу на свободном рынке РФ и стать причиной роста цен в оптовом и розничном сегментах.
4 августа В. Зубков заявил: «Государство обеспечило для сельского хозяйства цены ниже прошлогодних: по минеральным удобрениям в среднем на 18\%, по горюче-смазочным материалам в среднем ниже на 43\% — по дизтопливу и на 14\% — по низкооктановому бензину». Для производителей нефтепродуктов и предприятий нефтепродуктообеспечения низкие цены на ГСМ для сельхозпроизводителей означают снижение рентабельности. К примеру, реализация нефтепродуктов мелким оптом сельхозпроизводителям по льготным ценам в 4 раза снизила рентабельность продаж «Пензанефтепродукта» во II квартале 2009 года.
Весной этого года нефтяные компании пообещали правительству обеспечить сельхозпроизводителей ГСМ по льготным ценам на период посевной, затем стало известно о продлении периода льготных цен на нефтепродукты для села до конца текущего года. Раскладка рынка средних дистиллятов в кризис такова: объемы бункеровки и автомобильных грузоперевозок упали, объемы строительства — тем более. Армия и МЧС вряд ли в этом году стали закупать больше дизтоплива. Таким образом, наименее пострадавший от кризиса спрос на дизтопливо со стороны села закрыт по льготным ценам. Как следствие: оптовые цены на дизтопливо балансируют на грани экспортной альтернативы, слабо реагируя на рост мировых котировок нефти, а на российских АЗС 80-й бензин сейчас в среднем стоит дороже, чем дизельное топливо.
По всей видимости, одна из причин сохранения цен на бензины на высоких уровнях и перманентное желание производителей получить премию при реализации автобензина на внутреннем рынке сводится к компенсации плохой конъюнктуры российского рынка дизтоплива (отчасти, созданной искусственно). В конечном счете, льготное дизтопливо сельхозпроизводителям оплачивают даже не нефтяные компании, а российские потребители автобензина — в основном, владельцы частного легкового автопарка. «Газпром нефть» и «Татнефть» повысили оптовую цену на дизтопливо Московского НПЗ на 300−800 руб./т. В мелкооптовом сегменте рынка Москвы и МО цены на дизельное топливо изменились несущественно. Индекс «Кортес-Володарка» на дизтопливо летнее S 0,2\% возрос за минувшую неделю на 1,6\% — до 15 335 пунктов, а на дизтопливо по нормам EN-590 — не изменился и составил 15 650 пунктов.
«Сургутнефтегаз» на минувшей неделе не менял оптовую цену на дизельное топливо «КиришиНОС», а у региональных трейдеров продукт слегка подорожал. На ЛПДС цены на дизтопливо на минувшей неделе повысились в диапазоне 100−1000 руб./т в зависимости от региона РФ.
В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 4935 тонн летнего ДТ S 0,2\% из выставлявшихся 20 440 тонн по ценам 13 200−19 400 руб./т, средневзвешенная цена сделок составила 15 545 руб./т; 4320 из 12 060 тонн ДТ летнего S 0,05\% (13 950−16 700 руб./т, средневзвешенная цена — 14 869 руб./т). Сделок по зимнему и арктическому дизтопливу на прошедшей неделе не было.
В большинстве российских городов розничная цена на дизельное топливо на прошедшей неделе не изменилась. В отдельных регионах «Кортес» наблюдал как рост, так и снижение цен АЗС.
Валовая маржа АЗС Москвы по дизельному топливу EN-590 на прошедшей неделе практически не изменилась и составила 45,1\% — более чем комфортные условия работы для розницы. Средние по РФ цены АЗС на дизельное топливо 10 августа составили 18.05 руб./л (-0.05 руб./л), включая все налоги.
РЫНОК МАЗУТА
К началу прошедшей недели средняя приведенная цена на топочный мазут относительно NWE повысилась до 8835 руб./т, а относительно Med выросла до 9143 руб./т с учетом налогов. Разница между средними ценами внутреннего рынка и приведенными котировками к 3 августа относительно NWE составила 449 руб./т в пользу экспорта, а относительно Med — 757 руб./т также в пользу экспорта. В начале завершившейся недели экспорт топочного мазута в NWE и Med был существенно выгоднее его реализации внутреннем рынке РФ.
По данным «Кортес», 10 августа средние по РФ цены спотового рынка на топочный мазут М-100 составили 9083 руб./т (+229 руб./т) включая все налоги. В течение минувшей недели мазут подорожал, но потенциал роста цен остался нереализованным. При этом производители говорили о планах экспортировать в августе значительные объемы топочного мазута.
Во вторник трейдер отметил, что «на Уфимской группе НПЗ свободных объемов топочного мазута практически нет. На рынке предлагаются только небольшие партии (по 180 тонн), и если еще вчера (в понедельник — „Кортес“) цена была 4700−5000 руб./т, то сегодня продукции по такой цене уже не найти, она выросла до 5200−5300 руб./т». По информации участников рынка, разброс в ценах предложений на уфимский мазут в начале недели достигал 800 рублей (5200−6000 руб./т). К концу недели топочный мазут производства Уфимской группы НПЗ большей частью был законтрактован, и на рынок предлагались в основном мелкие партии нефтепродукта.
В ходе биржевых торгов на минувшей неделе было реализовано 6360 тонн мазута из выставлявшихся 21 080 тонн по ценам 8800−12 500 руб./т, средневзвешенная цена составила 9317 руб./т. Крупные партии мазута с Самарской группы НПЗ и Ачинского НПЗ реализовала в ходе торгов на МБНК «Роснефть». Цены сделок составили 8800−9200 руб./т, что соответствующим образом отразилось на средневзвешенной цене мазута.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: