И даже после нынешнего повышения татарстанские цены на топливо будут ниже, чем во многих российских регионах.
На конец апреля бензин самой популярной марки АИ-92 на наших автозаправках стоил в среднем 20,97 рубля за литр, а дизельное топливо — 20,99 рубля. У большинства наших соседей по Приволжскому федеральному округу цены на конец апреля оказались заметно выше. Так, в Нижнем Новгороде АИ-92 стоил 22,5 рубля, а дизтопливо — 22,16; в Чебоксарах — 22,45 (22,17); в Саратове — 22,17 (21,30). И даже в Республике Марий Эл, население которой имеет куда более низкие доходы, чем в Татарстане, бензин стоил гораздо дороже — за литр АИ-92 автолюбители Йошкар-Олы платили 22,71 рубля, а за солярку — 22,62.
Что касается других российских городов, то, к примеру, во Владимире 92-й бензин в конце апреля стоил 22,22 рубля; в Воронеже — 22,16; в Волгограде — 22,10; в Вологде — 22,86.
Поскольку Татарстан является частью российского экономического пространства, понятно, что республиканские операторы розничного рынка моторных топлив тоже вынуждены поднимать цены, чтобы не работать себе в убыток. К чести местных владельцев АЗС, они продержались целых два месяца.
Так почему же цены на бензин все-таки растут и, похоже, будут расти и дальше? «Вообще, государство давно уже не регулирует цены на нефтепродукты, однако общероссийский налоговый режим, безусловно, влияет на уровень цен, — ответил начальник отдела по вопросам нефтегазохимического комплекса Аппарата Кабмина РТ Ринат Сабиров. — Существующая сегодня система налогообложения жестко привязывает внутренние цены к мировым. При экспорте 2/3 цены составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина. При продаже нефти на внутреннем рынке доля НДПИ составляет почти половину в объеме выручки компании. Это, прежде всего, бьет по малым нефтяным компаниям, которые не имеют собственных нефтеперерабатывающих мощностей и ограничены в объемах экспорта. И у крупных компаний сокращается инвестиционный потенциал, который они могли бы направить на строительство и модернизацию нефтеперерабатывающих производств. В результате отечественная нефтеперерабатывающая промышленность характеризуется сегодня низкой глубиной переработки нефти, выход светлых нефтепродуктов (бензина и дизтоплива) у нас в стране составляет всего 48−50 процентов».
По мнению специалистов, один из способов повлиять на розничные цены — уменьшить налоговую нагрузку на нефтяные компании, чтобы они могли строить новые НПЗ и продавать высокооктановый бензин. Другой способ — вкладывать средства Резервного фонда РФ не в западные ценные бумаги, как сейчас, а в строительство нескольких крупных НПЗ. Тогда мы получим и новые рабочие места, и новые отчисления в бюджет, и дешевый бензин.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: