Читатель с недоумением скажет: «Да, мало кто сегодня о Казани не пишет, да и о тысячелетнем городе уже столько рассказано и показано. Нашли тут тайну за семью печатями!». Действительно татарстанский рынок СМИ сегодня перенасыщен: тут вам и общественно- политические издания, и просветительские, и «глянец»… А сколько в республике изданий, которые специализируются только на истории Казани и его уникальном наследии? Подсчитали — оказалось всего ничего: старейшие журналы «Казань» и «Эхо веков», «Мирас» и газета «Казанские истории».
Конечно, помимо этих изданий есть и другие журналы и газеты, на страницах которых история города и его проблемы находят свое отражение. Да, и наверное, трудно поверить в то, что редакционная политика региональных и казанских СМИ может быть слепа к тем или иным, в том числе культурным аспектам родного города и республики. Но ценность культурно-просветительных изданий заключается в том, что они выполняют свою особую миссию.
Газета «Казанские истории», основанная Любовью Агеевой в 2002 году, позиционировала себя как издание, которое пишет не столько об истории, сколько об исторических уроках. Редакционная политика строилась так, чтобы даже в известные страницы истории вписывать новые факты, которые ранее по тем или иным причинам были недоступны широкой аудитории; писать о спорных темах с позиций бесстрастного историка, не политизируя факты, не публикуя радикальных высказываний; писать, чтобы воздействовать на аудиторию с целью ее просвещения; писать, чтобы внести свой вклад в воспитание толерантного поведения. Благодаря острым и злободневным проблемам, поднятым на страницах издания, решались многие актуальные вопросы историко-культурной жизни города. Любовь Агеева, редактор газеты «Казанские истории»:
— В нескольких номерах нашей газеты мы следили за судьбой дома, где долгое время жил поэт Велимир Хлебников. Это автор, которого очень ценят на Западе, и его дом мог бы быть одной из экскурсионных точек для туристов. Но судьба распорядилась по иному: дом снесли. После публикаций в газете и обращений в Кабинет министров РТ было заведено судебное дело.
Свое отличное и уникальное видение Казани имеет одноименный журнал, издаваемый с 1993 года главным редактором Юрием Балашовым. Издание представляет собой связующую нить между прошлым и настоящим, рассказывает о культуре и истории Казани. Журнал «Казань» включен в «Золотой фонд российской прессы». Это почетное звание издание получило не только за отличные материалы, но и за то, что журнал ведет активную общественную борьбу за сохранение многих исторических и архитектурных памятников города.
Юрий Балашов, редактор журнала «Казань»:
— Мы обращаем внимание на судьбу тех исторических памятников культуры, которым нужна помощь. В самом первом номере нашего журнала (октябрь 1993 года) центральной стала проблема реконструкции Старо-Татарской слободы, восстановление обстановки того жизненного уклада, ведь это единственное место в мире, где полностью сохранилась культурная жизнь татарского народа. Нашей целью было показать прошлое и то, что стало со слободой сейчас.
Работа вместе с архитекторами и учеными помогла сделать большой шаг в восстановлении этого культурного памятника, хотя время идет и снова требуется реконструкция.
Также наш журнал поспособствовал восстановлению геолого-минералогического музея при Казанском государственном университете. После публикации наших материалов директор музея направила письма с просьбами о помощи музею Президенту Татарстана, и помощь была оказана.
Настоящим кладезем знаний является журнал «Эхо веков», который позиционирует себя как научно-документальное издание. Здесь собраны различные архивные материалы, представляющие большую историческую ценность.
Эти издания, несмотря на то, что ставят перед собой разные задачи, имеют собственного, уникального читателя, представляют в целом единый организм, который позволяет своим читателям посмотреть на историю максимально объективно. Поэтому потеря одного издания — это не просто минус одно СМИ, это лишение читателя права получения информации. Конечно, ее может восполнить в библиотеке, в архивах, однако таких ярых поклонников истории и ценителей старины встретишь лишь в научных кругах. Средства массовой информации же ставят цель охватить максимально большую аудиторию, в данном случае тех, кому не безразлична судьба бесценного наследия своего народа. А их в Татарстане очень много.
Любовь Агеева, редактор газеты «Казанские истории»:
— Мы бы хотели рассказать читателям о городе, в котором они живут. В Казани произошли изменения, много, о чем мы пишем, существует только в нашей памяти, и это заставляет торопиться. Время оказалось сокрушительным для исторической памяти, и не только казанцы сейчас не помнят части своей истории, в целом это — тенденция современного поколения. Мы многое забываем.
Было определенное время, когда сносили архитектурные и исторические памятники, в которых трудились известные люди. Мне бы хотелось, чтобы молодые читатели знали этот город «в лицо». Многие не знают, вдоль каких домов они ходят, на каких улицах живут, и когда в них подогревается этот интерес к истории, она начинают лучше узнавать историю города. И этот интерес со временем становится таким устойчивым, что многие начинают заниматься историей всерьез.
К сожалению, история не вписалась в экономические реалии. Сегодня чтобы издание могло существовать, оно должно «зарабатывать». Культурно-просветительские газеты и журналы рекламодатели не жалуют. Охват аудитории не сравнится с раскрученными брендами. С такими изданиями знакомы около 25% жителей города, а регулярно читают их только около 10%. Сами культурно-просветительские издания не ставят цель охватить всех и вся, и это понятно: нельзя заставить любить и ценить историю, навязать любовь к Родине. Ее можно только воспитать. Пока в стране господствуют иные ценности, будут пустовать музеи, библиотеки, уйдут в историю издания, которые некогда сами о ней писали. Как же выживать таким СМИ в условиях рынка, рассуждали и эксперты TatСenter.ru.
Сюмбель Таишева, заместитель генерального директора Агентства «Татмедиа».
— В октябре 2008 года исполнится 15 лет, как на свет появился первый номер журнала «Казань». С тех пор он стал любимым изданием интеллигенции, привлекая материалами о культурной жизни, историческими проектами и огромным количеством фотографий таких именитых мастеров, как Фарит Губаев, Сергей Ермолаев, Татьяна Федорова и других. За что я люблю журнал — за объективность и любовь к культуре. К сожалению, подобным изданиям без рекламодателей выжить непросто, поэтому государство всегда находило деньги на поддержку детско-юношеских, женских и культурных изданий.
Учитывая это обстоятельство, в 2008 году уровень финансирования ОАО «Татмедиа», нынешним учредителем журнала, остался как и в 2007 году. С тех пор как государство ушло от прямого субсидирования, редакция находится перед сложным выбором — оставаться как канал «Культура» проектом для души или как глянцевые журналы писать гламурные материалы от рекламодателей. Журналисты понимают, что сделать это будет просто, но тогда нужно будет пожертвовать своими принципами и интересами преданных читателей. Возникает вопрос — какой тогда вырастет современная молодежь?
C подобной дилеммой столкнулась и газета «Казанские истории», редактором которой является корифей журналистики Любовь Агеева. Подобных изданий очень мало, поскольку на его страницах были опубликованы уникальные материалы известных ученых, историков и краеведов. Мы предпринимали попытки поддержать «Казанские истории» в год тысячелетия, когда совместно был создан пресс-центр и вышло несколько номеров. Однако такие газеты могут жить лишь до тех пор, пока не иссякнет энергия журналистов или не будет найден учредитель, в лице, к примеру, архивного управления, Института истории или богатого мецената, не равнодушного к нашей истории. Юрий Алаев, главный редактор газеты «Время и деньги», член Общественной палаты РТ: Мне искренне жаль, если закроется проект Любови Агеевой. Однако вынужден заметить, что на стадии start-up издатель совершенно не озаботился рекламой газеты, уточнением возможной аудитории и другим. Это при том, что существует журнал «Казань», исчерпывающий круг лиц, интересующихся такими историями. По большому счету это была абсолютно советская затея, где бизнес в целом и вопросы сбыта в частности — дело десятое: мол, читатели все равно найдутся. И вообще… газета по определению предполагает злобу дня все-таки.
Что касается «нишевых» СМИ как таковых, то у них как раз есть перспективы, надо только точно определить свою нишу, а рекламодатели придут — в зависимости от ее емкости. Понятно, что даже при небольшом тираже издания оно может получить рекламные деньги, если рекламодатели увидят, что эта аудитория восприимчива к тем или иным продуктам и платежеспособна.
Раиса Маннапова, пресс-секретарь Министерства экономики РТ:
Сама идея создания в 2001 году печатного издания культурно-просветительной направленности, на мой взгляд, была очень смелой. Безусловно, «ставка» делалась на подготовку к 1000-летию Казани. К сожалению, 11-миллионные тиражи литературных журналов и культурно-просветительских изданий — это черта, характерная для «советского» образа жизни: поколение, которое их читало, уже частично состарилось, и сегодня цены на издания для них мало доступны. Ряды читателей не пополнились представителями молодого поколения. Опять же, к большому сожалению, у них мало интереса к истории и культуре. И все—таки «способствовать культивированию в молодом поколении настоящих нравственных ценностей, высоких духовных потребностей, воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к родному краю« кто-то же должен!
И поэтому я с большим уважением отношусь к людям, которые берутся за эту тяжелую работу, которая не может в сегодняшних условиях предполагать мгновенный успех, я уже не говорю о процветании. На мой взгляд, для «выживания» можно попробовать «влиться» в состав какого-либо тиражного издания отдельным вкладышем. Либо, действительно, корректировать концепцию. Сегодня даже такой уважаемый и солидный журнал как «Наука и жизнь« вынужден трансформировать свою концепцию под условия настоящего времени — там вы и про сад-огород, и про то, как вкусно готовить узнаете, — приходиться соответствовать вкусам и предпочтениям читательской аудитории.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: