Отчет по результатам проверок давали ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», министерство социальной защиты РТ, министерство образования и науки РТ.
Максимальная сумма нарушений у Агентства по госзаказу — 119 миллионов рублей, а также в ходе проверок деятельности Агентства выявлены нарушения Федерального закона
Деятельность Агентства по госзаказу РТ заключается в активном развитии бизнеса посредством госзаказа, малого бизнеса в том числе, предоставляющего полную информацию о предстоящих открытых торгах и их результатах, возможность в режиме реального времени увидеть трансляцию этих мероприятий. Вышеперечисленные особенности деятельности Агентства по госзаказу РТ позволили Счетной палате РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой отнести Татарстан к региону с «гарантированной прозрачностью закупок», которых в России пока насчитывается три — Москва, Санкт-Петербург и Татарстан.
Однако установлены факты превышения полномочий и несоответствия в работе конкурсных комиссий утвержденным положениям. В ряде случаев конкурсные комиссии устанавливали требования, не предусмотренные законодательством, что являлось необоснованным ограничением доступа поставщиков к процедурам размещения заказов. Суммы денежных средств, вносимых участниками в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, оказались меньше указанных в конкурсной документации. В ходе проверок были выявлены факты неоднократной регистрации госконтракта в Реестре госконтрактов РТ, что не позволяет объективно определять экономический эффект от использования системы государственного заказа, а цена заключения государственных контрактов по рассмотренным лотам оказалась существенно ниже указанной в конкурсной заявке — в отдельных случаях до 80\%, что свидетельствует об отсутствии предварительного анализа рыночных предложений по видам товаров.
Яков Геллер, генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» отметил, что все замечания справедливы и подлежат устранению:
— Проверка cчетной палаты выявила одну из ключевых проблем системы государственного и муниципального заказа — некачественное и необъективное составление бюджетной заявки в целом. Одновременно Агентство по госзаказу по итогам проверки внедрило механизм, при котором информация обо всех закупках с экономическим эффектом свыше 20\% будет формироваться в отдельный ресурс и доводиться до сведения Кабинета министров РТ, министерства экономики и промышленности РТ, министерства финансов РТ и госзаказчиков как примеры неправильного установления начальной цены контракта и, как следствие, неправильного бюджетного планирования.
Между тем выступление Якова Геллера и деятельность Агентства по госзаказу в частности вызвали немало вопросов, касающихся порядка контроля за закупками услуг министерствами и ведомствами, необходимости внесения цены контракта в конкурсную документацию, состава конкурсной комиссии. Большинство из этих вопросов, по словам Якова Геллера, требует решения на законодательном уровне.
Меньше всего вопросов и замечаний было предъявлено к финансированию мероприятий по социальной защите населения. Основные из них:
- отсутствие необходимого контроля со стороны министерства социальной защиты РТ за деятельностью Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) не способствует прозрачности в учете государственных средств, направляемых на социальную защиту граждан;
- не соблюдается срок формирования заявки порайонного реестра субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат;
- не обеспечивается в необходимой мере соблюдение механизма информационного взаимодействия между участниками системы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат.
Клавдия Новикова, министр социальной защиты РТ:
— Монетизация льгот коснулась каждого третьего жителя республики. Поэтому была потребность в большом количестве мероприятий, направленных на социальную поддержку населения. В первую очередь необходимо повысить адресность социальной поддержки — из 10 млрд. рублей только 2 млрд. рублей выплачиваются с учетом доходов.
В результате проверки использования средств бюджета РТ, выделенных министерству образования и науки РТ в 2004—2005 годах и истекшем периоде 2006 года, выявлена общая сумма нарушений — 53 миллиона рублей. Из них:
- необоснованно произведены выплаты премий сотрудникам аппарата министерства в общей сумме 1 млн. 225 тыс. рублей;
- на содержание автомобилей, фактически используемых аппаратом министерства, за счет средств подведомственных учреждений необоснованно израсходовано 1 млн. 70 тыс. рублей;
- установлены факты излишней выплаты заработной платы как сотрудникам аппарата министерства, так и подведомственных учреждений в связи с завышением стажа работы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, в связи с завышением разрядов оплаты труда, а также — в связи с необоснованной выплатой компенсации за неиспользованный отпуск;
- в результате завышения договорных цен по поставкам продуктов питания дополнительно затрачены бюджетные средства в сумме 2 млн. 895 тыс. рублей;
- отсутствие со стороны министерства претензионной работы привело к просроченной дебиторской задолженности (и как следствие — к риску возможных потерь бюджета) на сумму 4 млн. 689 тыс. рублей и другое.
Проверки также показали, что министерством нарушалось действующее законодательство и договорные обязательства, а именно — производилось авансирование поставщиков и подрядчиков по заключенным договорам сверх установленного лимита на общую сумму более 39 миллионов рублей.
Поставщик «УПЦ «Пионер» — оказался просто «пионером» в нарушении сроков поставки товаров и услуг. Кроме того, по данным «УПЦ «Пионер» в Гимназию № 2 города Чистополь была отгружена школьная мебель на общую сумму 433 тыс. рублей. Фактически гимназией товар на эту сумму получен не был.
Данил Мустафин, заместитель министра образования и науки РТ:
— Проверка позволила выявить наиболее проблемные участки и позволит нам в дальнейшем работать более эффективно. Основная проблема — несовершенство структуры системы образования, включая муниципальную сеть, несовершенство связи между министерством и конечным получателем. Поэтому есть необходимость в создании межведомственной комиссии по целевому использованию финансовых средств учреждениями образования.
В итоге проверок счетной палаты решено:
- направить представление о данных нарушениях в ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям», Министерство финансов РТ, Министерство образования и науки РТ, Министерство социальной защиты РТ;
- направить материалы проверки в Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ и письмо в Кабинет Министров РТ;
- материалы проверки по фактам финансовых нарушений направить в прокуратуру РТ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: