Новости
31 Мая 2017, 16:51

Три мировые премьеры и аншлаг в зале: в Казани завершился XXX Нуриевский фестиваль

Накануне на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля гала-концертом завершился XXX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Концерт-закрытие традиционно проходил на протяжении двух дней (29 и 30 мая) и включил в себя органичное сочетание классической хореографии и модерна, что тоже неслучайно. Сам Нуриев, являясь представителем ленинградской школы классического балета, всегда был открыт к новым веяниям и тенденциям в искусстве.

Режиссёром-постановщиком и ведущим завершающего гала-концерта стал танцовщик и балетмейстер, народный артист России Андрис Лиепа. Началось действо с показа фотографий и архивных видеоматериалов с выступлений и репетиций Нуриева. Так, по задумке Лиепы, великий танцовщик стал героем и, можно сказать, участником концерта.

«Здесь, в этом городе он (Нуриев) почувствовал силу свою как музыкант, как человек, который нужен. Мне кажется, это действительно часть его жизни, и теперь это уже часть жизни этого города и этого потрясающего театра. И мне бы очень хотелось, чтобы вы сегодня хоть на секунду прикоснулись к великому танцовщику. Я прошу вас перенестись на 30−40 лет назад, когда не было ни айфонов, ни интернета, но Рудольф покорил в то время сцену сначала Кировского (ныне Мариинского) театра, затем весь мир и при жизни был признан гением танца», — этими словами Лиепа открыл гала-концерт и представил публике видеозаписи знаковых моментов жизни и творчества Рудольфа Нуриева.

Надо сказать, уникальность фестиваль в Казани в том, что он единственный, носящий имя гениального танцовщика. Будучи в нашем городе в мае 1992-го года, Нуриев по приглашению тогдашнего директора ТГАТ имени Джалиля Рауфаля Мухаметзянова дирижировал на фестивале «Щелкунчика» и, убедившись в высоком уровне мероприятия, позволил присвоить ему своё имя.

«Я помню, что встречался с Нуриевым, когда он приехал из Казани с фестиваля классического балета, с каким энтузиазмом он говорил о казанском театре. Фестиваль в Казани — единственный в мире, имя которому дал сам Нуриев», — отметил Андрис Лиепа.

Начался концерт с па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», который исполнили солисты балета ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля Коя Окава и Мидори Тэрада. Отметим, что партия Актеона была одной из первых, которую танцевал юный Нуриев, чем заставил обратить на себя внимание на конкурсе в Москве.

Также публике представили па-де-де из «Жизели» и «Дон Кихота», которые, кстати, тоже соотносятся с репертуаром Нуриева — он блистательно исполнял главные роли в обоих спектаклях. В «Жизели» зрителей поразила солистка «Опера Гарнье» Доротея Жильбер. Па-де-де из классического балета «Дон Кихот» исполнили Иоланда Корреа из Норвежской Национальной оперы и ее партнер, афроамериканец Осиэль Гунэо из Мюнхена.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что на закрытии фестиваля зрителям представили сразу три мировые премьеры. Одна из них — современная хореография на музыку Римского-Корсакова «Шмель», поставленная в несерьезном, игривом стиле. Собственную постановку продемонстрировал солист Дрезденской оперы Денис Вергиний.

Ещё одна мировая премьера — также в современном стиле контемпорари — постановка «Человек» на болеро Мориса Равеля в исполнении балетмейстера и хореографа, победителя шоу «Танцуй» на Первом канале Александра Могилёва. Вместе с ним в номере были задействованы 11 танцовщиков из труппы Театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Солистка Норвежского национального балета Иоланда Корреа представила публике третью мировую премьеру, состоявшуюся в рамках Нуриевского фестиваля, — современный номер Livets dans.

Кроме того, во втором отделении солисты Михайловского и Мариинского театров Екатрина Борченко и Ксандер Париш исполнили фрагменты из «Лебединого озера», солисты театра имени Джалиля Аида Гомес и Михаил Тимаев — фрагменты балета «Лауренсия». Дуэт Дениса Вегиния и Иштвана Саймона исполнил «Концерт для двоих» на музыку Баха.

Завершился XXX Нуриевский фестиваль сценой Вальпургиевой ночи из оперы «Фауст» в исполнении солистов Большого театра и театра им. Джалиля.

Напомним, в этом году фестиваль стартовал 13 мая премьерой спектакля «Ромео и Джульетта». В программу 30-го по счету фестиваля вошли 9 спектаклей и два гала-концерта. В них приняли участие более 30 танцовщиков из России и из других стран мира. В спектакле «Анюта» приняли участие солисты Большого театра. В «Лебедином озере» — солисты Венской оперы: Мария Яковлева была занята в партии Одетты-Одиллии, а роль принца Зигфрида исполнил японец Масаю Кимото. В классическом балете «Дон Кихот» партию Базиля исполнил Осиэль Гунео. В «Баядерке» танцевали солисты Софийского национального театра оперы и балета из Болгарии.

В ходе фестиваля Татарский театр оперы и балета представил и собственные постановки. Кроме «Ромео и Джульетты» казанские зрители увидели балет «Эсмеральда», национальный балет «Золотая Орда» и спектакль по мессе си-минор Баха «Dona nobis pacem» в хореографии Владимира Васильева. В этих спектаклях были заняты в основном солисты местного театра. По словам пресс-секретаря ТАГТОБ им. М. Джалиля Елены Остроумовой, «это такой фестиваль, в котором дали возможность нашим солистам показать себя».

Балетный фестиваль такого уровня, как Нуриевский, предоставляет зрителям столицы Татарстана уникальную возможность познакомиться со всей палитрой балетного искусства, открыть для себя новые имена зарубежных мастеров балетной сцены, представляющих свои школы, свой стиль исполнительского искусства.

Лиана Санамян

Фото автора

Новости
12 Декабря 2024, 18:41

Заброшенную церковь в Высокогорском районе РТ включили в список ОКН

Здание находится на пересечении улиц Клубной и Сельской.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы внесли в список объектов культурного наследия народов России. Соответствующий приказ подписал председатель Комитета РТ по охране ОКН Иван Гущин. Здание расположено в селе Хохлово Высокогорского района.

Церковь находится на пересечении улиц Клубной и Сельской. Она состоит из храмовой части, трапезной и трехъярусной колокольни. Согласно документу, храм обладает рядом архитектурных особенностей. Например, окна и двери его помещений украшены наличниками с пилястрами и карнизами. Кроме того, на куполе установлен кованый крест, который является историческим памятником.

Напомним, в этом году в Казани отреставрировали более 80 памятников архитектуры, включая Казанскую ратушу, башню Сююмбике, железнодорожный вокзал и мечеть Аль-Марджани.

Гущин Иван Николаевич

Председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: