Свои варианты сокращения финансирования федеральных целевых программ представили на минувшей неделе правительству Минфин и Минэкономразвития. Финансирование автодорожной отрасли министерства предлагают урезать в среднем в 2,3−2,4 раза по сравнению с ФЦП, утвержденной премьер-министром России Владимиром Путиным в мае 2008 года. В частности, как пояснили изданию в Минэкономразвития, глава министерства Эльвира Набиуллина предложила оставить финансирование развития транспортной инфраструктуры на уровне 2009 года. В 2010 году на нее предлагается выделить 221,1 млрд руб., в 2011-м — 217,5 млрд., в 2012-м — 216,6 млрд. (что даже несколько меньше, чем в этом году: на 2009 г. было выделено 218 млрд.).
«Никакой трагедии в этом нет. Нельзя сравнивать однажды озвученные докризисные инвестиционные планы и нынешние решения правительства, — сообщил источник в министерстве. — Лучше сравнить с нынешним годом: сокращения не произойдет. Финансирование основных проектов автодорожного строительства не пострадает. В своем докладе Набиуллина отдельно упомянула в качестве приоритетных такие объекты, как трасса „Дон“ (Москва — Новороссийск) и Центральная кольцевая автодорога. То, что произошло, — это нормальная корректировка планов».
Куда менее радужно видят ситуацию работники ведомств, которых эта корректировка напрямую коснется. Так, источник в Министерстве транспорта рассказал изданию, что только в 2010 году, согласно прошлогодним планам ФЦП, на дорожный ремонт и строительство планировалось выделить свыше 600 млрд руб. Всего же на период 2010—2012 гг. транспортной сети собирались выдать почти 2 трлн. руб. «Вызвано это было не какой-то блажью и прожектерством, а именно насущной необходимостью, — отметил собеседник. — Ведь средств выделялось совершенно недостаточно. Поэтому сохранение финансирования на уровне прошлых лет — это уже трагедия».
В конце июля заместитель министра транспорта России Олег Белозеров заявил, что в этом году финансирование дорожного хозяйства было далеко неполным. «Так, в 2009 году на содержание дорог было выделено всего 40% от потребности. И это еще лучший результат за последние годы: в 2005 году, к примеру, на содержание выделялось от силы 25% от требуемой суммы», — отметил замминистра. «Говорить о том, какие проекты пострадают в результате нынешнего урезания, пришлось бы слишком долго, — пояснил источник в Минтрансе. — Легче перечислить, что не пострадает. Судя по планам Минфина и МЭР, в полном объеме будут профинансированы, во-первых, «сочинские» объекты. Во-вторых, платные автодороги, которыми будет заниматься новосозданная госкорпорация «Автодор».
В-третьих, объекты Дальнего Востока. Возможно, не заденет Кольцевую автодорогу (КАД) под Санкт-Петербургом. Все остальные планы придется в лучшем случае надолго заморозить, а в худшем — просто забыть. Естественно, дорожников такое решение не радует: у нас были свои предложения о том, как развивать автотранспортные магистрали в посткризисный период. Но итоговое решение принимаем не мы".
Урезание финансирования дорожного строительства приведет к росту аварийности и цен, убежден президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. Он рассказал изданию, что Россия уже сейчас как минимум на 10 лет отстает по дорожному строительству от среднемировых темпов. «Такое сильное сокращение бюджетов означает откат назад еще как минимум на 10 лет. Любой аналитический расчет покажет полную нецелесообразность и опасность такой меры. Сегодня дорог не хватает в подавляющем числе регионов. Первым встанет Подмосковье, но за ним следом встанут все остальные», — говорит эксперт.
Скворцов отмечает, что нехватка дорог второстепенна по сравнению с тем, что плохие дороги неизбежно приведут к росту аварийности. «Именно из-за плохих дорог Россия лидирует по этому показателю в рейтингах развитых стран. Кроме того, уже сейчас 30% от стоимости товаров составляет транспортировка. Из-за нехватки дорог эта составляющая будет с каждым годом все существеннее», — считает специалист.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: