Новости
15 Декабря 2014, 09:03

Торговая недвижимость Казани: в поисках позитива

В Казани завершился «Рождественский саммит» — одно из крупнейших мероприятий для владельцев, девелоперов и управляющих недвижимостью. Профессионалы рынка практически в один голос говорили о кризисных признаках, при этом пытаясь найти пути выхода. Каким был год, какие объекты торговой недвижимости будут в цене, где самые большие скидки и как смотреть с оптимизмом на год следующий — в материале портала TatCenter.ru.

«За любым спадом всегда идет подъем, и любой спад нужно использовать с пользой», — считает Елена Стрюкова, руководитель отделения Волга международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield. Консультанты и эксперты рынка во время «Рождественского саммита» в Казани пытались найти точки позитива в своих сегментах, опираясь на опыт прошлых лет.

Год 2014-й для торговой недвижимости и ее владельцев выдался непростым, заявляют эксперты. При этом на рынке были отмечены как позитивные, так и негативные тенденции.

Количество открывшихся торговых объектов в Казани превысило 2013 год. Тогда на рынок в сегменте качественных объектов вышли только ТЦ «Свита Холл» и «Олимп», а в году уходящем таких открытий было три — галерея ТК «Тандем», обновленный «Детский мир» на ул. Пушкина и семейный гипермаркет «Магнит» на ул. Чистопольская. По итогам года Казань сохранила шестое место среди городов-миллионников России по обеспеченности торговыми площадями — на 1000 жителей приходится 380 кв.м.

К очевидным плюсам специалисты, выступавшие в рамках секции «Торговая недвижимость», относят интерес к казанскому рынку ряда крупнейших международных и российских операторов. По словам Елены Стрюковой, на Казань «заглядываются» розничная сеть Carrefour, оператор универмагов Debenhams, ритейлеры ОКЕЙ, Лента, Техносила, Toy.ru и ряд других.

Эксперт выделила и ряд пришедших на казанский рынок брендов. Так, в Казань зашли Podium market, Золотое яблоко, Chicco и ряд других.

Однако список брендов, прекративших или серьезно снизивших присутствие в столице Татарстана, также выглядит солидным — Рив Гош, Чемпион, Romano Botta, New Look, Белый Ветер Цифровой, MediaMarkt, RikkiTikki и др. На очереди — Marcs & Spencer в ТЦ «Южный». Всего более 20 брендов так или иначе ощутили на себе последствия кризиса или ошибок в управленческих решениях.

Из позитивных событий рынка эксперт отметила консолидацию 100% акций ТРК «Тандем» в собственность Ак Барс Банка, а также реновацию ТЦ «Мега Казань» стоимостью 1,5 млрд рублей («Мега» также вкладывает около 1 млрд рублей в строительство станции метро возле комплекса).

Согласно цифрам, озвученным на секции «Торговая недвижимость» «Рождественского саммита 2014», в пяти крупнейших торговых центрах Казани всего 7% свободных площадей, при норме от 0 до 5% вакансий.

Однако если посмотреть на динамику, то доля вакантных мест даже у «крупняков» выросла за прошедший год в 2,5 раза. А анализ всех качественных торговых объектов Казани (всего эксперты относят к ним 21 ТЦ) показал, что пустуют 23% торговых площадей.

По словам нижегородских консультантов, в ТЦ их города пустуют, в первую очередь, галереи, и торговые объекты порой открываются с загрузкой 35%. «Сейчас будет действовать правило — семь раз отмерь, один отрежь. Нужно быть настороже», — заявляют эксперты.

Представители рынка, принимавшие участие в работе Саммита, отмечают, что арендаторы видят тенденцию низкой заполняемости и активно торгуются за скидки. Несмотря на номинальный рост ставок (+13%), собственники идут либо на временное снижение (3−6 месяцев), либо там, где аренда привязана к валютам, закрепляют курс условных единиц расчета.

В целом, посещаемость торговых центров Казани в 2014 году находилась на одном из самых низких уровней с 2010 года, заявила Елена Стрюкова. При этом выросшая за последний квартал конверсия посетителей, скорее, связана с новогодними закупками (или с тем, что клиенты стараются быстрее потратить обесценивающиеся рубли). Также более чем вдвое упал так называемый «индекс Макдоналдса» — количество посетителей в очереди в кафе быстрого питания.

«Посещаемость одна из самых низких за последние годы, конверсия — пока держится, но не стоит обольщаться… Народ поприжался, деньги держит», — рассказала эксперт.

«Научиться чему-то новому«

Рухнувшая покупательская активность, снижение курса рубля, инфляция — эти темы неоднократно поднимались во время «Рождественского саммита 2014». Однако эксперты и ряд профессионалов считают, что кризис — это время возможностей.

По словам генерального директора управляющей компании «AECOM Россия» Раймонда Абу Фаделя, «нужно оптимизирова
ть себя к той ситуации, которая есть на рынке», и научиться чему-то новому. Так, в Москве ряд компаний начал разработку торговых центров малой площади (до 10 тыс. кв. м) в спальных районах.

Люди пойдут в небольшие районные ТЦ за покупками «на каждый день», уверен директор казанского офиса NAIBecar Кирилл Батыгин. «Этот кризис дает возможность развития игрокам покупки на каждый день — за хлебом мы каждый день будем ходить. Ол! Гуд (сеть бытовой химии — ред.), например, не сворачивает свой бизнес», — заявил эксперт.

Казань в целом обладает хорошими возможностями для развития.

«В Казани очень большие перспективы. Город ждет чемпионат мира по футболу, есть вложения, есть бюджеты для развития данного региона. У вас хорошо. Весь фундамент бизнеса подготовлен», — заявил Раймонд Абу Фадель.

Несомненно, снизится норма прибыли собственников, рассказал Абу Фадель, приводя примеры из зарубежного опыта.

«Полтора года назад доходность бизнеса в Италии составляла 5−7%. А в России тогда меньше чем за 40% никто не работал! У вас просто снизится прибыль. Катастрофы нет и не будет, лучше, чем в России, перспективы не найдется», — считает представитель международной корпорации.

СПРАВКА

«Рождественский саммит» — одно из крупнейших мероприятий рынков жилой, офисной, торговой и индустриальной недвижимости. Организаторами Саммита в Казани выступают НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» и ОАО «УК «Идея Капитал» — полномочный представитель гильдии в Татарстане.

Деловой центр РТ — интернет-портал TatCenter.ru — генеральный информационный партнер Саммита.

Новости
12 Декабря 2024, 14:20

Стоимость аренды жилья в Казани снизилась на 3%

Она составила 39 тыс. рублей в месяц.

В ноябре средняя стоимость долгосрочной аренды жилья в Казани уменьшилась на 3% и составила 39 тыс. рублей в месяц. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на сервис «Авито Недвижимость».

Снижение цен на аренду наблюдалось в 22 городах России. Самое значительное падение отмечено в Волгограде — на 10%, Калининграде и Новосибирске — по 9% в каждом, а также в Саратове и Нижнем Новгороде — на 8%. В целом по стране аренда жилья стала дешевле на 6%, средняя цена составила 33 тыс. рублей в месяц. При этом предложение квартир на рынке увеличилось: в ноябре оно возросло на 5% по сравнению с октябрем и на 31% относительно ноября прошлого года.

Напомним, Казань попала на четвертое место в списке российских городов с высокой арендой жилья на новогодние праздники.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: