«За любым спадом всегда идет подъем, и любой спад нужно использовать с пользой», — считает Елена Стрюкова, руководитель отделения Волга международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield. Консультанты и эксперты рынка во время «Рождественского саммита» в Казани пытались найти точки позитива в своих сегментах, опираясь на опыт прошлых лет.
Год 2014-й для торговой недвижимости и ее владельцев выдался непростым, заявляют эксперты. При этом на рынке были отмечены как позитивные, так и негативные тенденции.
Количество открывшихся торговых объектов в Казани превысило 2013 год. Тогда на рынок в сегменте качественных объектов вышли только ТЦ «Свита Холл» и «Олимп», а в году уходящем таких открытий было три — галерея ТК «Тандем», обновленный «Детский мир» на ул. Пушкина и семейный гипермаркет «Магнит» на ул. Чистопольская. По итогам года Казань сохранила шестое место среди городов-миллионников России по обеспеченности торговыми площадями — на 1000 жителей приходится 380 кв.м.
К очевидным плюсам специалисты, выступавшие в рамках секции «Торговая недвижимость», относят интерес к казанскому рынку ряда крупнейших международных и российских операторов. По словам Елены Стрюковой, на Казань «заглядываются» розничная сеть Carrefour, оператор универмагов Debenhams, ритейлеры ОКЕЙ, Лента, Техносила, Toy.ru и ряд других.
Эксперт выделила и ряд пришедших на казанский рынок брендов. Так, в Казань зашли Podium market, Золотое яблоко, Chicco и ряд других.
Однако список брендов, прекративших или серьезно снизивших присутствие в столице Татарстана, также выглядит солидным — Рив Гош, Чемпион, Romano Botta, New Look, Белый Ветер Цифровой, MediaMarkt, RikkiTikki и др. На очереди — Marcs & Spencer в ТЦ «Южный». Всего более 20 брендов так или иначе ощутили на себе последствия кризиса или ошибок в управленческих решениях.
Из позитивных событий рынка эксперт отметила консолидацию 100% акций ТРК «Тандем» в собственность Ак Барс Банка, а также реновацию ТЦ «Мега Казань» стоимостью 1,5 млрд рублей («Мега» также вкладывает около 1 млрд рублей в строительство станции метро возле комплекса).
Согласно цифрам, озвученным на секции «Торговая недвижимость» «Рождественского саммита 2014», в пяти крупнейших торговых центрах Казани всего 7% свободных площадей, при норме от 0 до 5% вакансий.
Однако если посмотреть на динамику, то доля вакантных мест даже у «крупняков» выросла за прошедший год в 2,5 раза. А анализ всех качественных торговых объектов Казани (всего эксперты относят к ним 21 ТЦ) показал, что пустуют 23% торговых площадей.
По словам нижегородских консультантов, в ТЦ их города пустуют, в первую очередь, галереи, и торговые объекты порой открываются с загрузкой 35%. «Сейчас будет действовать правило — семь раз отмерь, один отрежь. Нужно быть настороже», — заявляют эксперты.
Представители рынка, принимавшие участие в работе Саммита, отмечают, что арендаторы видят тенденцию низкой заполняемости и активно торгуются за скидки. Несмотря на номинальный рост ставок (+13%), собственники идут либо на временное снижение (3−6 месяцев), либо там, где аренда привязана к валютам, закрепляют курс условных единиц расчета.
В целом, посещаемость торговых центров Казани в 2014 году находилась на одном из самых низких уровней с 2010 года, заявила Елена Стрюкова. При этом выросшая за последний квартал конверсия посетителей, скорее, связана с новогодними закупками (или с тем, что клиенты стараются быстрее потратить обесценивающиеся рубли). Также более чем вдвое упал так называемый «индекс Макдоналдса» — количество посетителей в очереди в кафе быстрого питания.
«Посещаемость одна из самых низких за последние годы, конверсия — пока держится, но не стоит обольщаться… Народ поприжался, деньги держит», — рассказала эксперт.
«Научиться чему-то новому«
Рухнувшая покупательская активность, снижение курса рубля, инфляция — эти темы неоднократно поднимались во время «Рождественского саммита 2014». Однако эксперты и ряд профессионалов считают, что кризис — это время возможностей.
По словам генерального директора управляющей компании «AECOM Россия» Раймонда Абу Фаделя, «нужно оптимизирова
ть себя к той ситуации, которая есть на рынке», и научиться чему-то новому. Так, в Москве ряд компаний начал разработку торговых центров малой площади (до 10 тыс. кв. м) в спальных районах.
Люди пойдут в небольшие районные ТЦ за покупками «на каждый день», уверен директор казанского офиса NAIBecar Кирилл Батыгин. «Этот кризис дает возможность развития игрокам покупки на каждый день — за хлебом мы каждый день будем ходить. Ол! Гуд (сеть бытовой химии — ред.), например, не сворачивает свой бизнес», — заявил эксперт.
Казань в целом обладает хорошими возможностями для развития.
«В Казани очень большие перспективы. Город ждет чемпионат мира по футболу, есть вложения, есть бюджеты для развития данного региона. У вас хорошо. Весь фундамент бизнеса подготовлен», — заявил Раймонд Абу Фадель.
Несомненно, снизится норма прибыли собственников, рассказал Абу Фадель, приводя примеры из зарубежного опыта.
«Полтора года назад доходность бизнеса в Италии составляла 5−7%. А в России тогда меньше чем за 40% никто не работал! У вас просто снизится прибыль. Катастрофы нет и не будет, лучше, чем в России, перспективы не найдется», — считает представитель международной корпорации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: