Согласно недавнему опросу фонда «Общественное мнение» (ФОМ), наибольшую угрозу для нашего государства, по мнению россиян, представляет США (26% опрошенных), Китай (13%), Грузия (5%), Япония (3%) и наш новый геополитический противник по версии опрошенных — Белоруссия (2%).
Наши эксперты из числа политологов и представителей политических партий в основном согласны с общественным мнением, лишь братскую Белоруссию они не готовы записывать во враги, считая ее попадание в этот список результатом информационной кампании. «У нас телевизионное общество, люди ориентированы на то, что показывают по ТВ. Была серия негативных программ в адрес Александра Лукашенко, соответственно, негатив к Белоруссии вырос. У нас есть разногласия с Лукашенко, но они не делают нас врагами. Это просто смешно — считать врагом государство, которое, несмотря на неидиллические отношения, входит с нами в Союзное государство», — возмущен замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
О видоизменениях врагов размышляет доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш: «Поскольку мы живем в эпоху постмодернизма, эпоху, когда экономика определяет все и вся, то вряд ли можно найти страну, которая бы хотела военного конфликта с Россией. Есть страны, которые хотели бы получать то, что есть в России на более дешевых условиях. Если понимать под врагами конкурентов, то они есть. Россия в разделе мировой экономики может претендовать сегодня только на сырьевой сектор: на нефть, газ и металл. Доля не очень завидная, которая исключает высокотехнологичные отрасли. И, по сути, все те страны, которые не позволяют России выходить в более технологичный передел, являются конкурентами для России».
Некоторые из наших экспертов уверены, что надо искать врагов в не соседних странах, а в международных проблемах, а то и внутри страны. По мнению председателя партии «Яблоко» Сергея Митрохина, главный враг России — это не определенная страна, а наднациональные силы. «Враги России — это в первую очередь международный терроризм, который подпитывает бандформирования в Чечне, международная мафия, которая национальностей не знает и связана с организованными поставками наркотиков в Россию, и международные преступные группировки, которые оказывают влияние на политику государств, — отмечает он. — Поэтому, конечно, Россия должна иметь силы для отражения внешних угроз, однако подходить к вопросу адекватно, без бессмысленного ура-патриотизма, без идиотского пиара. Мы должны четко представлять своих врагов. Безусловно, они ведут свою работу против России, но не надо их мифологизировать, не надо придумывать врагов там, где их нет».
Митрохин полагает, что «назначать» стран-врагов — политика опасная, провоцирующая международное напряжение, поэтому со всеми государствами нужно добиваться выгодного для России мира.
В числе врагов России эксперты называют и процессы, вызывающие беспокойство во всем мире. «Враг России и всего человечества — это не страна, а бесконтрольное распространение различных видов вооружения по планете. Слава богу, пока еще не дошло до распространения химического, биологического и ядерного оружия», — говорит член фракции ЛДПР, председатель комитета ГД по делам СНГ и связи с соотечественниками Алексей Островский.
В свою очередь председатель ЦКС ДС Валерия Новодворская считает, что внешних врагов у нас нет. «У России только один враг — она сама. Ее армия, ее флот, ее ядерное оружие, ее нефть, ее газ и ее чекисты. Вне ее у России врагов нет. Потому что все беды России оттого, что она не может быть нормальной безопасной цивилизованной европейской страной. Что этому мешает? Империализм, милитаризм, неправильные установки народа, военщина, правящая чекистская хунта — все враги в пределах государственных границ», — скептически настроена оппозиционный политик.
Ни в экспертный рейтинг, ни в восприятие коллективного бессознательного не попали арабские страны, которые лихорадят революции, ни страны, входящие, по терминологии США, в «ось зла». Объяснение этому нашел Коктыш: «Можно говорить про исламский фундаментализм, но, по сути, он в последнее время тоже является инструментальным понятием и применяется в мировой экономической сфере. Если говорить об этой проблеме, а проблема эта есть, то под ударом оказываются больше европейские страны, а не Россия, которая как раз с исламом умее
т очень хорошо жить и не одно столетие это умение демонстрирует».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: